Организация взаимодействия педагогов с родителями по совершенствованию детско-родительских отношений
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1. Понятие взаимодействия в педагогике 7
1.2. Направления взаимодействия дошкольной организации с родителями 15
1.3. Совершенствование детско-родительских отношений в детском саду 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 38
2.1. Исследование детско-родительских отношений 39
2.2. Организация взаимодействия дошкольной организации с родителями по
совершенствованию детско-родительских отношений 50
2.3. Результаты взаимодействия дошкольной организации
с родителями детей дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1. Понятие взаимодействия в педагогике 7
1.2. Направления взаимодействия дошкольной организации с родителями 15
1.3. Совершенствование детско-родительских отношений в детском саду 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 38
2.1. Исследование детско-родительских отношений 39
2.2. Организация взаимодействия дошкольной организации с родителями по
совершенствованию детско-родительских отношений 50
2.3. Результаты взаимодействия дошкольной организации
с родителями детей дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
Данная дипломная работа посвящена проблеме взаимоотношений детей и родителей. Изучение детско-родительских отношений ключевой вопрос, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для выстраивания учебно-воспитательной практики.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимодействие родителей и ребенка как важный источник детского развития. Для успешного становления личности и приобретения целостного социального опыта, необходимы согласованные взаимодействия родителей и педагогов. Только в таком тандеме создаются условия для успешного вхождения ребенка в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними - важнейшие условия развития ребенка.
В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейный времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому старание с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования детей свело к минимуму. А ведь родители - первые воспитатели, которые имеют отличительную черту - влиянием на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается: ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [25].
В семье происходит первичная социализация ребёнка, усваиваются общечеловеческие нормы, ценности, при взаимодействии с другими людьми складываются первые картинки окружающего мира. Первые и последующие чувства приобретаются в семье: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности . Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в Дошкольной образовательной организации и оказывают влияние на его развитие [3].
Большое влияние на личность оказывает всё, что видит человек в семье в детские годы. В здоровых семьях родители и дети повседневно общаются, между ними в результате возникает особое единение, чувства родительской любви и нормальной заботливой детско-родительской привязанности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является средой обитания, и, одновременно с этим, воспитательной и образовательной средой.
Основными причинами ослабления воспитательной роли семьи способствуют такие факторы как: рабочая занятость родителей; состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестёр, братьев), большое количество неблагополучных семей; компьютеризация детства; национальные и этнические особенности; низкий уровень образованности родителей; авторитаризм либо попустительство родителей по отношению к детям, плохая или отсутствие организации семейного досуга; недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям [8].
Формирование личностных качеств дошкольника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Родители для ребенка первые воспитатели и педагоги, неоспорим тот факт, что основа воспитания закладывается именно в семье. В то же время значительная часть родителей - непрофессиональные педагоги и воспитатели. Без специальных знаний в педагогике и психологии они зачастую испытывают трудности в установлении контакта с собственным ребенком [25].
В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» [56].
В науке роль детско-родительских отношений в воспитании и развитии ребенка получила достаточно широкое освещение: раскрывается значение семейной атмосферы и среды, предложены разнообразные формы и методы ее содержательного обогащения, вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, способы педагогического просвещения родителей. Данной теме посвящены работы таких авторов, как: В.С. Мухина, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.С. Немов, В.А. Гейко, А.И Захаров, Н.А. Менчинская, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А. Фромм, Р. Снайдер М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас и других авторов.
Объект исследования: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Предмет исследования: способы организации взаимодействия педагогов с родителями, способствующие улучшению детско-родительских отношений.
Целью исследования является - теоретически обосновать организацию взаимодействия педагогов с семьями по совершенствованию детско- родительских отношений.
Исходя из предмета, цели, объекта сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие взаимодействие в педагогике;
- рассмотреть направления взаимодействия в дошкольной образовательной организации с родителями;
- осуществить диагностику детско-родительских отношений;
- описать практику организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение проблемы; опросы, метод моделирования, методы обработки результатов.
Этапы исследования:
1. Теоретический этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.), был проведен анализ изученности проблемы; была исследована социальная, психологическая и педагогическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, научный аппарат и методы исследования.
2. Исследовательский этап (декабрь 2016 г. - март 2017 г.), выявил основные содержания, направления и особенности социально- педагогического взаимодействия педагогов с родителями, проведен анализ литературы.
3. Обобщающий этап исследования (апрель 2017 г. - май 2017 г.), включал систематизацию, обобщение и анализ результатов исследовательской работы, формулировку выводов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимодействие родителей и ребенка как важный источник детского развития. Для успешного становления личности и приобретения целостного социального опыта, необходимы согласованные взаимодействия родителей и педагогов. Только в таком тандеме создаются условия для успешного вхождения ребенка в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними - важнейшие условия развития ребенка.
В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейный времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому старание с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования детей свело к минимуму. А ведь родители - первые воспитатели, которые имеют отличительную черту - влиянием на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается: ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [25].
В семье происходит первичная социализация ребёнка, усваиваются общечеловеческие нормы, ценности, при взаимодействии с другими людьми складываются первые картинки окружающего мира. Первые и последующие чувства приобретаются в семье: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности . Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в Дошкольной образовательной организации и оказывают влияние на его развитие [3].
Большое влияние на личность оказывает всё, что видит человек в семье в детские годы. В здоровых семьях родители и дети повседневно общаются, между ними в результате возникает особое единение, чувства родительской любви и нормальной заботливой детско-родительской привязанности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является средой обитания, и, одновременно с этим, воспитательной и образовательной средой.
Основными причинами ослабления воспитательной роли семьи способствуют такие факторы как: рабочая занятость родителей; состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестёр, братьев), большое количество неблагополучных семей; компьютеризация детства; национальные и этнические особенности; низкий уровень образованности родителей; авторитаризм либо попустительство родителей по отношению к детям, плохая или отсутствие организации семейного досуга; недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям [8].
Формирование личностных качеств дошкольника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Родители для ребенка первые воспитатели и педагоги, неоспорим тот факт, что основа воспитания закладывается именно в семье. В то же время значительная часть родителей - непрофессиональные педагоги и воспитатели. Без специальных знаний в педагогике и психологии они зачастую испытывают трудности в установлении контакта с собственным ребенком [25].
В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» [56].
В науке роль детско-родительских отношений в воспитании и развитии ребенка получила достаточно широкое освещение: раскрывается значение семейной атмосферы и среды, предложены разнообразные формы и методы ее содержательного обогащения, вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, способы педагогического просвещения родителей. Данной теме посвящены работы таких авторов, как: В.С. Мухина, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.С. Немов, В.А. Гейко, А.И Захаров, Н.А. Менчинская, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А. Фромм, Р. Снайдер М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас и других авторов.
Объект исследования: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Предмет исследования: способы организации взаимодействия педагогов с родителями, способствующие улучшению детско-родительских отношений.
Целью исследования является - теоретически обосновать организацию взаимодействия педагогов с семьями по совершенствованию детско- родительских отношений.
Исходя из предмета, цели, объекта сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие взаимодействие в педагогике;
- рассмотреть направления взаимодействия в дошкольной образовательной организации с родителями;
- осуществить диагностику детско-родительских отношений;
- описать практику организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение проблемы; опросы, метод моделирования, методы обработки результатов.
Этапы исследования:
1. Теоретический этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.), был проведен анализ изученности проблемы; была исследована социальная, психологическая и педагогическая литература по теме; сформулирована проблема исследования, определены объект, предмет, научный аппарат и методы исследования.
2. Исследовательский этап (декабрь 2016 г. - март 2017 г.), выявил основные содержания, направления и особенности социально- педагогического взаимодействия педагогов с родителями, проведен анализ литературы.
3. Обобщающий этап исследования (апрель 2017 г. - май 2017 г.), включал систематизацию, обобщение и анализ результатов исследовательской работы, формулировку выводов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Данная работа была предпринята с целью выявления наиболее эффективных форм работы с семьей по совершенствованию детско- родительских отношений. В первой главе мы рассмотрели основные понятия:
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, для решения участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в Дошкольной образовательной организации. Направления детско-родительских взаимоотношений, подходы к их пониманию, раскрыли основные структурные компоненты родительского отношения: К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи имеет отношение образование родительской компетентности, в работах Р.В. Овчаровой, Н.И. Мизиной, М.О. Ерохиной структура родительской компетентности рассматривается как совокупность составляющих, которая предполагает интегрирование разных аспектов частного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.
Мы определили, что наиболее значимыми факторами, влияющими на детско-родительские отношения, являются место где ты проживаешь (территориально-поселенчиский) и уровень педагогической культуры родителей, материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат в семье, время рождения и место в ряду других детей. В целом современный педагогический опыт по улучшению детско-родительских отношений, мы увидели, что наиболее эффективными средствами коррекции детско-родительских отношений являются практикоориентированные игровые программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями для совершенствования детско-родительского отношения.
Во второй главе провели 3 диагностики : тест - опросник автора А. Я. Варга, Методика «Родительское сочинение» автора А.А. Шведовская, «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Изучили результаты, сделали выводы: по нашим данным, в целом выделяется значительное напряжение сферы отношений родителей и детей. Такая ситуация является неблагоприятной для личностного развития ребенка. Более детальный анализ особенностей типов родительского отношения показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаимодействия.
Исследуя отношения в семье со стороны родителей и детей, мы установили, что отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, родители испытывают трудности во взаимоотношениях, разработали и применили на практике программу по оптимизации детско - родительских отношений. После проведенных занятий мы увидели, что использовании педагогом методов игрового моделирования дали положительные результаты: улучшились детско-родительские отношения, родители увидели способы и решения контакта со своими детьми в воспитательных моментах и не только. Благодаря данной программе по совершенствованию детско-родительских отношений, родители стали понимать, что в любой ситуации есть разные способы по решению тупиковых задач во взаимодействии со своим ребенком. В игровой ситуации, родитель начинает открывать глаза на взаимодействие со своим ребёнком, ему становится легче и в удовольствие общаться с ним. Мы увидели по данным диагностикам, что многие родители склонны к авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего ребенка, больше доверять его силам и компетентности.
Разработка и апробация программы по оптимизации детско- родительских отношений позволили решить поставленные в работе задачи и получить новый опыт, который оказался эффективным средством в оказании психолого-педагогической помощи родителям и детям.
Мы надеемся, что данная работа окажется нужной и полезной для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Практическая значимость работы для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Цель и задачи работы реализованы.
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, для решения участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в Дошкольной образовательной организации. Направления детско-родительских взаимоотношений, подходы к их пониманию, раскрыли основные структурные компоненты родительского отношения: К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи имеет отношение образование родительской компетентности, в работах Р.В. Овчаровой, Н.И. Мизиной, М.О. Ерохиной структура родительской компетентности рассматривается как совокупность составляющих, которая предполагает интегрирование разных аспектов частного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.
Мы определили, что наиболее значимыми факторами, влияющими на детско-родительские отношения, являются место где ты проживаешь (территориально-поселенчиский) и уровень педагогической культуры родителей, материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат в семье, время рождения и место в ряду других детей. В целом современный педагогический опыт по улучшению детско-родительских отношений, мы увидели, что наиболее эффективными средствами коррекции детско-родительских отношений являются практикоориентированные игровые программы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями для совершенствования детско-родительского отношения.
Во второй главе провели 3 диагностики : тест - опросник автора А. Я. Варга, Методика «Родительское сочинение» автора А.А. Шведовская, «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Изучили результаты, сделали выводы: по нашим данным, в целом выделяется значительное напряжение сферы отношений родителей и детей. Такая ситуация является неблагоприятной для личностного развития ребенка. Более детальный анализ особенностей типов родительского отношения показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаимодействия.
Исследуя отношения в семье со стороны родителей и детей, мы установили, что отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, родители испытывают трудности во взаимоотношениях, разработали и применили на практике программу по оптимизации детско - родительских отношений. После проведенных занятий мы увидели, что использовании педагогом методов игрового моделирования дали положительные результаты: улучшились детско-родительские отношения, родители увидели способы и решения контакта со своими детьми в воспитательных моментах и не только. Благодаря данной программе по совершенствованию детско-родительских отношений, родители стали понимать, что в любой ситуации есть разные способы по решению тупиковых задач во взаимодействии со своим ребенком. В игровой ситуации, родитель начинает открывать глаза на взаимодействие со своим ребёнком, ему становится легче и в удовольствие общаться с ним. Мы увидели по данным диагностикам, что многие родители склонны к авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего ребенка, больше доверять его силам и компетентности.
Разработка и апробация программы по оптимизации детско- родительских отношений позволили решить поставленные в работе задачи и получить новый опыт, который оказался эффективным средством в оказании психолого-педагогической помощи родителям и детям.
Мы надеемся, что данная работа окажется нужной и полезной для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Практическая значимость работы для родителей, воспитателей, психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть собой.
Цель и задачи работы реализованы.
Подобные работы
- Организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формы взаимодействия ДОО с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения младших школьников (Психолого-педагогические основы учебной деятельности, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Организация взаимодействия
дошкольной образовательной организации
по повышению психолого - педагогической
компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое консультирование в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022



