ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Определение понятия «нравственные представления» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности художественной деятельности в формировании
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают огромное влияние на личность подрастающего поколения. Заметно изменились акценты к воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста, в сторону воспитания нравственных качеств личности, таких как дружелюбие, сострадание, честность, справедливость, трудолюбие, добросовестность и др.
Нравственное воспитание всегда имело перспективный характер, т.е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом социального заказа. Современные стандарты на основе принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ставят задачу организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Наиболее благоприятные условия формирования нравственных представлений у детей создаются в процессе художественной деятельности: слушания и обсуждения прочитанных сказок, обсуждения и моделирования реальных житейских ситуаций в театрализациях, рассматривании образцов живописи и создании собственных произведений, обсуждении поэтических и музыкальных произведений и т.д. Именно в эти моменты ребенок активно усваивает нравственные нормы и выражает свое отношение к поступкам героев, тем самым, приобретает определенный нравственный опыт.
Отечественная педагогика, создавая методику нравственного воспитания детей, прежде всего, опирается на опыт Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, которые с помощью сказки воспитывали у своих учеников нравственные качества личности. Вопросы влияния искусства на воспитание и развитие ребенка освещаются в исследованиях Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, и в психолого-педагогических научных работах В.С. Кузиной, Н.Н. Ростовцевой, Е.В. Шороховой, и др. Эти ученые отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для формирования нравственных представлений и развития важнейших качеств личности - интеллектуальной инициативы, направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира, настойчивости в достижении цели, любовь к родине, любовь к отечеству и родной природе, трудолюбию.
Анализ актуальности проблемы исследования обусловил выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Проблема исследования заключается в поиске, теоретическом обосновании и проверке содержания педагогического сопровождения успешного формирования нравственных представлений - основы воспитания нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность комплекса непосредственно-образовательной деятельности, направленного на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс непосредственно-образовательной деятельности, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
В соответствии с целью исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены задачи исследования:
1. На основе анализ теоретических и методических публикаций по теме исследования раскрыть сущность понятия «нравственные представления» у детей.
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности художественной деятельности в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести констатирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс непосредственно-образовательной деятельности, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать его в практике воспитания.
Теоретика - методологической основой исследования являются философские, психологические положения о нравственном воспитании (Е.М. Бабосов, Н.В. Рыбакова), философские положения (В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина), раскрывающие смысл нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславская), общие положения о нормах поведения (С.Н. Карпова, С.А. Козлова, И.Э. Куликовская), концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы, научно-методической, учебной, периодической литературы по проблеме исследования; эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, тестирование, опрос, метод качественной и количественной обработки данных, экспериментальные: опытно-поисковая работа.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение №326, города Екатеринбурга, Свердловской области. Восемнадцать детей подготовительной группы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов занимало и занимает самое видное место в жизни общества. На современном этапе развития общества решения проблемы нравственного воспитания в дошкольном возрасте видятся в формировании у подрастающего поколения представлений о нравственных ценностях, норм и правил поведения, содержащихся в культуре своего народа.
Формирование нравственных представлений рассматривается в педагогике как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний: понятий, правил, норм, оценок, ценностей цель которого сообщить ребенку совокупность знаний о нравственных принципах и моральных нормах общества, которыми он должен овладеть.
Эффективным средством нравственного воспитания являются произведения народного творчества - сказки, пословицы, поговорки, моделирование жизненных ситуаций, инсценирование, упражнения и др. Среди множества жанров устного народного творчества мы в своей работе опирались на народные сказки, рассказы так как именно в них, на наш взгляд, четко, эмоционально ярко, образно, лаконично, без особого назидания сформулированы те нравственные ценности, которые наиболее актуальны, доступны и понятны для детей младшего школьного возраста, а именно: доброта, дружелюбие, уважение к людям, природе, ко всему живому и др.
На основе изученной литературы по проблемам нравственного воспитания были сделаны следующие выводы:
Основой нравственности являются качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной, личной жизни.
Формирование нравственных качеств личности выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения. Задачей взрослых является, во-первых, демонстрация нравственных эталонов поведения сензитивных для детей дошкольного возраста, понятных им и, во-вторых, создание благоприятных условий для формирования у детей этих эталонов. Моральные нормы должны даваться непринужденно, без особых наставлений. Чтобы не получалось разрыва между моральными знаниями и моральным поведением, необходим анализ произведения, формулирование нравственного содержания, заключенного в нем, выражение его в словесной форме. А также необходимо создавать условия для «упражнения» в поведении, соответствующем определенной норме, то есть включать ребенка в деятельность, так как именно в деятельности усваиваются нравственные ценности, эталоны поведения.
Рассматривая психолого-педагогические особенности формирования у детей дошкольного возраста нравственных представлений, мы выделили показатели уровней их сформированное™:
- знание нравственных норм и правил поведения;
- умение сформулировать свое отношение к поступкам героев русских сказок, дать им нравственную оценку и определение собственной нравственной позиции в жизненной ситуации и в процессе изобразительной деятельности;
- умение совершать нравственные поступки в обыденной жизни.
Анализ методических рекомендаций по организации нравственного воспитания дошкольников позволил нам дать качественные характеристики каждому из них.
Анализ программ и методической литературы позволил нам выделить содержание нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте, разработать тематический план проведения занятий и структуру занятий, которые апробированы нами на практике. Занятия подтвердили положение о том, что при нравственном воспитании дошкольников необходимо исходить из их собственного опыта, создавая при этом условия для «упражнения в поведении», соответствующем определенной норме.
Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности нашей работы.
1. Безруких, М.М. Я и другие я, или правила поведения для всех./
[Текст]- М.: Политиздат,1991. - 314 с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. / [Текст] В 2 ч. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - 73 с.
3. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. / [Текст] - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 144 с.
4. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. / [Текст]- М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
5. Бондаревская, Е.В. Гуманизация воспитания старших школьников. [Текст] - Ростов на Дону : Феникс, 1998. - 198 с.
6. Буре, Р.С. Нравственное воспитание дошкольников. [Текст] - М., 2002. - 164 с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 7. - С. 43-46.
8. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, Л.Я. Панкратова, Л.Н. Комиссарова и др. - М.: Просвещение, 2000. - 79 с.
9. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников[Текст]: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
10. Винокурова, О.В. Динамика социо-эмоционального развития детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ[Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Калуга: Калужский гос. пед. ун-т, 2004. - 22 с.
11. Возрастная и педагогическая психология[Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособ. для студ. высших. учеб. заведений./Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожин, В.В. Зацепин, - М.: Академия, 2001. - 368 с.
12. Воспитание детей в игре[Текст]. Пособие для воспитателей детского сада. / Д.К. Зинченко, А.П. Бочкарева и др. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 122с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]- СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. [Текст] В 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. Вопросы детской психологии. Т 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
15. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст]. - М.: Изд-во Акад. Наук РСФСР, 1960. - 151 с.
16. Година, Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности [Текст]. - М., 2011.
17. Гумницкий, Г.Н. Нравственный поступок и его оценка [Текст]. - М.: Знание, 1978. 64 с.
18. Давыдов, В.В. Философско-психологические проблемы развития образования [Текст]. - М.: ИНТОР, 1994. 221 с.
19. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]- М.: Книга, 2010. 58 с.
20. Дошкольная педагогика[Текст]. Учеб. пособие. Ч. 1. / под ред. В.И.
Логиновой, П.Г. Саморуковой и др. - М., 2003. 256 с.
21. Дошкольная педагогика[Текст] : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева / под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. 510 с.
22. Игровое моделирование[Текст]: Методология и практика. / Отв. Ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. 228.
23. Карпова, С.Н. Лысюк, Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников[Текст]. - М., 1986. 169 с.
24. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства [Текст].- СПб, 2003. 59 с.
25. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру[Текст]. // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. 244 с.
26. Козлова, С.Л. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. 415 с.
27. Косминская, В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду[Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2004. 300 с.
28. Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно[Текст].- 3-е изд. - М.: Флинта, 2003. 128 с.
29. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / под ред. А.Г. Рузской - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 147 с.
30. Марьяненко, И.С. Нравственное становление личности [Текст].- М.: Педагогика, 1985. 112 с.
31. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей детей 5 - 9 лет [Текст].- Ярославль: Академия развития, 2002. 62 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]. Учебник для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 456 с.
33. Мы живем среди людей: кодекс поведения[Текст]. /Авт. - сост. И.В. Дубровина, - М.: Политиздат, 1989. 383 с.
34. Никонорова ,Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования [Текст]. - Киев, 1989.
35. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) [Текст] / под ред. В.Г. Нечаевой, - М.: Педагогика, 1971. 280с.
36. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / сост. Г.Н. Эйсмонт- Швыдова. - М.: Просвещение, 1969. 167 с.
37. Ожегов, С.Н., Шведова,Н.Ю. Толковый словарь русского языка[Текст]: 80000 слови фразеологических выражений. Рос. акад. Наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. 944 с.
38. От рождения до школы [Текст]. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 333 с.
39. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]/ под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Александрова. - М: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.
40. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей[Текст]. В 2 кн. Кн. 2 / сост. С.Д. Томилова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 704 с.
41. Программа «Развитие» [Текст] (основные положения). - М.: Новая школа, 2011. 64 с.
42. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей 5-6 лет в детском саду[Текст]. «Радуга» / сост. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. 271 с.
43. Программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст]. «Детство». Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / под ред. Т.И. Бабаевой и др. 2-е изд. перераб. - СПб.: Акцидент, 2009. 224 с.
44. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной» сказки: исторические корни волшебной сказки[Текст]. /Сост. И.В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 1998. 152 с.
45. Роджерс,К. Консультирование и психотерапия[Текст]: новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.
46. Рыбакова ,Н.В., Протанская, Е.С. Воспитание нравственных чувств[Текст]. - М.: Знание, 1979. 319 с.
47. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания
личности[Текст] / под ред. В.Е. Семенова. - Л.: Изд-во Ленинградского
университета, 1984. 160 с.
48. Спиркин, А.Г. Происхождение сознания[Текст]. - М.,1960. 217 с.
49. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М., 1980. - Т. 2. - С. 45-47.
50. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания[Текст]. Опыт этико-философского исследования. - М.: Мысль, 1974. 278 с.
51. Ульянова, И. В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся [Текст]: методы, технологии, ведущие виды деятельности // Воспитание школьников. - 2011. - № 7. - С. 15-22.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]
http://www.rg.ru/2013/11 Z25Zdoshk-standart-dok.html(Дата обращения 17.02.2017)
53. Философский словарь[Текст] / под ред. М.М. Розенталь. Изд. 3-е. - М., 1975. 496с.
54. Шишлова, И.Э. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания у них гуманных отношений.[Текст] // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. 141 с.- С. 101-116.
55. Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание школьников.[Текст] // Воспитание школьников. - 1990. - № 3. - С. 13-15.
56. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.[Текст]: Избран. психол. труды / под ред. Д.И Фельдштейна. - Москва-Воронеж, 1995. 414 с.
57. Эриксон, Э. Детство и общество[Текст]. Изд. 2-е, перераб. и доп. / пер. с англ.- СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Универсальная книга», 1996. 592 с.
58. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст]. - М.: Педагогика, 1989. 244 с.