Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолингвистические основы методики обучения орфографии

Работа №98365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Клиповое и системное мышление 11
1.2. Принципы русской орфографии 13
1.3. Разделы русской орфографии и их связь с принципами русской ор­фографии 17
ГЛАВА 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСВОЕНИЯ ОРФО­ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА 19
2.1. Ассоциативная природа усвоения орфографических норм 19
2.2. Факторы, определяющие усвоение орфографических норм 23
2.3. Психолингвистические основы методики обучения орфографии 25
2.4. Предпрактический этап. Анализ существующего методического
материала 27
2.5. Анализ ментального пространства школьника 5 класса, изучающе­го русскую орфографию 33
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ 37
3.1. Разработка типов упражнений 37
3.2. Элективный курс для неуспевающих учеников 5 класса «Скорая
орфографическая помощь» 40
3.3. Экспериментальное исследование по формированию орфографиче­ского навыка 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры презентаций-заданий-мнемотехник из
«Ассоциативного словаря» Т.А. Захаровой 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Создание игрового текста (дополнение методики).. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Обработка результатов диагностики на ИЛП 63

Данная работа посвящена психолингвистическим технологиям, исполь­зуемым при изучении ассоциативной орфографии и их практическому значе­нию на примере обучения пятого класса. Актуальность данного исследования состоит в том, что традиционные методики обучения русскому языку и орфо­графии в частности не дают прежних результатов по ряду объективных и субъективных причин. Пооперационная проработка орфографического навы­ка на уроках русского языка не приводит к тем результатам, к которым при­водила долгое время, став основой традиционного подхода к обучению.
Среди объективных факторов снижения уровня орфографической гра­мотности - сокращение количества часов на уроки русского языка. Об этом начали говорить еще с 2011 года, когда базисный учебный план стал вклю­чать всего 3 часа в неделю на уроки русского языка для 5-7 классов. Т.е. в 5-6 классе занятий русским языком стало меньше на 3 часа, в 7 - на 1 час в неде­лю. Этот вопрос беспокоит преподавателей и активно обсуждается на педа­гогических формах, например,ребзоуе1.зи. Областным управлением предла­гается добавить по 1-2 часу за счёт регионального или школьного компонен­та, но этого оказывается недостаточно для восполнения пробелов в знаниях школьников.
Единый федеральный государственный стандарт образования задает крайне высокий уровень орфографической грамотности: «... В результате изучения русского языка ученик должен соблюдать в практике письма ос­новные правила орфографии и пунктуации» [Федеральный компонент госу­дарственного образовательного стандарта общего образования 2004: 11, 24] Критерии оценки ЕГЭ в отношении этого уровня школьников ожесточаются с каждым годом.
Во-вторых, объективным фактором снижения уровня орфографической грамотности является клиповое мышление современного школьника. Тради­ционные методики обучения русскому языку утрачивают эффективность. Это связано со спецификой информационно-культурной среды, в которой находится человек XXI века. Так как школа - один из множества институтов, в которых функционирует ребенок, она не может не принять во внимание информационно-коммуникационный бум: нынешний школьник использует сетевое пространство и портативные устройства для внеучебных целей, в си­лу возрастных особенностей, кажущихся ему более важными: общение со сверстниками, проецирование себя в игровое пространство. Чтобы с этим справляться, необходимо выяснить, как сетевая среда влияет на структуру мышления и разработать методики обучения в уже устоявшейся парадигме школьника - основываясь на ИКТ и «новой» форме сознания. Это доказывает актуальность нашего исследования.
Дискретность, рассредоточенность мышления могут быть сведены к минимуму за счет образования неких гештальтов, основанных на чувствен­ном восприятии и аналогиях.
Для индивидуализации способов обучения следует обратиться к поня­тию индивидуальный латеральный профиль (далее - ИЛП) «ИЛП характери­зует особенности мозговой организации (ведущая сенсорная модальность восприятия и доминирующее полушарие) восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации и в целом специфику когнитивных стратегий и эмоциональной сферы личности» [Коновалова 2015: 17]
Объект исследования: ассоциативная орфография.
Предмет исследования:психолингвистические механизмы усвоения орфографических правил и технологии работы, направленной на диагностику и коррекцию орфографического навыка в отношении двух типов орфограмм: на усвоение алгоритма и на запоминание.
Цель: создание ассоциативных методик, учитывающих ИЛП; проверка эффективности усвоения орфографии школьниками, занимающимися по ас­социативным методикам.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить специфику ассоциирования в процессе речевой деятельно­сти детей с разными латеральными профилями.
2. Определить психологические основы усвоения орфографии.
3. Выявить факторы, определяющие легкость/сложность усвоения орфо­грамм учащихся 5 классов.
4. Проанализировать учебники по русскому языку на наличие заданий для того или иного ИЛП.
5. Описать ментальное пространство школьника 5 класса, изучающего русскую орфографию, предварительно смоделировав восприятие орфо­грамм будущими респондентами.
6. Разработать систему заданий по орфографии для детей с разными ИЛП.
7. Апробировать разработанную систему упражнений.
Гипотеза исследования: ассоциативные методики - средство создания условий для успешного формирования орфографического навыка у школьни­ков пятого класса.
Материалы исследования: опросники, заполненные студентами фи­лологического факультета от 20 до 22 лет; опросники, заполненные ученика­ми пятого класса МАОУ гимназии №99 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении теоретиче­ской базы, касающейся принципов русской орфографии; механизмов ассо­циативного усвоения правила и его последующей интериоризации.
Практическая значимость работы в возможности применения полу­ченных данных в практике обучения русскому языку...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель работы, посвященной изучению нетрадиционной ассоциативной орфографии как инструменту обучения русскому языку, базирующаяся на книге Захаровой «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. Практикум по русскому языку. 5 класс», была достигнута. Орфография была рассмотрена с учетом достижений современ­ной психолингвистики, определены психологические особенности усвоения правописания, определены виды орфограмм, изучаемых в пятом классе, представлены практические примеры из «Ассоциативного орфографического словаря», разработаны новые примеры с дополнениями. В ходе работы соз­даются задания, позволяющие школьнику создавать собственные ассоциа­тивные ряды относительно орфограмм, что важно для современной субъект - субъектной педагогики.
В ходе проведения эксперимента гипотеза была полностью подтвер­ждена относительно блока орфограмм, направленных на запоминание. Про­цент ошибок в классе, занимающемся с применением психолингвистических технологий был значительно снижен. В итоговом тестировании на сформи- рованность орфографического навыка были включены те же самые лексемы, которые изучались в ходе эксперимента в рамках темы «непроверяемая глас­ная в корне слова». Тема «проверяемая гласная в корне слова» была пред­ставлена другими словами, языковым материалом, который не прорабаты­вался непосредственно в предлагаемых в течение трех недель заданиях. В связи с внелингвистическими факторами (временная ограниченность экспе­римента) не было достигнуто полной интериоризации работы с типом орфо­грамм на усвоение алгоритма. То есть, частотность ошибок при работе с про­веряемой гласной в корне слова снизилась незначительно, что говорит о не­достаточной сформированности навыка у школьников.
На данном этапе работы были выявлены ключевые проблемы, на кото­рые следует обращать внимание учителю-практику. Они связаны преимуще­ственно не с усвоением алгоритма, а именно с его интериоризацией, т.е. пе­ренесении общего алгоритма на языковой материал, который был отработан на конкретных упражнениях, но является примером ранее отрабатываемой орфограммы.


1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ М.: Сов. Энциклопе­дия, 1966, 1294c.
2. Бандурка Т. Н. Экспериментальное исследование полимодальности вос­приятия у субъектов образовательного процесса/ Иркутский государст­венный лингвистический университет, 2001, 17-25 с.
3. Баранов М.Т. Русский язык. 6 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
4. Белянин В.П. Психологические аспекты художественного текста/ М/: Изд-во МГУ, 1988, 120 с.
5. Белянин В.П., Психолингвистика/ М., 2003, 367 с.
6. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп./ М., 1966, 140-201 с.
7. БрыксинВ. Г.Клиповое мышление. [Электронный ресурс].URL: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (дата обращения: 3.09.2017)
8. Выготский Л. С. Проблема сознания/Собр.соч.: в 8 т. / М., 1982. Т.2., 412 с.
9. Выготский Л.С. Проблема сознания/Собр.соч.: в 8 т. / М., 1982. Т.1., 347 с.
10. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное посо­бие. Третье, переработанное и дополненное издание/ Издательство Лаби­ринт, М., 2001, 167 с.
11. ГридинаТ.А. Языковая игра: стереотип и творчество/ Екатеринбург, 1996, 6 с.
12. Жуйков С. Ф. Психологические основы оптимизации обучения млад­ших школьников родному языку/ М., 1999, 231 с.
13. Залевская А.А. О Комплексном подходе к исследованию закономерно­стей функционирования языкового механизма человека /Сервер дистан­ционного обучения психолингвистике. [Электронный ресурс].ПКЕ: www.csa.ru (дата обращения: 17.10.2017)
14. Залевская А.А., Каминская Э.Е., Медведева И.Л., Рафикова Н.В. Пси­холингвистические аспекты взаимодействия слова и текста/ Тверь: РУП, 1998, 49 с.
15. Захарова Т.А. Ассоциативного орфографического словаря. Практикум по русскому языку. 5 класс серии «Современная школа с электронным приложением»/ М., 2013, 201 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ