Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями воспитанников ДОО

Работа №98394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников дошкольной образовательной организации 7
1.1. Неполная семья как объект социально-педагогической
деятельности 18
1.2. Методы и формы социально-педагогической деятельности
с неполными семьями воспитанников дошкольной образовательной организации 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников в МБ ДОУ №21 г. Артемовский 26
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности детского сада с
неполными семьями 26
2.2. Первичная диагностика по выявлению проблем у неполных семей
воспитанников МБДОУ № 21 г. Артемовский 38
2.3. Мероприятия по социально-педагогической деятельности с
неполными семьями воспитаннико 50
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Приложения 72

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы одной из главных задач ставится: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. Данное положение определяет семью как главный институт воспитания, фактор социализации личности ребенка, как комплекс условий и средств этого. Современные социологические, психологические и социально-педагогические исследования семьи доказывают, что: «именно семья имеет первостепенное значение для сознательной и личностной психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а, следовательно, и формирование личности» [2, с. 33].
В настоящее время в России отмечен повышенный интерес учёных к проблемам современной семьи. Это объясняется не только профессиональной проблематикой, но и наличием значительных трудностей в развитии этого социального института: меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечет за собой рост числа разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни.
По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Доказано, что данная ситуация не способствует полному и качественному обретению ребенком своих социальных представлений, приоритетов, а также освоению половозрастных особенностей. Со стороны матери, как правило, происходит дисгармонизация родительских функций в сторону жалости к своему ребенку, потакание его капризам, желание «загладить» (порой неоправданную) вину за отсутствие отца в семье, гиперопека и т.д.
Некоторые исследователи жизнедеятельности неполной семьи (А. И. Захаров, И. С. Кон, А. В. Мудрик) полагают, что неполная семья даже при самых благоприятных условиях не обеспечивает гармоничного и полноценного развития детей, так как при этом нарушается естественная среда воспитания, создаваемая совместно отцом и матерью. Неумение педагогически правильно выстроить отношения с ребенком в неполной семье, как правило, приводит к серьезным проблемам, как личностного, так и межпоколенного характера. Доказано, что неблагополучная семья порождает трудных детей, что создаёт социальные проблемы для самих детей, их родителей, школы и общества в целом. В будущем эти дети создают свои такие же неблагополучные семьи [3]. Так, исследователи семейных проблем (Е. М. Арнаутова, Н. Л. Малявко, Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова, В.М. Целуйко и другие) считают, что раннее включение ребенка и его семьи в процесс социально-педагогического сопровождения способствует нормальному функционированию семьи. Таким образом, необходимость разработки и использования социально­педагогических технологий, направленных на повышение воспитательного потенциала неполной семьи, является очевидной.
В данном контексте необходимо отметить, что чем раньше неполной семье будет оказываться квалифицированная помощь, тем гармоничнее могут стать детско-родительские отношения и социальный статус семьи в целом. Исследователи проблем семейного воспитания единодушны в том, что социально-педагогическое сопровождение неполной семьи должно быть направлено на создание условий для успешной социальной адаптации её членов В работе с неполной семьёй в условиях ДОО деятельность по включению родителей в образовательно-воспитательный процесс дополняется специфическим социально-психолого-педагогическим процессом помощи такой семье.
Противоречие: между потребностью в социально-педагогической деятельности с неполной семьей в ДОО и недостаточностью методических материалов, обосновывающих ее структуру и содержание.
Проблема исследования: каким должно быть содержание социально-­педагогической деятельности с неполной семьей воспитанников ДОО?
Актуальность и наличие противоречия и проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями воспитанников ДОО».
Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников ДОО.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников ДОО.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий социально-­педагогической деятельности по работе с неполными семьями воспитанников ДОО.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическая деятельность ДОО с неполными семьями будет успешной, если:
• будет строиться с учетом проблем и потребностей неполной семьи;
• будет включать просвещение по психолого-педагогическим аспектам;
• консультирование по социально-правовым вопросам;
• направлена как на родителя, так и на ребенка.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие «неполная семья» как объект социально­-педагогической деятельности;
• охарактеризовать методы и формы социально-педагогической деятельности с неполными семьями в условиях МБДОУ №21;
• провести первичную диагностику по выявлению проблемы воспитанников из неполных семей;
• частично апробировать программу социально-педагогической деятельности по работе с неполными семьями воспитанников ДОО.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, анализ документов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» г. Артемовский, Свердловская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение социально­педагогической деятельности с неполными семьями в дошкольной образовательной организации позволило сделать следующие выводы.
Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания. Анализ литературы по проблеме неполных семей выявил ряд особенностей воспитания детей в данной категории семей, обуславливающих необходимости социально-педагогической помощи:
• недостаточное влияние на ребенка внутри семьи;
• односторонность воспитательного воздействия;
• проявление неуравновешенности родительских чувств;
• возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.
Социально-педагогическая деятельность была определена как разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Формы социально-педагогической деятельности в ДОО выделяются по объекту воздействия:
• с педагогами (консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, семинары, «круглые столы» с родителями);
• с родителями (анкетирование, индивидуальные беседы, посещения на дому, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная»);
• с детьми (интервьюирование, занятия по правам ребенка, организация экскурсий по ознакомлению с социумом - библиотека, школа, музыкальная школа, ДК).
По способу организации методы работы с неполной семьей могут быть условно разделены на четыре группы:
• индивидуальные (беседы, консультирование, социальный патронаж, посещение на дому);
• групповые (групповая консультация, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи);
• коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий);
• наглядно-информационные (выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки).
Анализ социально-педагогической деятельности с неполными семьями в МБДОУ № 21 заключается во взаимодействии с неполными семьями, цель которых - оптимизировать семейные отношения между одинокими родителями и их детьми, разработать рекомендации для родителей. Социально­педагогическая деятельность с данной категорией семей включает в себя:
• диагностику: изучение особенностей функционирования неполной семьи и степени влияния микросреды на членов семьи;
• организационно-коммуникативную деятельность: психолого­
педагогическое просвещение одиноких родителей, организация общения родителей и детей;
• профилактику: предотвращение различного рода проблем, возникающих в неполной семье;
• правозащитную деятельность: консультирование неполных семей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей, взаимодействие с другими социальными институтами и учреждениями;
• организаторскую деятельность: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности.
В структуру социально-педагогической деятельности в МБДОУ № 21 также входит диагностирование проблем, социально-педагогическая защита семьи и личности ребенка, психолого-педагогическое просвещение родителей, распространение опыта семейного воспитания. Специалистом организуется проведение индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, оказывается консультативную и специализированную помощь одиноким родителям. Педагогическая помощь дошкольникам из неполных семей в решении проблем социализации также является органической частью дошкольной системы социально-педагогической поддержки.
Первичная диагностика по выявлению проблем у неполных семей воспитанников МБДОУ № 21 выявила следующие проблемы:
• методика «Рисунок семьи» показала, что у воспитанников из неполных семей имеются такие проблемы во внутрисемейных отношениях, как чувство непринадлежности к семье, эмоциональные конфликты и враждебность по отношению к родителям, недовольство семейной ситуаций, чувство неполноценности, сниженная самооценка (особенно это касается мальчиков).
• по результатам данных методики Р. Жиля можно сделать заключение о наличии некоторого искажения детско-родительских отношений в неполной семье (характерным выступает сформированность отношений к матери, что очевидно из самой структуры семьи и, наряду с этим отсутствие адекватного восприятия и отношения к отцу);
• на основании результатов диагностики детско-родительских отношений в неполных семьях (А.Я, Варга, В.В. Столин) были обнаружены нарушения в детско-родительских отношениях, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние детей.
• результаты анкетирования родителей из неполных семей показали, что ведущими проблемами неполных семей является недостаток внимания родителей к детям и неблагоприятная атмосфера, сложившаяся в семье.
Следовательно, необходимо определить способы решения проблем семьи и ребенка. Для этого предполагается разработка комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников, задачами которого являются:
• воспитание, развитие и социальная защита ребенка из неполной семьи;
• формирование эффективного (оптимального) типа родительского отношения;
• гармонизация взаимоотношений между родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
• развитие эмоционального благополучия ребенка, установление гуманных, здоровых отношений в семьях воспитанников.
В первую часть комплекса мероприятий входит работа с родителями группы и индивидуальная работа с родителями, вторая часть включает в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско- родительских отношений в неполной семье.
Результатом проведения комплекса социально-педагогических мероприятий у родителей из неполных семей стало:
• формирование адекватной модели поведения с ребёнком;
• повышение воспитательной компетентности, уровня педагогических знаний и умений;
• активизация позитивного мышления, помогающего преодолевать трудности воспитания.
Результаты повторной диагностики выявили:
• по методике «Рисунок семьи» - значительные улучшения по базовым симптомокомплексам («благоприятная семейная ситуация», «конфликтность», «чувство неполноценности в семейной ситуации»);
• по методике Рене Жиля - значительное улучшении показателей эмоционального благополучия детей из неполных семей;
• по методике «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) - преобладающим типом родительского отношения в семьях
воспитанников стала «кооперация», который воссоздаёт социально желаемый образ родительского отношения.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абрамовских Н. В. Системы ценностей социально-педагогической
деятельности // Известия Уральского государственного университета.
2008. Т.60. С.146-150.
2. Абрамовских Н. В. Сущность и особенности социально-педагогической
деятельности [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 01.10.2017).
3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 2006. 67 с.
4. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия
общественного и семейного воспитания «педагог-семья». М.: НОРМА,
2009. 20 с.
5. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. М.:
Наука и техника, 2007. 34 с.
6. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи:
социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография. М.: Интеллектуальная книга. Новый хронограф,
2010. 327 с.
7. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная
категория. М., Наука, 2002. 56 с.
8. Воробьева И. В. Особенности и педагогическая поддержка детско-
родительских отношений в неполной семье // Молодой ученый. 2015. №10. С. 119-121.
9. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: «ВЛАДОС»,
2000. 416 с.
10. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. СПб.,
1998. 229 с.
11. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. М.: Институт Социологии РАН, 2006. 223 с.
12. Гурко Т.А.Тенденции развития института семьи в России // Женщина. Общество. Образование. Материалы 12 международной научной конференции (18-19 декабря 2009 г.). Мн., 2010. С.140-143.
13. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. Российская Академия Наук Институт Социологии. М.: 2008. 326с.
14. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 75-79.
15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 146 c...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ