Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности работы по развитию речи младших школьников

Работа №79211

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников………..5
1.1. Язык, речь, речевая деятельность: основные понятия……………………..5
1.2. Возрастные особенности развития речи младших школьников…………10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
Глава 2. Методические особенности работы по развитию речи младших школьников………………………………………………………………………16
2.1. Анализ программ по развитию речи младших школьников……………..16
2.2. Современные подходы к решению проблемы развития речи……………19
2.3. Система упражнений………………………………………………………..25
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование развития речи младших школьников………………………………………………………………………30
3.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...30
3.2. Экспериментальное обучение……………………………………………...34
3.3. Результаты контрольного эксперимента…………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42



Актуальность исследования. Приоритетной задачей начального образования является развитие речи младших школьников. Данный постулат обусловлен требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Развитие речи – не стихийный процесс, поэтому на сегодняшний день перед учителями начального образования стоит задача развития речи учащихся. От того, насколько продуктивно она будет решаться, зависит успешность всего образовательного процесса. В свою очередь успешность выступает в качестве одного из приоритетов российского образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Выдающиеся педагоги, речеведы, лингвисты, методисты, такие как К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Е.И. Никитин и ряд других, занимались активной разработкой вопросов, связанных с развитием речи в психолого-педагогической науке.
Объект исследования – образовательный процесс, направленный на развитие речи детей.
Предмет исследования – процесс развития речи детей младшего школьного возраста посредством различных приемов и методов.
Гипотеза исследования – предложенная система работы представляет собой эффективное средство развития речи детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – выявление эффективности предложенных упражнений по развитию речи младших школьников.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия: язык, речь, речевая деятельность;
2) проанализировать возрастные особенности развития речи младших школьников;
3) дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего школьного возраста4
4) провести анализ программ по развитию речи младших школьников;
5) рассмотреть современные подходы к решению проблемы развития речи;
6) рассмотреть систему упражнений, направленных на развитие речи младших школьников;
7) провести опытно-экспериментальное исследование развития речи младших школьников
Методы исследования: теоретические и эмпирические (естественный педагогический эксперимент, тестирование; математическая обработка результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного комплекса упражнений в образовательном процессе для развития речи детей младшего школьного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня развитие речи младших школьников выступает одной из главнейших задач общеобразовательной школы. Если не происходит систематическое обогащение устной и письменной речи детей младшего школьного возраста, то невозможно эффективно повысить культуру речи детей, их общее литературное развитие.
Планомерная систематическая работа по развитию устной и письменной речи младших школьников приносит разные успехи, исходя из уровня подготовки и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Представленные примеры упражнений, по нашему мнению, вызовут интерес у младших школьников, тем самым способствуя активизации их мыслительной деятельности и формированию не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции. Таким образом, специальная работа по развитию речи младших школьников, подкрепленная соответствующими упражнениями, ориентирована как на развитие речи обучающихся, так и на развитие языковой личности в целом.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование развития речи младших школьников, в ходе которого были использованы следующие методы исследования:
эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование; математическая обработка результатов исследования.
Была проведена диагностика уровня развития речи младших школьников. Экспериментальная деятельность осуществлялась на базе МБОУ СОШ. Всего было задействовано 60 учеников. Учащиеся 2 «А» класса выступили в качестве экспериментального класса (30 чел.), учащиеся 2 «Б» – в качестве контрольного класса (30 чел.).
Для достижения поставленной цели исследования, а именно для диагностики уровня развития речи младших школьников, применялись несколько диагностических методик, а именно:
1) методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий»;
2) методика обследования речи младших школьников, разработанная Т.А. Фотековой.
В ходе констатирующего этапе исследования мы сделали вывод, что существует необходимость целенаправленной работы по развитию речи в соответствии с требованиями современного российского образования.
Было проведено экспериментальное обучение, в результате которого мы можем говорить о положительной динамике в развитии речи младших школьников.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2000. – 145 с.
2. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. — М., 2011. — 163 с.
3. Бирючинская Е.С., Нозикова Н.В. Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитияем речи // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. Отв. за вып: И.Н. Пугачев, А.В. Казарбин. 2018. С. 312–316.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
5. Бутакова Л.О. Язык, речь, речевая деятельность как предмет лингвистики и психолингвистики: XVI Березинские чтения и XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 845–850.
6. Вербенко Т.Н., Антонова Л.Г. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников// Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 106-111.
7. Воителева Т.М. Лингводидактические основы обучения русскому родному языку в школе // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1. С. 43–45.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
9. Зацепина М.Б., Брянцева М.В. Интегративный подход в формировании коммуникативных компетенций у младших школьников // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 41–49.
10. Зимняя И. А. учебник для вузов: - 3 - е издание, пересмотренное. -Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 432 с.
12. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Илларионова Ю.Г. М.: Просвещение, 1976. - 127 с.
13. Капарник Б. В. Речевые умения младших школьников // Научный аспект. 2013. № 4. С. 14 – 17.
14. Карпенко М.Т. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. - Москва: Просвещение, 1988. - 80 с.
15. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
16. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
17. Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 476 с.
19. Малкова Е.Е., Машнина Е.М. Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов // Педиатр. 2019. Т. 10. № 1. С. 117–126.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Педагогика, 1946. 704 с.
21. Юртаев С.В. Языковое пространство и языковое развитие младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. В. Юртаев. - Москва: ФЛИНТА, 2013. - 238 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ