Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации

Работа №98411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации: теоретический аспект 8
1.1. Работа с семьей воспитанников, как направление деятельности
дошкольной образовательной организации 8
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно­образовательной среде дошкольной образовательной организации.... 15
1.3. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации 23
Глава 2. Опытно-поисковая Q работа Q по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации 37
2.1. Опыт работы Муниципальной бюджетной дошкольной
образовательной организации «Детский сад № 12» по
взаимодействию с семьями воспитанников 37
2.2. Комплекс мероприятий по использованию информационно­коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации и результаты его
апробации 48
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 73

Актуальность исследования. Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в Российской Федерации в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одной из главных проблем дошкольного образования в России, является взаимодействие детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И педагоги- дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что «владеть компьютером» должен каждый образованный человек.
С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» выделена задача, которая стоит перед дошкольной организацией: «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности» [33]. В соответствии с документом «ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-­коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно­-образовательном процессе[72].
С введением ФГОС ДО изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с родителями дошкольников. Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к настоящей теме исследования.
Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации несомненно являются оптимальной моделью для успешного овладения информационными технологиями. Для того, чтобы сориентироваться в большом потоке компьютерных программ, педагоги дошкольной образовательной организации должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями позволяет решить ряд задач: обеспечить открытость воспитательно-образовательного процесса, способствовать становлению партнерских взаимоотношений семьи и педагогов детского сада, компетентного использования компьютера в домашних условиях, выработке единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.
Данная проблема нашла отражение в работах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Л.В. Свирская, и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка.
Отмеченные выше обстоятельства обусловили наличие противоречия между необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем разработанности данного вопроса.
Описанное противоречие обуславливает проблему исследования: как использовать информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: работа с семьей воспитанников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание использования информационно-­коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: информационно-коммуникационные
технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации будет успешно реализованы, если: создан банк компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию информационно­коммуникационных технологий в работе с родителями.
Для достижения поставленной нами цели были определены следующие задачи:
1. Изучить работу с семьей воспитанников, как направление деятельности дошкольной образовательной организации.
2. Описать использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной среде дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть применение информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 12» по взаимодействию с семьями воспитанников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение по теме работы;
• эмпирические: анализ документов, анкетирование, математическая обработка результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №12» (МБДОУ №12), Свердловская область, Артемовский район, поселок Буланаш.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение опытно-поисковой работы по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Современные требования к системе образования в целом и, в частности, к дошкольному образованию, предполагают решение таких задач, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Большое внимание уделяется организации взаимодействия с родителями, созданию условий для вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
Работа ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе определяется как педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.
Можно сделать вывод, что использование ИКТ в работе с семьей становится жизненно необходимым. С помощью этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношении с детским садом.
В наш век быстроразвивающихся технологий и дошкольному образованию оставаться на старом уровне нельзя, но с помощью старых знаний нового образования не построить, поэтому возникает необходимость развиваться, учиться, постигать новое. Однако следует отметить стремление педагогов ДОО идти в ногу со временем, работать и творить в режиме развития, изучать возможности информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации, принципиально иначе подходить к оценке возникающих проблем в организации воспитательно-образовательной среды.
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации в деятельности воспитателя могут дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.
В опытно-поисковой работе принимали участие педагоги и специалисты ДОО - 20 человек, родители воспитанников дошкольной образовательной организации - 20 человек.
Нами была определена цель: проверить использование информационно­коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации.
В качестве метода исследования, мы выбрали анкетирование.
1. Анкета для педагогов.
Компьютер имеется у всех педагогов. Используются педагогами следующие ИКТ: текстовый редактор, интернет, электронные презентации применяют в своей работе 8 педагогов, мультимедийные диски применяют в своей работе 5 педагогов, другое использование ИКТ используют 3 педагога.
ИКТ, используемые педагогами в работе с родителями: 7 педагогов не используют ИКТ в работе с родителями, 6 педагогов применяют мультимедийные презентации, форум сайта дошкольной образовательной организации (не нашего). Остальные педагоги (7 человек) в работе с родителями используют информационные технологии (интернет, связь через социальные сети, презентации и др.).
2. Анкета для родителей.
По итогам анкетирования родителей мы определили следующие критерии и показатели готовности к информационному взаимодействию: отношение к взаимодействию посредством информационно-коммуникационных технологий; практическое использование информационно-коммуникационными технологиями; наличие умений использования информационно­коммуникационных технологий.
Нами была выявлена готовность родителей к взаимодействию с дошкольной организацией. Однако было установлено, что присутствует недостаточная информированность родителей о деятельности учреждения, негативное отношение к взаимодействию посредством ИКТ, обусловленное непониманием его возможностей.
Поэтому мы сделали вывод о необходимости разработки и проведения комплекса мероприятий по использованию информационно­коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации для вовлечения педагогов и родителей воспитанников в совместную деятельность.
Цель: вовлечение педагогов ДОУ и родителей воспитанников в совместную деятельность посредством использования ИКТ.
После проведения комплекса мероприятий педагогам и родителям снова были предложены анкеты.
Выявлено, что после реализации комплекса мероприятий 6 родителей стали относить себя к уверенным пользователям ИКТ (увеличение показателя на 5 единиц); 11 родителей отметили, что при использовании ИКТ им требуется помощь (увеличение показателя на 5 единиц); 3 родителей высказались о том, что умений пользоваться ИКТ у них нет (снижение показателя на 10 единиц за счет увеличения количества родителей, умеющих пользоваться ИКТ).
Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации
способствовал расширению представлений о возможностях применения ИКТ в процессе взаимодействия с родителями воспитанников, активному применению этих технологий в профессиональной деятельности, а также повысил заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Хочется отметить, что педагоги, используя ИКТ в своей работе, открывают для себя очень много нового и интересного. Они вместе с детьми, с родителями входят в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учатся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становятся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет педагогам удовольствие. С каждым днем все больше педагогов в учреждениях образования начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ.
Таким образом, данная работа позволяет прийти к следующему выводу о том, что информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников ДОО активизируют работу педагогов с родителями в воспитании дошкольников, дают возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызывают желание стать полноправными участниками образовательного процесса в ДОО.


1. Аверьянова О.В. Детский сад и семья - единое пространство // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 5. С. 98 - 103.
2. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования - образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2016. С. 119-124.
3. Аниськин В.Н. Особенности современной информационно­образовательной среды и проблемы кибернетического обучения // Фундаментальные исследования, 2015. № 3. С. 81-82.
4. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. С. 66.
5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
6. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2012. № 9. С. 52.
7. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи (методика воспитательной работы): учеб.-метод, пособие. Ярославль: Академия развития, 2013.
8. Баскаев, Р. В режиме инновационного развития: из опыта построения управления образованием на муниципальном уровне/Р. Баскаев, Г. Шапоренкова. //Учитель. 2005. N 5. С. 25-30.
9. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. 2006. №3. С.9­11.
10. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ, М, «Сфера», 2015.
11. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л.
Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 82 -92.
12. Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Н.П. Борисова, С.Ю. Занкевич // Дет. сад. управление. 2007. №2. С. 5.
13. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
14. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.
15. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 304с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ