Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1. Понятие взаимодействия в педагогике 7
1.2. Направления взаимодействия дошкольной организации с родителями 15
1.3. Совершенствование детско-родительских отношений в детском саду 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 38
2.1. Исследование детско-родительских отношений 39
2.2. Организация взаимодействия дошкольной организации с родителями по
совершенствованию детско-родительских отношений 50
2.3. Результаты взаимодействия дошкольной организации
с родителями детей дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
Данная дипломная работа посвящена проблеме взаимоотношений детей и родителей. Изучение детско-родительских отношений ключевой вопрос, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для выстраивания учебно-воспитательной практики.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимодействие родителей и ребенка как важный источник детского развития. Для успешного становления личности и приобретения целостного социального опыта, необходимы согласованные взаимодействия родителей и педагогов. Только в таком тандеме создаются условия для успешного вхождения ребенка в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними - важнейшие условия развития ребенка.
В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейный времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому старание с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования детей свело к минимуму. А ведь родители - первые воспитатели, которые имеют отличительную черту - влиянием на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается: ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [25].
В семье происходит первичная социализация ребёнка, усваиваются общечеловеческие нормы, ценности, при взаимодействии с другими людьми складываются первые картинки окружающего мира. Первые и последующие чувства приобретаются в семье: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности . Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в Дошкольной образовательной организации и оказывают влияние на его развитие [3].
Большое влияние на личность оказывает всё, что видит человек в семье в детские годы. В здоровых семьях родители и дети повседневно общаются, между ними в результате возникает особое единение, чувства родительской любви и нормальной заботливой детско-родительской привязанности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является средой обитания, и, одновременно с этим, воспитательной и образовательной средой.
Основными причинами ослабления воспитательной роли семьи способствуют такие факторы как: рабочая занятость родителей; состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестёр, братьев), большое количество неблагополучных семей; компьютеризация детства; национальные и этнические особенности; низкий уровень образованности родителей; авторитаризм либо попустительство родителей по отношению к детям, плохая или отсутствие организации семейного досуга; недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям [8].
Формирование личностных качеств дошкольника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Родители для ребенка первые воспитатели и педагоги, неоспорим тот факт, что основа воспитания закладывается именно в семье. В то же время значительная часть родителей - непрофессиональные педагоги и воспитатели. Без специальных знаний в педагогике и психологии они зачастую испытывают трудности в установлении контакта с собственным ребенком [25].
В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» [56].
В науке роль детско-родительских отношений в воспитании и развитии ребенка получила достаточно широкое освещение: раскрывается значение семейной атмосферы и среды, предложены разнообразные формы и методы ее содержательного обогащения, вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, способы педагогического просвещения родителей. Данной теме посвящены работы таких авторов, как: В.С. Мухина, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.С. Немов, В.А. Гейко, А.И Захаров, Н.А. Менчинская, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А. Фромм, Р. Снайдер М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас и других авторов.
Объект исследования: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Предмет исследования: способы организации взаимодействия педагогов с родителями, способствующие улучшению детско-родительских отношений.
Целью исследования является - теоретически обосновать организацию взаимодействия педагогов с семьями по совершенствованию детско- родительских отношений.
Исходя из предмета, цели, объекта сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие взаимодействие в педагогике;
- рассмотреть направления взаимодействия в дошкольной образовательной организации с родителями;
- осуществить диагностику детско-родительских отношений;
- описать практику организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение проблемы; опросы, метод моделирования, методы обработки результатов.
Этапы исследования:
1. Теоретический этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.), был проведен анализ изученности проблемы; была исследована социальная, психологическая и педагогическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, научный аппарат и методы исследования.
2. Исследовательский этап (декабрь 2016 г. - март 2017 г.), выявил основные содержания, направления и особенности социально- педагогического взаимодействия педагогов с родителями, проведен анализ литературы.
3. Обобщающий этап исследования (апрель 2017 г. - май 2017 г.), включал систематизацию, обобщение и анализ результатов исследовательской работы, формулировку выводов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Данная работа была предпринята с целью выявления наиболее эффективных форм работы с семьей по совершенствованию детско- родительских отношений. В первой главе мы рассмотрели основные понятия:
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, для решения участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в Дошкольной образовательной организации. Направления детско-родительских взаимоотношений, подходы к их пониманию, раскрыли основные структурные компоненты родительского отношения: К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи имеет отношение образование родительской компетентности, в работах Р.В. Овчаровой, Н.И. Мизиной, М.О. Ерохиной структура родительской компетентности рассматривается как совокупность составляющих, которая предполагает интегрирование разных аспектов частного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.
Мы определили, что наиболее значимыми факторами, влияющими на детско-родительские отношения, являются место где ты проживаешь (территориально-поселенчиский) и уровень педагогической культуры родителей, материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат в семье, время рождения и место в ряду других детей. В целом современный педагогический опыт по улучшению детско-родительских отношений, мы увидели, что наиболее эффективными средствами коррекции детско-родительских отношений являются практикоориентированные игровые программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями для совершенствования детско-родительского отношения.
Во второй главе провели 3 диагностики : тест - опросник автора А. Я. Варга, Методика «Родительское сочинение» автора А.А. Шведовская, «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Изучили результаты, сделали выводы: по нашим данным, в целом выделяется значительное напряжение сферы отношений родителей и детей. Такая ситуация является неблагоприятной для личностного развития ребенка. Более детальный анализ особенностей типов родительского отношения показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаимодействия.
Исследуя отношения в семье со стороны родителей и детей, мы установили, что отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, родители испытывают трудности во взаимоотношениях, разработали и применили на практике программу по оптимизации детско - родительских отношений. После проведенных занятий мы увидели, что использовании педагогом методов игрового моделирования дали положительные результаты: улучшились детско-родительские отношения, родители увидели способы и решения контакта со своими детьми в воспитательных моментах и не только. Благодаря данной программе по совершенствованию детско-родительских отношений, родители стали понимать, что в любой ситуации есть разные способы по решению тупиковых задач во взаимодействии со своим ребенком. В игровой ситуации, родитель начинает открывать глаза на взаимодействие со своим ребёнком, ему становится легче и в удовольствие общаться с ним. Мы увидели по данным диагностикам, что многие родители склонны к авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего ребенка, больше доверять его силам и компетентности.
Разработка и апробация программы по оптимизации детско- родительских отношений позволили решить поставленные в работе задачи и получить новый опыт, который оказался эффективным средством в оказании психолого-педагогической помощи родителям и детям.
Мы надеемся, что данная работа окажется нужной и полезной для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Практическая значимость работы для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Цель и задачи работы реализованы.
1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие [Текст] / Т. В. Андреева, СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Антонов, А.И., Борисов, А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления [Текст] / А.И. Антонов, А.Л. Борисов - М.: Просвещение. 2003. - 470 с.
3. Ануфриева И.В. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников. [Текст] / И.В Ануфриева //Журнал Справочник старшего воспитателя - 2015. - №8. - С.48.
4. Арнаутова Е. П. Когда ребенок сводит взрослого с ума [Текст]/ Е. П.Арнаутова//Журнал Педагогика ДОУ -2005. №8. - С.83-91.
5. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи [Текст]/ Т.Ф., Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко, М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
6. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др. Методика
воспитательной работы: Учеб. Пособие [Текст] / Л.А.Байкова,
Л.К.Гребенкина, О.В. Еремкина Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ИЦ
«Академия», 2004. - 144 с.
7. Байкова, Л.А. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.А Байкова., Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина, Н.А.Жокина., Е.В.Известнова СПб.: Речь, Рязань, 1995. - 168 с.
8. Болдорева А.А. Семья и формирование личности. [Текст] / А.А. Болдорева , М.: Просвещение. 1989. - 206 с.
9. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. [Текст] / И.В. Власюк. - Волгоград: Издатель, 2012. - 80 с.
10. Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи [Текст] / И.В.Волкова// Журнал Спр-к старшего воспитателя., 2016. - №2. - С. 28.
11. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест - приключенческая игра для детей и родителей. [Текст] / Е.В.Гавришова //Журнал Спр-к старшего воспитателя, 2015. - №10. - С.43.
12. Галина А.И., Головнева Н.А. «Формы и методы взаимодействия учителя с родителями дошкольников. [Текст] / А.И.Галина, Н.А. Головнева СПб.: Речь, 2015 г. - C. 11.
13. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с родителями: семейная конференция в ДОО. [Текст] / Ю. А. Гладкова // Журнал Ребёнок в детском саду - 2013. - №3. - С. 68.
14. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.З. Гликман - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
15. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи. [Текст] / Е.С. Евдокимова // Журнал Управление ДОО. - 2008. - №5. - С.8.
16. Евсевьева М.Е., Клюшина Н. Детско-родительская встреча-развлечение «В гостях у правилознаек дорожных наук. Для детей 6-8 лет. [Текст] / М. Е Евсевьева, Н Клюшина //Журнал Дошкольное воспитание. - 2016. - №3. - С.76.
17. Емченко С. Дошкольник и технические устройства. Информационно-просветительская работа с родителями [Текст] / С. Емченко, // Журнал Дошкольное воспитание. - 2016. - №6. - С.64.
18. Жук А.И., Казамирская И.И., Жук О.Л., Коновальчик Е.А. Основы педагогики. [Текст] / А.И. Жук, И.И. Казамирская, Мн.: Аверсэв, 2003. - 349 с.
19. Забудько Г.А. Из опыта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребёнка [Текст] / Г.А.Забудько //Журнал Воспитатель ДОО. - 2016. - С.86.
20. Зверева О. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей [Текст] / О. Зверева // Журнал Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С.70.
21. Институт семьи и воспитания [Электронный ресурс] // Методики и коррекционно-развивающие программы: Дошкольный 3-4 года URL:
http://www.niisv.ru/
22. Интер-педагогика - сайт для учителей и родителей [Электронный ресурс] //Сайт Ирины Песаренко URL: www.inter-pedagogika.ru
23. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки [Текст] : Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой, Н.А. Алексеевой. Вып. 4. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Кириллова Ю.В. Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОО «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОО [Текст] / Ю.В.Кириллова //Журнал Дошкольная педагогика. - 2011. - №1. - С.55.
25. Конвенция о правах ребенка [Текст] / М., Омега-Л, 2014. - 48с.
26. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016¬2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р. [Текст] / Нормативные документы, опубликованные в журнале// Журнал Вестник образования. - 2015. - №3. - С.9.
27. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. [Текст] / Е.В. Коротаева- Москва: Профит Стайл, 2007. - 224 с.
28. Коротаева Е.Н., Социальное партнерство детских садов при организации работы с семьёй. [Текст] / Е.Н Коротаева, И.С. Береснева //Спр-к старшего воспитателя ДОО. - 2013. - №2. - С.44.
29. Коротяева С.В. Семейный проект «Наш выпускник». [Текст] / С.В. Коротяева // Журнал Управление ДОО. - 2016. - №2. - С.99.
30. Кощиенко И.В. «Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема». Проблемы педагогики и психологии [Текст] / И.В Кощиенко// Журнал ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2011 - №1 - С.4.
31. Кроль В.М. Психология и педагогика [Текст] / В.М. Кроль , М.: Высш. Шк., 2003. - 325 с.
32. Кукушин В.С. Педагогические технологии [Текст] / В.С. Кукушин , М.: ИКЦ «МарТ», 2006. -336 с.
33. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] / Т.А. Куликова , М.: «Академия», 1999. - 232 с.
34. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст] / А. Г. Лидерс, М.:
«Академия», 2008. - 432 с.
35. Логинова Е.В., Шиврина Е.В., Александрова И.А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 79-84.
36. Лодкина Т.В.. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для студ. Вузов [Текст] / Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
37. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания [Текст] / Л.И. Маленкова М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
38. Маняпова И. Н. Взаимодействие семьи и школы / И. Н. Маняпова [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / ред.кол.: О.Н.Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 16-18.
39. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. - М.: "Дома учителя", 2009. - 143 с.
40. Мудрик Л.В. Социальная педагогика. [Текст] / Л.В.Мудрик - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.
41. Наумова Т. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива. [Текст] / Т. Наумова //Журнал Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. - С.113.
42. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный закон (№436-ФЗ). [Текст] / Федеральный закон // Журнал Школьная библиотека. - 2012. - №6-7. - С.4.
43. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 1017 годы. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761. [Текст] / Наталья Кушнарева //Журнал Нормативные документы ОУ. - 2012. - №11. - С.50.
44. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ. [Текст] / закон// Журнал Официальные документы в образовании.
- 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. - 2013. - №3.- С.2-78,
№4. - С.11-33.
45. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155. [Текст] / Приказ Минобрнауки России //Журнал Администратор образования. - 2014. - №1. - С.27.
46. Першина Л.А. Возрастная психология. [Текст] / Л.А. Першина - М.: ИЦ «Академический проект», 2005. - 79 с.
47. Петрова А.А. Взаимодействие детского сада с семьёй по воспитанию здорового ребёнка[Текст] / А.А. Петрова //Журнал Воспитатель ДОО. - 2013. - №7. - С.18.
48. Пидкасистый П.И. Педагогика. [Текст] / П.И.Пидкасистый - М.:
Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
49. Подласый И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый - М.: Владос, 2004. - 256 с.
50. Радугин А.А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А.Радугин - М.: ИЦ «Центр», 2002. - 241 с.
51. Семёнова Е.В., Девятова О.Е. Методическая работа с педагогами по взаимодействию с семьями воспитанников [Текст] / Е.В. Семёнова, О.Е. Девятова // Журнал Управление ДОО. - 2015. - №10. - С.90.
52. Сиджак Г.Д. Родительский клуб «Дружная семья». [Текст] / Г.Д.Сиджак //Журнал Воспитатель ДОО. - 2016. - №3. - С.36.
53. Сметанина О.А. Научно - теоретические основания проблемы семейного воспитания [Текст] / О.А.Сметанина // Журнал Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 11. - С. 114¬122.
54. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения [Текст] / Е.Н. Степанов // Журнал Классный руководитель. - 2006. - №7. - С. 6-13.
55. Столяренко Л.Д. Педагогика. [Текст] /Л.Д.Столяренко - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000. - 446 с.
56. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект. В редакции от 13 января 2015 года. [Текст] / Стратегия развития воспитания в РФна период до 2025 года. Проект. В редакции от 13 января 2015 года. //Журнал Вестник образования. - 2015. - №3. - С.66.
57. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения» [Текст] / В.А. Сухомлинский, Москва «Педагогика», 2013 - C.397
58. Трофимова М.А. Наглядная информация для родителей в ДОО [Текст] / М.А. Трофимова //Журнал Воспитатель ДОО. - 2015. - №6. - С.31.
59. Тупахина Т.В. Учимся переводить агрессию в позитив. Круглый стол для педагогов и родителей [Текст] / Т.В.Тупахина //Журнал Справочник педагога-психолога. - 2013. - №8. - С.37
60. Фазлыева А. Социально-педагогическая помощь и поддержка замещающим семьям в воспитании детей дошкольного возраста. [Текст] / А.Фазлыева //Журнал Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С.80.
61. Федина М.В. Средства массовой информации в ДОО - интерактивная форма работы с детьми и родителями. [Текст] / М.В. Федина //Журнал Воспитатель ДОО. - 2016. - №6. - С.96.
62. Философский словарь [Текст] : Под ред. Г. Шмикоффа, В. М. Малинин. М.: Республика, 2003.- 575 с.
63. Черноок Л.Г. и др. Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО. [Текст] /Л.Г. Черноок //Журнал Спр-к старшего воспитателя.-2015.-№7.- С.44.
64. Шведовская,А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. [Текст] / А.А. Шведовская,//Журнал Психолог в детском саду, - 2006. - № 4, С. 96
65. Шилов И.Ю. Фамилистика: (психология и педагогика семьи): практикум [Текст] / И.Ю. Шилов - СПб.: Петрополис, 2000. - 220 с.
66. Шнейдер Д.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - [Текст] / Д.Б. Шнейдер, М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая
книга, 2006. -768 с.
67. Шулепова Т.И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов. [Текст]/Т.И.Шулепова//Журнал Управление ДОО. - 2016. - №3. - С.97.