Введение 3
Глава 1. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста: теоретический аспект 7
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Основы безопасного поведения в быту: понятие, виды, характеристики 15
1.3. Направления, формы и методы формирования основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 29
Глава 2. Опытно - поисковая работа по формированию основ безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста на примере
МДОУ «Детский сад «12» г. Артемовского 45
2.1. Анализ деятельности детского сада по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
45
2.2. Разработка и реализация тематической «Недели безопасности» для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 58
Заключение 67
Список используемой литературы 77
Приложения 76
Актуальность. «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста».
В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. «Сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасного поведения в быту.
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главная задача педагога - формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.
Формирование основ безопасного поведения в быту, неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «нельзя», «отойди», «не трогай». Или, напротив, пытаются объяснить что - либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом является образование (Соловьева Е.А., Бажина Е.А.) [4].
Одним из направлений реализации образовательной программы «Социально - коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Конкретное содержание этой образовательной программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности.
Итак, актуальность темы: «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста» обусловлена объективной необходимостью детей о правилах безопасного поведения, опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этом направлении.
Безопасность для старшего дошкольного возраста - это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни - он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их.
Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности.
Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1].
Противоречие: между необходимостью формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием целенаправленной работы по данному направлению в ДОО.
Проблема исследования: как сформировать основы безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в ДОО?
Тема исследования: «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: содержание формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в быту в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования основ безопасного поведения в быту разработать и реализовать тематическую «Неделю безопасности» в дошкольной образовательной организации для детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать тематическая «Неделя безопасности», составленная с учетом:
• возрастных особенностей детей;
• привлечения родителей;
• использование разных методов (наглядные, словесные), форм (моделирование заданных ситуаций, экскурсии, «минутки безопасности» и др.) работы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать формирование основ безопасного поведения в быту: понятие, сущность.
3. Рассмотреть направления, формы и методы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации «Детский сад «12» по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста г. Артемовского.
Методы исследования:
Теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические - анализ документов, наблюдение, опрос, тестирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» г.Артемовский, Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проведенный нами теоретический анализ психолого - педагогической литературы показал, что к старшему дошкольному возрасту относят детей в возрасте 5 - 7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Безопасное поведение в быту - изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения в быту, способное привести к аварийным и трагических ситуациям. К основам безопасного поведения в быту для детей старшего дошкольного возраста следует отнести представления детей об опасных бытовых предметах, представления об опасных ситуациях, представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является социально - педагогической проблемой, так как у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу, поэтому заниматься решением этой проблемы надо начинать в дошкольном возрасте, следовательно - это является важным направлением в деятельности ДОО .
Работа по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться по следующим направлениям: работа с воспитаниками, работа с родителями. Используются индивидуальные (самостоятельные игры (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях), групповые формы работы, а также разнообразные методы: словесные, наглядные, самостоятельные игры детей, совмесные творческие задания.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ №12 г. Артемовского, с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) и так же было проведено анкетирование родителей этих детей.
В исследовании принимали участие группа из 10 детей старшего дошкольного возраста , а так же из родителей 10 человек.
На начальном этапе опытно - поисковой работе был определен следующий уровень сформированности знаний:
• 2 ребенка (имеют ясные представления о себе, о месте жительства, о своих родителях, о том, как вести себя дома);
• 4 ребенка (имеют недостаточно точные представления о себе, о месте жительства, о своих родителях);
• 4 ребенка (не имеют ясных, четких представлений о месте жительства, о своих родителях, о том, как вести себя в сложных ситуациях).
Анализ анкетирования родителей показал следующие результаты.
Родители воспитанников знают о важности формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности, знакомят детей с правилами безопасности (в основном в быту).
С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольной образовательной организации было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях; также был проведен опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.
Для расширения и углубления знаний у старших дошкольников об экстремальных ситуациях в быту, мы провели исследование, по выявлению уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, в котором участвовало 10 человек (вся группа).
Результаты получились следующие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают как вести себя в опасных ситуациях, что является мотивацией для последующих наблюдений. С целью выявления уровня, соблюдения правил поведения старших дошкольников мы провели наблюдение за детьми в естественных условиях. Был определен следующий уровень сформированности знаний: 5 детей (знают как вести себя на прогулке, в группе, в спортивном зале и соблюдают необходимые правила поведения); 3 детей (имеют недостаточно точные представления о правилах поведения на прогулках, в группе, в спортивном зале и не всегда соблюдают их); 2 детей (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения на прогулках, в группе, в спортивном зале и соблюдают их редко).
Таким образом, проведя подробный анализ результатов беседы и наблюдений по выявлению уровня, соблюдения правил поведения старших дошкольников, мы пришли к выводу, что беседа не всегда является регулятором формирования знаний, поэтому необходимо использовать разнообразные методы для формирования знаний и их применений по правилам безопасного поведения.
Нами была разработана тематическая «Неделя безопасности». Тематическая «Неделя безопасности» проводилась в нашей группе с 12.06 по 16.06.2017 года с целью формирования у детей основ безопасного поведения в быту. Через месяц, после проведения тематической «Недели безопасности», было проведено контрольное исследование, с целью определения эффективности опытно - поисковой работы по формированию основ безопасного поведения в быту.
На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети стали на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся основ безопасного поведения в быту и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно, тогда как до занятий применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить их.
По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасного поведения в быту: 5 детей (имеют ясные представления о себе, о месте жительства, о своих родителях, о том, как вести себя дома); 3 ребенка (имеют недостаточно точные представления о себе, о месте жительства, о своих родителях); 2 ребенка (не имеют ясных, четких представлений о месте жительства, о своих родителях, о том, как вести себя в сложных ситуациях).
Проводя планомерную работу, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Данную работу надо проводить регулярно, а тематические «Недели безопасности» должны войти в план работы ДОО.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.144 с.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. М., 2009.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 2012.
4. Бажина Е., Кипина. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 76 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2006. 616 с.
6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность и охрана труда. М.: Высшая школа, 2001. 432 с.
7. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2010.
8. Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Старшая группа. Для работы с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 16 с.
9. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание.М.: 2011. 520 с.
10. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2013. №1 С. 4-9.
11. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. М.: Детство-Пресс, 2008. 96 с.
12. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика, 1986. 224 с.
13. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.,
2015.
14. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. В., 2014.
15. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников [Текст]: Планирование работы, конспекты занятий, игры /Т.П. Гарнышева. СПб.: Детство - Пресс, 2011. 128 с...