ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА 20
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕУРАЛЬСКИХ ТЕАТРОВ 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества для его устойчивого, гармоничного развития. Происходящие здесь процессы не просто характеризуют степень духовного самосовершенствования, но и отражают глубинные изменения в иных базовых составляющих бытия отдельного социума - политической, социально-экономической и пр. В частности, они позволяют осмыслить извечную проблему взаимоотношений представителей науки, литературы, искусства с властью. В данном контексте особенно интересным представляется анализ отношения власти к сфере художественной культуры — наиболее отстраненно, эмоционально и опосредованно реагирующей на политические катаклизмы современности.
Сегодня научная значимость проблемы «власть и культура» обусловлена ее многогранностью, тем, что комплексного исследования требуют ее различные аспекты в разные исторические периоды, особенно такие, которые касаются нашего относительно недавнего прошлого. При этом, с одной стороны, необходимо снять огромные наслоения стереотипов, которые существовали в советский период, с другой стороны, - те штампы, которые уже появились в последнее время.
Особое место в ретроспективе названной тематики занимает советский период отечественной истории культуры, когда деятельность мастеров театрального искусства находилась под контролем партийно-государственных органов. Организационной формой театральной жизни и одновременно контроля над ней в 1920-1930-е гг. стали творческие союзы. Обращение к истории их создания и работы дает возможность дополнить научную характеристику советского общества, уточнить представления о содержании его духовно-культурного потенциала, о роли и пределах вмешательства властных структур в культурные процессы.
Обращение к опыту культурных преобразований, в том числе в сфере театрального искусства, в обозначенный период может подсказать много полезного для решения современных проблем в сфере взаимодействия власти и культуры.
Объект дипломной работы: театральное искусство СССР в XX веке.
Предмет исследования: процесс становления и развития театров на Среднем Урале в 1917-1941 гг.
Территориальные рамки исследования очерчены границами Среднего Урала. Согласно директиве XII съезда ВКП (б) административно - хозяйственное деление губерний было признано не соответствующим новым экономическим и политическим потребностям страны. В 1923 г. состоялось объединение Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской губерний в единую Уральскую область. В связи с интенсивным развитием новой более современной промышленности на Урале возникла необходимость разделения Уральской области на Свердловскую и Челябинскую и отделения части Омской области (в 1934 г.), а в дальнейшем - новое разделение Свердловской области на Свердловскую и Пермскую (1938 г.)1.
Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1917 г. до 1941 г., который является одним из самых сложных и противоречивых периодов в истории нашего государства. Начальные границы работы определяются Октябрьской революцией. Конечная хронологическая граница исследования определяется кануном начала Великой Отечественной войны.
В историографии проблемы можно выделить два основных периода - советский и современный. К первому относятся исследования 1920 - конца 1980-х гг., ко второму относим публикации с начала 1990-х по настоящее время.
На начальном этапе первого периода, вплоть до середины 1950-х годов, значительных работ по общим проблемам культуры советского периода еще не было, так как исследователи избегали анализировать события совсем недавнего прошлого.
Появляются работы, охватывающие развитие уральской культуры, в том числе становление театрального искусства.
Как заметил Ю. Курочкин, «характеристика театральной критики и нравов ее, история театральных зданий, правовое положение актера и актерский быт, гастроли заезжих артистов и их значение для провинции, взаимовлияние театра и культуры края - десятки тем истории уральского театра ждут еще своего исследователя. А театр советской поры - его начальные робкие шаги, мучительные поиски содержания и форм .... Создание истории театра Урала - серьезное и важное дело»2, в котором важное место принадлежит историкам.
В общих исследованиях авторы акцентируют внимание на роли партии в деле культурного строительства на Урале3. Монография А.П. Панфилова содержит сведения о деятельности советских органов власти в отношении театра на Урале. Культурная политика, осуществляемая советским государством в области театров, рассматривается А.П. Панфиловым в отдельной работе, в которой акцентируется внимание на репертуаре театров и постановке советских пьес4.
1930-е годы - время важного качественного перелома в развитии советского театроведения. Это перелом был обусловлен теми грандиозными сдвигами, которые произошли во всей общественно - политической жизни Советской страны на рубеже 1920-х 1930-х годов. Достижения индустриализации страны, победа колхозного строя - все это создает благоприятную почву для расцвета социалистической науки и культуры. Значительных успехов добивается в эти годы театральное искусство, овладевающее методом социалистического реализма5. В первые послереволюционные годы среди наиболее важных работ, посвященных проблеме дальнейшего развития театра, необходимо отметить статьи руководителей партии и государства, деятелей культуры Особую роль играют труды A.B. Луначарского, который занимали в 1920-е годы пост главы Народного комиссариата просвещения, большое место уделявшего вопросам сценического искусства. В центре внимания А.В. Луначарского оказались вопросы сохранения и реорганизации столичных театров, а также перспективы развития провинциальных коллективов. Несмотря на то, что автор не анализировал развитие театрального искусства в каждом отдельном регионе, выявление большого числа недостатков в их организации и творческой деятельности позволило актуализировать проблемы провинциальных коллективов и поставить вопрос о насущной необходимости разрешения этих проблем органами государственной власти. Таким образом, работы А.В. Луначарского дают определенное представление о целях и содержании политики советского государства в области театрального дела в первые послереволюционные годы.
Монографию А.З. Юфита «Революция и театр», написанную в 1958 г. на основе его докторской диссертации и посвященную анализу театральной политики большевизма с дореволюционного периода по начало 1920-х г. отличает сочетание научного подхода к теме с доступностью и эмоционального изложения. В исследовании, которое носит комплексный характер, рассмотрены историко-теоретические проблемы зарождения и развития театральной программы социалистической революции, а также ее практического осуществления в условиях нового общества. Значительный интерес представляет посвященная культурно-просветительской политике партии в годы нэпа монография А.И. Дымниковой, в которой главное место отводилось анализу развития театральной культуры страны в 1920-е гг...
Национализация театров позволила создать механизм управления театральными предприятиями в пределах всей страны. Дальнейшее становление политики в области театра было закономерным следствием трансформации советского государства и находилось в русле всей осуществляемой политики. Изменение политической обстановки в стране влекло за собой изменения политического курса в отношении театров. В первые годы после революции (1917-1919 гг.) театр находился в ведении театрального отдела НКП и на него возлагалось осуществление, прежде всего, культурнопросветительских задач в области театра и зрелищ. Новая экономическая политика наделила театр агитационно-пропагандистскими функциями и передала театр в ведение Главного политико-просветительского комитета. В период формирования тоталитарной модели советского государства произошло усиление контроля над театральной сферой, централизация, сосредоточение функций управления в одном органе. Была осуществлена унификация театрального репертуара. Главным критерием оценки работы театров стали не эстетические достоинства спектакля, а социальнополитическая значимость. Театр стал рассматриваться как мощное средство обеспечение культурной революции и окончательно был окружен государственным влиянием.
Материально-техническое и финансовое состояние театров нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, как в любом творческом коллективе, были грандиозные планы по постановкам , которые опирались на реальные доходы театров. В связи с этим частыми были жалобы режиссеров на недостаточное финансирование, невозможность реализовать все намеченное. С другой стороны, существовала проблема грамотной эксплуатации имеющегося оборудования, квалифицированных технических кадров.
На протяжении целого ряда лет театры работал на дотации , средств не хватало, создавалось чрезвычайно тяжелое положение театра. В конце 30-х г.
театры в большинстве случаев выполняли финансовые планы, собирали аншлаги, осуществляли успешные гастроли.
В репертуарной политике театра можно выделить следующие черты. Репертуарная политика связана с такими направлениями как: классические произведения, которые во все времена пользовались большим зрительским успехом. Советские произведения, популярными из которых являлись пьесы «Павел Греков», «Человек с ружьем», «Первая Конная», «Большевик»; «На берегу Амура» и другие.
Однако следуют упомянуть о проблемах репертуарной политике.
Во-первых, существовали определенные трудности с подбором репертуара в театре драмы и музыкальной комедии. Отбор пьес осуществляли режиссеры. Качество пьес оценивали зрители. Это сильно подрывало авторитет театров. Несомненно, были удачные, яркие, сильные спектакли, которые по достоинству оценили на высочайшем уровне.
Во-вторых, из-за отсутствия организации работы персонала, нехватки кадров, хаоса в текущей работе, плохой дисциплины, были случаи срыва сроков постановки премьерных спектаклей, происходили вынужденные замены выбранных пьес, не всегда равнозначные.
В целом, репертуарную политику можно охарактеризовать как сильную сторону деятельности театров, благодаря глубоким произведениям раскрывались таланты актеров и режиссеров, художников и постановщиков. Сильный актерский состав, особенно старшего поколения. Актерам и режиссерам присуждали звания, награды.
Таким образом, с одной стороны, можно констатировать несомненные достижения в творческой деятельности среднеуральских театров, и главнейшее из них — качественное повышение профессионального уровня подготовки спектаклей. Основу репертуара составляли пьесы современных советских авторов. Это стремление к постановке новых и наиболее значимых пьес, характерное для уральских театров 1930-х гг., характеризовало их способность откликаться на злободневные проблемы времени. С другой стороны, можно говорить о целом ряде негативных моментов в творческой деятельности среднеуральских театров, как следствия построения театральной политики на основе решений партийно-государственных органов, рассматривающих театр в качестве института, призванного выполнять в первую очередь агитационно-пропагандистские функции. Результатом этого была излишняя политизированность и идеологизированность театрального искусства. Необходимость следования единой творческой линии социалистического реализма лишала театры возможности эксперимента и свободы творчества, вело к ограниченности репертуарного предложения, являлось причиной повторяемости репертуара и, в конечном итоге, снижения доходов театров. Данные факты позволяют говорить о процессе унификации театрального искусства Урала.
1. Артизов, А.Н. Власть и художественная интеллигенция [Текст]: Документы ЦК РКП (б) ВКП (Б) о культурной политике. 1917-1953./ А.Н.Артизов, О. В. Наумов. - М.: МФД, 1999. - 868 С.
2. Брезгин, И. Д. Театральное искусство: организация и творчество. Очерки истории отечественного театрального дела [Текст] / И. Д. Безгин. - Киев. : Министерство, 1986. - 149 с.
3. Байбаков, Н.К. Большая советская энциклопедия [Текст] / Н.К. Байбаков, А. М. Прохорова, А.А. Благонравов - М.: Советская энциклопедия, 19691978. ред. А.М. Прохорова.- М.: совет. энциклопедия, 1978 г.- 632 с.
4. Викс, М.Г. Спасибо, память [Текст] / М. Г. Викс. - Екатеринбург, изд-во Уральс. универ., 2003. - 119 с.
5. Днепровский, К. Драматический театр в Ирбите / [Текст] К. Днепровский // Уральский рабочий . - 1938. - 1 апреля.
6. Дымникова, А.И. Становление системы государственного руководства театральным делом в СССР (1921-1928) [Текст] / А.И. Дымникова. - Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, 1988. - 54 с.
7. Жигульский, Ю.Ф. Открытие 1930 год. // С детства и на всю жизнь: Екатеринбургскому Тюзу 75. [ Текст] / Ю.Ф.Жигульский // Открытие 1930 г. М, изд-во Антона Жигульского , 2005.- С.18-19.
8. Жирков, Г.В. История цензуры в России XIX - XX вв. [Текст] / Г.В. Жирков. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 368 С.
9. Захарова, Т. Начало пути [Текст] /С. Захарова // Вечерний Свердловск. - 1980. - 12 ноября.
10. Захаров, С. Как создавался театр [Текст] / С. Захаров // Вечерний Свердловск.- 1990. - 25 августа.
11. Захаров, С. Это было полвека назад [Текст] / С. Захаров // Вечерний Свердловск.- 1979. - 26 декабря.
12. Захаров, Сила таланта [Текст] / С. Захаров // Вечерний Свердловск. - 1980. - 31 августа.
13. Захаров, С. Режиссер Битюцкий из рассказов о театре [Текст] / С. Захаров // Журнал Урал. - 1981. - № 11. - С. 159-163.
14. Захаров С. Живы ли традиции? [Текст] / С. Захаров // Вечерний Екатеринбург . - 1993.- 7 июля.
15. Из истории художественной культуры Урала [Текст]. - Свердловск: изд- во Уральс. гос.уни-та, 1988. - 160 с...