Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

Работа №98391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
1.1. Сущность понятия «творческое воображение» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности творческого воображения
у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Потенциал занятий аппликацией в развитии творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
2.1. Диагностическое исследование уровня развития творческого воображения на занятиях по аппликации у старших дошкольников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84


Актуальность исследования обусловлена внесением изменений в систему образования. В соответствие с законом об образовании [46] дошкольное образование является первой ступенью образования, что повлекло за собой изменение требований к дошкольному образованию и подготовки детей к школе. Современные условия жизни призывают к воспитанию творчески активного и целеустремленного человека, что диктует необходимость создания оптимальных условий в дошкольной организации для воспитания такой личности. К одному из таких условий можно отнести развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [15], творчество — базовая национальная ценность, т. к. происходит формирование эмоционально-чувственной сферы личности ребенка как основы его отношений к природе, к искусству, к другим людям и самому себе, формирование положительных эмоционально-чувственных художественно-образных первоначальных представлений о разных компонентах художественного творчества. Творчество содействует становлению творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, содействует развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) творческое воображение является компонентом художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок понимания произведений искусства (изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В целевых ориентирах указываются направления развития ребенка «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого» Одна из задач ФГОС ДО приводит к «созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [47].
Один из принципов художественно-эстетического развития — это формирования познавательных действий ребенка и познавательных интересов через его включение в творческую деятельность. Проблема развития творческого воображения у детей стоит в ряду наиболее острых, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Как показали исследования Т.С. Комаровой, Л.С. Выготского воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного творческого процесса.
Таким образом, нами была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией».
Для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста аппликация имеет большое значение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей в том числе и развитие творческого воображения. И.А. Лыкова утверждает, что старшие дошкольники, в процессе занятия аппликацией, способны выделять существенные свойства предметов и явлений, а так же устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
В связи с актуальностью темы была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Предмет исследования: комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для анализа были разработаны задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческое воображение».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческого воображения старших дошкольников.
3. Проведение опытно-поисковой работы по выявлению уровней развития творческого воображения на занятиях аппликацией у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
4. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи по вопросам творческого развития в области дошкольного образования (И.А. Лыкова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева); по изучению воображения как основы творческих способностей (Л.Д. Столяренко, А.Я. Пономарев, А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин); развитие творческого воображения (А.А. Любинский, Л.С. Выготский).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей.
Сравнительно-сопоставительные методы исследования: анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческого воображения детей. Также следует отметить практическую значимость продукта проектной деятельности, который может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База опытно-поисковой работы: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 51 «Лесовичок» города Новоуральска. В опытно-поисковой работе приняло участие 15 дошкольников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 50 источников, 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях, проблема развития творческого воображения у детей стоит в ряду наиболее острых, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Одним из центральных направлений работы является развитие творческого воображения на занятиях аппликации у детей старшего дошкольного возраста. Для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста аппликация имеет большое значение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей в том числе и развитие творческого воображения. Теоретический анализ литературы таких ученых, как И.А. Лыкова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, Л.Д. Столяренко, А.Я. Пономарев, А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.А. Любинский, Л.С. Выготский, и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. Творческое воображение — это деятельность, заключаемая в создании новых представлений, образов и мыслей, в которых ребенок отражает окружающую действительность. (А.В. Петровский).
На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как А.В. Запорожца, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, А.В. Петровского и др., мы определяем развитие творческого воображения в единстве трех показателей: разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения, самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения, использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности. Разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения проявляется когда ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа и стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм; самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения — в эмоциональном-ценностном отношении для выразительности образа и самостоятельно, мотивированно ребенок занимается аппликацией для его выразительности, используя свое воображение; использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности проявляется когда ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности.
2. На основании анализа А.Я.Пономарева, А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, А.А. Любинской, Л.Л. Мищенко и др., выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее подходящий для развития творческого воображения. В этом возрасте старший дошкольник может самостоятельно создавать новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты творческой деятельности, и его развитие играет большую роль в формировании познавательной сферы. И для того чтобы представить какой-то образ, идею дошкольник обращается к воображению.
Одной из возможностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, а именно занятия аппликацией. В ходе этих занятий ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа (показатель разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения); дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно заниматься аппликацией с интересом и в эмоционально-целостном отношении для выразительности нового образа, созданного ими (показатель самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения); от использования различных приемов и способов изображения, ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от достижения своего результата, от оригинальности замысла и от открытия своих возможностей в творческой деятельности (показатель использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности).
3. Рассмотрев организацию занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста, ее формы, виды, приемы, структуру можно сделать вывод, что аппликация — это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее использования (М.А. Гусакова). Она направлена на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Систематическое обучение детей старшего возраста техникой аппликацией разнообразными способами и видами, а так же используя различные материалы создает основу для проявления творческого воображения, расширяет кругозор ребенка и обогащает его эстетическое чувство.
При занятии аппликацией у детей старшего дошкольного возраста развиваются интеллектуальные способности, мышление, мелкая моторика рук, память, воображение, учит ребенка думать, анализировать сравнивать и соизмерять и проявлять интерес к разным способам выполнения композиции (показатель разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения); аппликация позволяет детям отражать в творческой работе свои впечатления об окружающей мире, свое отношение к окружающему, свои эмоции для выразительности образа, самостоятельность, выразительность замысла, творческое воображение, а так же имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического трудового, нравственного и умственного развития. Главной задачей педагога, на занятиях по аппликации, является умение заинтересовать детей, развивать у них творческий интерес, не навязывая при этом собственного мнения (показатель самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения); для детей старшего дошкольного возраста новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные не повторяющиеся задания, возможность выбора влияет на их эмоциональное отношение для выразительности образа, на интерес к выполнению аппликации, и дети получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от использования различных способов и приемов изображения (показатель использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности).
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач по развитию творческого воображения, и проведен комплекс занятий по аппликации. Выявлено, что в ходе этих занятий у детей старшего возраста сформировалась активность и самостоятельность при выполнении разных работ, сформировались новые знания и умения в применении новых техник аппликации, использовав свое воображение они проявляли интерес к разным способам выполнения данных заданий при создании новых образов, получали удовольствие от достижения своих результатов, от открытий своих возможностей в творческой деятельности.
Выбор тем, содержания, методов, видов и структуры организации занятий аппликацией обеспечил положительный результат в развитии творческого воображения, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.



1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст] — Спб. : КАРО, 2004. — 210 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1988. — 224 с.
3. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
4. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 441 с.
5. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : Пособие
для воспитателя дет. сада / В. В.Гербова, Р А. Иванкова,
Р Г. Казакова и др. ; Сост. Г. М. Лямина. — М. : Просвещение, 1984. — 288 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] 3-е изд. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. — Спб. : СОЮЗ, 1997. — 96 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] — М. : Педагогика, 1987. — 344 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2005. — 136 с.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : Информ. метод, пособие курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М. : Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
11. Грибовская, А. А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников [Текст] Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 208 с.
12. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.
— М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.
13. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 1999. — 344 с.
14. Гусакова, М. А. Аппликация [Текст] : Учебное пособие
для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное
воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». — М. : Просвещение, 1987. — 128 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. — М. : Просвещение, 2010. — 23 с.
16. Джин Вант Хал. Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Джин Вант Хал ; пер. с англ. Е. Куприяновой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 320 с.
17. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] Смоленск, 1974. — 153 с.
18. Запорожец, И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст]
— М., 2005. — 186 с.
19. Казакова, Т Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] — М., 1985. — 192 с.
20. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 159 с.
21. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
22. Комарова, Т С. Красота. Радость. Творчество : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Электронный ресурс] Изд 3-е, испр. и доп / Т С. Комарова, А. В. Антонова. — М. : Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. URL :http://turanskdsn1.my1.ru/dokumenti/programma.pdf (дата обращения: 15.02.2017).
23. Комарова, Т С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать [Текст] / Т С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005, № 2. — С. 37-39.
24. Комарова, Т С. Детское художественное творчество [Текст] : Методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т С. Комарова — М., 2005. — 190 с.
25. Комарова, Т С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество [Текст] — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 192 с.
26. Комарова, Т С. Коллективное творчество детей [Текст] Учебное пособие / Т С. Комарова, А. И. Савенков. М. : «Российское педагогическое агентство», 1998. — 106 с.
27. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка») [Текст] — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 175 с.
28. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] — М. : Просвещение, 1977. — 253 с.
29. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст] : Лаб. Практикум : Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.). — М. : Просвещение, 1987. — 97 с.
30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] 4-е изд. — М. : Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
31. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] — М. : Переиздание«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. — 208 с.
32. Лыкова, И. А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] — М. : ИД «Цветной мир», 2014. — 144 с. URL : http://edu.mari.ru/mouo-
yurino/sh4/Lists/List 16/Attachments/64/рабочая программа Цветные ладошки.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
33. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1971. — 416 с.
34. Малик, О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками : развиваем самостоятельность [Текст] — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
35. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] — СПб., 2003. — 364 с.
36. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Т С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т С. Комаровой. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 1991. — 256 с.
37. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду [Текст] Учебник для учащихся пед. училищ. Под ред.пед.наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5-е, испр. — М. : Просвещение, 1971. — 256 с.
38. Нагибина, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги [Текст] Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. — Ярославль : «Академия развития», «Академия, К0», 1998. — 224 с.
39. Немов, Р С. Психология [Текст] Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1 : Общие основы психологии. — 688 с.
40. Пантелеева, Л. В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / Л. В. Пантелеева,
Е. Каменов. — М. : Просвещение, 1987. — 287 с.
41. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М. : Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
42. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Вопросы психологии — 1990. — №1. — С. 16-19.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : В 2т. Т II. — M. : Педагогика, 1989. — 328 с.
44. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Дону : «Феникс», 2000. — 672 с.
45. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2001. — 336 с.
46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) — 160 с. URL :http://wwwconsultant.ru/document/cons__doc__LAW_140174/(дата обращения: 10.03.2016).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г № 1155 [Электронный ресурс] — 32 с. URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.03.2016).
48. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
49. Художественно-эстетическое развитие дошкольников [Текст] Интегрированные занятия : музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е.П. Климова. — Волгоград: Учитель, 2005. — 187 с.
50. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : «Академия»,
2002. — 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ