Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности

Работа №107226

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
1.1Понятие творчества и творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях
1.2Характеристики творческого мышления и творческих способностей детей младшего школьного возраста
1.3Анализ возможностей изобразительной деятельности для развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.1Выявление уровня развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста
2.2Содержание работы по развитию творческих способностей
детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
2.3Выявление динамики развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Списки детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты диагностики творческих способностей младших школьников

Проблема развития творческих способностей в детском возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Творческие способности - неотъемлемый компонент любой творческой деятельности, в связи с чем проблема творческого мышления не случайно является предметом многочисленных научных работ и исследований.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., творческие способности «выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми нового материала, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности», т.е. в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания. Помимо этого, творческие способности необходимы детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также лежат в основе любой творческой деятельности, благодаря которой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке активизировалась деятельность по поиску и определению системы педагогических и психологических и условий и средств для развития творческих способностей детей. Различными исследователями предложено множество технологий и программ их развития. Помимо этого, в настоящее время существуют действительные возможности для развития детского творчества с использованием возможностей художественного творчества, а также с использованием нетрадиционных материалов и инновационных технологий.
Актуальность данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста в процессе изобразительной деятельности».
На данный момент в педагогической практике сложилось противоречие: несмотря на актуальность развития творческих способностей у детей, практически неисследованным остается вопрос об особенностях развития творческого мышления у детей в младшем школьном возрасте, в то время как именно в этот возраст благодаря непосредственности детского любознательности, восприятия, развитому воображению и интуиции является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Проблема исследования: каковы приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности?
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Предмет исследования - приемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
-учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
-развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
-совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
-закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
-знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
-закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
2.Выявить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
3.Разработать и апробировать содержание приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4.Выявить динамику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования:
-изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
-беседа, анкетирование, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в том, что определено содержание приемов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов начальных классов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 2 приложений. Работа иллюстрируется 12 рисунками, 17 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческие способности и их развитие имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время занятий изобразительной деятельностью. При этом, младший школьный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. Именно в данном возрасте осуществляется прогрессивное развитие всех сфер, начиная от совершенствования отдельных психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в процессе учебной и внеучебной деятельности, в том числе и изобразительной.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, посвящённых проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что в этот период происходит становление и развитие воображения. Именно оно способствует плавному переходу со временем в творчество. Этап младшего школьного возраста характеризуется резкими скачками и изменениями в развитии. Если сначала в данном периоде основным видом мышления является нагляднообразное, то постепенно оно развивается в понятийное (словестно- логическое).
Необходимо отметить, что основное воздействие на становление творческих способностей оказывает имеющийся в сознании личный опыт ребенка. Он отображается в его деятельности посредством мышления и воображения, опирающихся на личные особенности. Ребенок неосознанно делает акцент на предметах и действиях, говорящих или напоминающих о пережитом опыте.
Для исследования особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа № 25», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Исследование проводилось в период с период со «2» ноября 2019 года по «30» ноября 2019 г. В качестве медов исследования использовались изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; психологопедагогический эксперимент, беседа и анкетирование; количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате экспериментальной работы были выявлены показатели уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также определены и в последующем повышены:
-уровень развития способности к созданию новых, неординарных изображений на основе предоставленных фигур;
-уровень развития творческого воображения и мышления;
-уровень развития умения самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения;
-уровень развития умения создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Помимо этого было выявлено отношение педагогов к процессу развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основная гипотеза исследования подтверждается, то есть процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности оказался эффективным, если:
-учить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов и образцов трудов именитых российских мастеров;
-развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение в процессе работы в изостудии, организованной в кабинете изобразительного искусства;
-совершенствовать технические умения и навыки рисования на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе знакомства с историей развития народных промыслов;
-закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. в процессе ознакомления с особенностями хохломского рисунка, городецких цветов и гжельской росписи.
-знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов в процессе создания прототипа и раскрашивания филимоновской и дымковской игрушки.
-закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия и расписывать их.
На основании полученных в ходе эмпирического исследования данных можно рекомендовать проведение дальнейшей работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В качестве перспектив дальнейших исследований может выступать деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.


1.Бельчикова О. А. Творческие способности детей : теоретический аспект // Культурные тренды современной России : от национальных истоков к культурным инновациям. 2014. С. 13-15.
2.Бердяев Н. А. Философия свободы: смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.
3.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2012. 312 c.
4.Бойко И. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 83-90.
5.Венгер А. Л. Особенности психического развития детей школьного возраста. М. : Педагогика, 2009. 137 с.
6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 2014. 93 с.
7.Гилфорд Д. П. Концепция креативности. СПб : Реноме, 2013. 120 с.
8.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
9.Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука. 2009. № 4. С. 23-35.
10.Дробышева О. А. Теория инвестирования Р. Стернберга и стратегии обучения творчеству студентов колледжа //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №. 8-4. С. 46-48.
11.Друшлякова С. А. Формирование творческого воображения у младших школьников на уроках технологии средствами аппликации // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. С. 55-59.
12.Желонкина Ю. Н. Творческие способности как проблема исследования в отечественной психологии // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2016. С. 91-93.
13.Козлов В. В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души. М. : АСТ, 2008. 112 с.
14.Крутецкий В.А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ. М. : Просвещение, 2012. 346 с.
15.Ломакина Г. Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №. 3 (27). С. 185-193...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ