ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Методические основы развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика творческих способностей детей младшего школьного
возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 40
2.3. Диагностика творческих способностей детей младшего школьного
возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для творческой самореализации, что выделяется в качестве приоритетного направления современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды для детей младшего школьного возраста, которая способствовала бы развитию творческих способностей в будущем.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей обучающихся [38].
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Эльконин, А.А. Мелик-Пашаев, О.М. Дьяченко; педагоги: З.Н. Новлянская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, Д.Б. Кабалевский и др. Изучением данной проблемой также занимались и психологи за рубежом такие как: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли и др.
В настоящее время среди разных видов деятельности по развитию творческих способностей особое внимание уделяется интегрированной художественной деятельности. Она не ограничивает ребенка каким-либо одним видом искусства, предлагая широкий спектр возможностей для творческого проявления. В процессе такой деятельности у обучающихся формируется целостная картина мира, развиваются художественные способности, навыки и умения, развивается эстетическое восприятие, художественно-образное воображение. Использование в педагогической практике интегрированной художественной деятельности требует от учителя знания методов педагогики искусства, владение методиками, определенного уровня профессионального мастерства с целью развития творческих способностей.
Несмотря на значимость интегрированной художественной деятельности в развитии творческих способностей в настоящее время педагоги не в полной мере используют ее возможности в развитии творческих способностей. Отчасти это объясняется недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе художественно-эстетической деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями ФГОС НОО о необходимости развития творческих способностей детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на основе организации интегрированной художественной деятельности.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание интегрированной художественной деятельности для успешного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческих 4
способностей детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию творческих способной детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности.
3. Выявить особенности и определить возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития творческих способностей, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др.); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), идеи представителей в области педагогики и психологии искусства о развитии творческих способностей средствами искусства (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.); концепции и положения ученых, изучающих проблему интеграции как общенаучного и педагогического явления (B.C. Безрукова, А.Я. Данилюк).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе интеграции разных видов художественной деятельности, а также для организации досуговой и учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 9 —10 лет, обучающихся по программе «Школа России».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 49 источников и приложений.
Изучение проблемы развития творческих способностей в настоящее время приобретает комплексный характер. Различные подходы к исследованию данной проблемы, ее психологическая сущность, показывает существование различных позиций, мнений, ее неоднородность и проблемный характер.
Для изучения и теоретического обоснования сущности понятия «творческие способности» мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают разные подходы в исследовании данной проблемы. Нам близка позиция Б.М. Теплова: способности — это индивидуально-психологические способности личности, которые являются условиями успешного овладения знаниями, умениями и навыками и осуществления деятельности.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы, сопоставление позиций разных авторов нам наиболее близка позиция А.А. Мелик-Пашаева, который определяет творческие способности как психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства.
На основе определения, мы выделили следующие показатели развития творческих способностей:
- эстетическое отношение к действительности;
- творческое воображение;
- практические умения и навыки в области разных видов искусств.
В соответствии с данными показателями и выделенными к ним критериям были разработаны уровневые характеристики развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
На основе анализа методической литературы были определены особенности интегрированной художественной деятельности в развитии творческих способностей. Интегрированной художественная деятельность представляет собой объединение разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию творческих способностей. Такая деятельность дает широкий спектр возможностей ребенку для воплощения его творческого потенциала, не ограничивая его каким-либо одним направлением, повышает мотивацию ребенка к творчеству, расширяет его кругозор, способствует формированию всесторонней личности.
Был разработан комплекс занятий по развитию творческих способностей в процессе интегрированной художественной деятельности и реализован на практике.
Для развития такого показателя эстетическое отношение к действительности использовались такие методы как:
- метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан);
- метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
- метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина);
- метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова);
- беседа;
- метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличяускас).
Для развития такого показателя как творческое воображение использовались такие методы как:
- метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
- метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
- метод созданий композиций (Л.В. Горюнова);
- метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева);
- метод перекодирования (Е.Д. Критская);
- метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);
Для развития такого показателя как практические умения и навыки в области разных видов искусства использовались такие методы как:
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
- метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева);
- метод установления взаимосвязи художественного и технического (Е.В. Николаева)
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствует о положительной динамике развития творческих способностей по всем выделенным показателям. Количество детей с низким уровнем развития творческих способностей уменьшилось в 2 раза (с 40% до 20%), количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось на 10% (с 20% до 30%), количество детей со средним уровнем развития творческих способностей увеличилось также на 10% (с 40% до 50%).
Наибольший прирост наблюдается по компоненту «творческое воображение»: + 20%. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса занятий.
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы позволяют констатировать об эффективности данного комплекса.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — М. : ЮРАЙТ, 2014. — 811 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб. : ПИТЕР, 2008. — 400 с.
3. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. — 2002. — №2. — С.12—16
4. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: ПИТЕР, 2006. — 304 с.
5. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой [Текст] / М. Е. Бурно // Московский психотерапевтический журнал. — 1999. — №1. — С.19—42.
6. Воспитание и образование в современной школе [Текст] / материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных // под. ред. О. Ю. Елькиной. — Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. — 349 с.
7. Выготский, Л. С. Сборник сочинений: В 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, т. 3: История развития высших психических функций, 1983. - 368 с.
8. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Текст] / К. С. Глаголева // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С.324--326.
9. Гуревич, П. С. Философский словарь/ П. С. Гуревич. - М. : Олимп: ACT, 1997. - 320 с.
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 368 с.
11. Дьяченко, О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1996. — 345 с.
12. Игнатьев, Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению [Текст] // Е. И. Игнатьев // Психология рисунка и живописи — 1954. — С. 5-59.
13. Игнатьев, Е. И. Психология: пособие для пед. училищ (школьных) [Текст] / Е. И. Игнатьев, Н. С. Лукин, М. Д. Громов ; ред. Е. И. Игнатьева. — М. : Просвещение, 1965. — 343 с.
14. Копытин, А. И. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2007. — №7. — С.30—37.
15. Кравцова, А. Н. Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн-среде [Текст] / А. Н. Крацова // Социальная сеть работников образования. Разное. — 2013. - №5. - С.8— 9.
16. Критская, Е. Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 207 с.
17. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / В. А. Крутецкий // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: МОДЭК, 1998. — С. 280-283.
18. Кудрявцев С. В. Творческая природа психологии человека [Текст] // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С.113—120.
19. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] // Л. В. Кузнецова. -- М. : Просвещение, 1988. -- 225 с.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] // Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1999. — 165 с.
21. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. -- М. : Просвещение, 1983. — 192 с.
22. Малый академический словарь [Электронный словарь] // Ред.: А. П.
Евгеньева, 1957—1960. URL:
http://enc.biblioclub.ru/Termin/1274933_sposobnost (дата обращения:
14.11.2016)
23. Медицина: психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] — http://gufo.me/psy_a (дата обращения 14.03.2017).
24. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний: 2014. — 159 с.
25. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека. Книга для учителя / Г. Мелхорн. — М. : Просвещение, 1989. — 159 с.
26. Мотков, О.И. Природа личности. Сущность, структура и развитие [Текст] / О.И. Мотков. —М.: Педагогика. — 2006. — 320 с.
27. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М. : Тривола. — 1998. - 352 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и
фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. —М. : А Темп, 2015. — 896 с.
29. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся [Текст] / В. И. Орлов // М. : Педагогика. — 1997. — №2. — С.33-39
30. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. — 304 с.
31. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. -¬2-е изд., перераб. и доп. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
32. Психология развития [Текст] : о формировании способностей / сост. Л. А. Семчук, А. И. Янчий. — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2006. — 198 с.
33. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 164—168.
34. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / М. М Рукавицын. — М.: Просвещение, 2002.— с. 159.
35. Савенков, А. И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] / А. И. Савенков // Начальная школа, 2000. -- № 12. -- С. 101-108.
36. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М. : Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
37. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э Симановский. — Ярославль : Гринго, 1996.—192 с.
38. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 576 с.
39. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Текст] / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. — М.: МГУ, 2000. — С. 8-14.
40. Трацевская, Е. Ю. Система интегрированных уроков искусства [Текст] / Е. Ю. Трацевская // Искусство в школе. — 2008. — №1. — С. 71—73.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург : Ажур, 2017. -- 36 с.
42. Фролов, И. Т. Философский словарь [Текст] / И. Т. Фролов. — М. : Республика, 2001. -- 719 с.
43. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков -¬Воронеж: НП «МО-ДЭК», 2001. — 288 с.
44. Шардаков, М. Н. Очерки психологии школьника [Текст] / М. Н. Шардаков. -- М. : Учпедгиз, 2005. -- 254 с.
45. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1995. — 793 с.
46. Юсов, Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий [Текст] / Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова // Современное состояние вопроса: Научная гипотеза. — Луганск : ЛГПИ, 1990. — 180 с.
47. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии, 1994. — № 5. — с. 37- 42.
48. Ясинских, Л. В. Методика преподавания музыкального искусства в начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. В. Ясинских Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2012. —167 с.
49. Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств [Текст] / Л. В. Ясинских // Педагогическое образование в России. — 2014. — №12. — С. 232—236.