Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста

Работа №98193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Основы взаимодействия педагогов с родителями детей
дошкольного возраста в дошкольной организации 6
1.2. Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями
детей дошкольного возраста 14
1.3. Особенности взаимодействия педагогов с родителями в вопросах
познавательного развития детей дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОПРОСАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Анализ взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной
организации 38
2.2. Организация взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75


В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать микроклимат семьи, социальный статус, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно будет во многом зависеть от согласованности действий родителей и педагогов ДОО. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного возраста.
Анализ выше перечисленных документов свидетельствует о необходимости нововведений во взаимодействие родителей с педагогами. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать взаимодействие с родителями, в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска направлений и реализация современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Современные направления в развитии дошкольного образования объединены одним значимым и важным критерием - его качеством, которое напрямую зависит от уровня профессиональной грамотности педагогов и педагогической компетентности родителей.
Именно этими условиями диктуется потребность постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, потребность в организации различных форм образования. Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.
Проблемой взаимодействия ДОО и семьи занимались О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Н.В. Додокина, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, О.Л.Зверева, В.Г.Нечаева, Л.В. Попова и др.
В своих работах практики и учёные предлагают методы и формы плодотворного сотрудничества детского сада и семьи, описывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы взаимодействия педагогов с семьёй воспитанников (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Проблема данного исследования заключается в подборе эффективных направлений и форм взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования - взаимодействие педагогов ДОО и родителей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - направления и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически раскрыть направления и формы взаимодействия с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть основы взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
3. Определить направления и формы взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
5. Провести анализ взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации.
6. Организовать взаимодействие педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, изучение практического опыта), практические (наблюдение, анкетирование).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида, город Тавда. В исследовании принимали участие 4 педагога, 20 родителей.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены направления и формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста. Выяснили, что семья и дошкольные учреждения - два равноценных и важных по значимости института социализации детей, с разными воспитательными функциями, но для полноценного познавательного развития необходимо их взаимодействие.
В соответствии с поставленной целью было решено ряд задач:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
2. Рассмотрены основы взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
3. Определены основные направления и формы взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста.
4. Раскрыты особенности взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
5. Проведен анализ взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации.
6. Предложены направления совместной деятельности по организации взаимодействия педагогов с родителями в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
Проанализировав все используемые источники можно сделать вывод, что взаимодействие педагогов и родителей — это способ организации совместной деятельности, который осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения, тот элемент общения, который фиксирует как обмен информацией, так и организацию совместных действий, направленных на повышение результата работы по познавательному развитию дошкольников.
Целью взаимодействия педагогов с родителями должно стать повышение психолого-педагогической компетентности родителей, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс. Активная совместная работа позволяет лучше узнавать друг друга, способствует улучшению их взаимоотношений и направлено на выработку и реализацию основных направлений и форм в условиях ДОО.
Основные направление взаимодействия - это изучение запросов семьи, семейных ценностей, уровня психолого-педагогической грамотности, консультирование родителей, информирование родителей, просвещение и обучение родителей, совместная деятельность дошкольной организации и семьи. В соответствии с направлениями при организации познавательного развития детей дошкольного возраста, выбираются формы по взаимодействию педагогов с родителями.
Познавательное развитие - это объединение количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных обучающих и воспитательных воздействий и собственного опыта ребёнка. В настоящее время взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОО носит выраженный специфический характер, так как изменились формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОО. Поиск действенных путей при взаимодействии, необходимых как педагогам, так и родителям, поможет выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьями каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки друг друга.
С целью анализа взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации было проведено исследование на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 комбинированного вида города Тавда, в котором приняли участие 4 педагога, 20 родителей.
Данную исследовательскую работу начали с изучения взаимодействия педагогов с родителями в конкретной ДОО. Также проведена самодиагностика трудностей в профессиональной деятельности, которые возникают у педагогов при взаимодействии с родителями. Выяснено, что существует проблема взаимодействия между педагогами и родителями. Инициатива и активность в основном принадлежит педагогам. Довольно часто взаимодействие воспитателя с семьей носит назидательно-поучительный характер. Общение педагогов с родителями чаще всего происходит в отсутствии детей. При выборе форм взаимодействия по вопросам познавательного развития не всегда учитывается культурный и образовательный уровень родителей, преобладают традиционные формы взаимодействия с родителями. Основные причины этих недостатков:
- неумение анализировать уровень педагогической грамотности родителей и особенности развития и воспитания детей в семье;
- низкий уровень развития коммуникативных умений педагогов.
Был выявлен уровень компетентности родителей и знаний особенностей формирования познавательного развития детей дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что большинство 13 (62%) родителей не имеют прочной теоретической и практической базы, но осознают важность познавательного развития детей. Это проявляется в поддержке и развитии интересов ребёнка. К сожалению не все родители знают, как организовать и стимулировать познавательную деятельность ребенка, перекладывая эту функцию на педагогов.
Исходя из результатов анкетирования, появляется необходимость обучения конструктивным способам общения всех участников 
Опираясь на полученные данные, была описана работа по организации взаимодействия педагогов ДОО с родителями, где рассмотрены основные направления и формы по совершенствованию практических навыков общения с родителями. Предложен перспективный план работы по взаимодействию с родителями в вопросах познавательного развития дошкольников. Важно отметить, что мы не стали отказываться от традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями: консультаций, бесед, родительских собраний. К ним добавились новые формы и методы повышения педагогической культуры родителей: психолого-педагогические тренинги, мастер-классы, родительские гостиные, квест - игры, семинары - практикумы, с привлечением специалистов ДОО (педагог-психолог, учитель- логопед) с учетом запросов родителей и выявленных проблем, что в свою очередь обеспечит полноценное и планомерное взаимодействие заинтересованных в познавательном развитии ребенка субъектов.



1. Абульханова - Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980. - С. - 334.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: Учебник. / Г. М. Андреева. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 113.
3. Бабынина, Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта [Текст] / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. - М.: Казань: Изд-в о МОиН РТ. -2009. - с. 192.
4. Богославец, А. Г. Взаимодействие ДОО и семьи в условиях малого города [Текст] / А. Г. Богославец, А. А. Майер. // Управление ДОО. - 2014. № 5. - С. 8-16.
5. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - с.54-58
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Текст]/ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003.- №10. - С. 33-38.
7. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Детский сад и семья. [Текст] / Виноградова Н.А., Година Г.Н., Загик Л.В. и др. Под ред. Т.А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1986. - с. 207
9. Виноградова, Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] М: СПУТНИК, 2010. С. 123.
10. Власова, И. В. Новое решение старой проблемы [Текст]/ И. В. Власова. // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 14. - С. 4-8.
11. Галеева, Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй [Текст]: учебно-методическое пособие. СПб., 2011 - 52 с.
12. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2014. - № 1.- с.14.
13. Гребенникова, В.Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] М.: Сфера, 2007. - 221 с.
14. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание.- 2008. - N 9. - С. 23 - 31.
15. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - с.22.
16. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОО [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. П. Майер. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 144 с.
17. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М.: Аркт, 2013. - 226 с.
18. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 41.
19. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей [Текст]: пособие по
взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
20. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С.87-89.
21. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития [Текст]: Методическое руководство для работников образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
22. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты
взаимодействия детского сада и семьи [Текст] Учебное пособие. Минск: Консорциума, 2007. 156 с.
23. Дядюх, Л. А. Родительский клуб в дошкольном учреждении [Текст] / Л. А. Дядюх. // Детский сад от А до Я. - 2013. - С. 12-18.
24. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
25. Есиркепов, Ж. М. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. - 2014. - №20.1. — С. 60-62.
26. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982.- С. 160.
27. Зверева, Г.Н. Взаимодействие ДОУ с семьей [Текст] / Г.Н.
Зверева. - М.: Сфера, 2010. -256 с.
28. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
[Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева // М., 2000. - 256 с.
29. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
30. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера. - 2007. - С. 80.
31. Загик, В. И. Воспитатели и родители [Текст] / В. И. Загик, В. М. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. - 260 с.
32. Зорина, Н. Н. Профессионально-личностная готовность студентов - будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии [Текст]: дис. канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 21.12.2011 / Н. Н. Зорина. - М.: Псков, 2011. - С. 242.
33. Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 6-13.
34. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина М.: Сфера, 2004 - 112 с.
35. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС [Текст] / М.: Мозаика - Синтез, 2014г. - 63 с.
36. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2010.- 17 с.
37. Куланина, Л. А. О формах взаимодействия с семьей. [Текст] / Л. А. Куланина. - Детский сад от А до Я. - 2014. - №10. - с. 8-16.
38. Куликова, Т. А. Современная семья: проблемы, тенденции развития [Текст] / Т.А. Куликова // Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - с.12-22.
39. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии, 2012.- № 4.- С.18-35
40. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОО [Текст] / Л. И. Лукина. - Управление ДОУ. - 2014. - №5. - С. 5-12.
41. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов ДОУ [Текст] /: учебно - методическое пособие. 2 - е изд., доп. и перераб. - 2012. - 176 с.
42. Маркова, Т. А. Детский сад и семья [Текст] / Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 186 с.
43. Минина, А. В. Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина [Текст] / А. В. Минина // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 17-19.
44. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. Для студ.
Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 200 с.
45. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Под ред. Л.А. Венгера.- 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1985.-272с.
46. Никитина Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» [Текст] / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. - 2013. - № 8. - С. 21 - 25.
47. Педагогический терминологический словарь [Текст] / СПб: Российская национальная библиотека. 2006. - С. 13
48. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова. И др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.- 528 с.
49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2011. - с.90.
50. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2014 г. - 112с.
51. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2002. - 432 с.
52. Салаватулина, Л.Р. Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Р. Салаватулина. Челябинск: Цицеро, 2011 - 42 с.
53. Свирская, Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. [Текст] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 176 с.
54. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] / О. В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - С. 77.
55. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
56. Социологическая энциклопедия [Текст]: В 2т. - М.: Мысль, 2003. Т.1. 694 с.
57. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа [Текст] // Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1979. Т. 2.
58. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
59. ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] /Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -112 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637(Дата обращения: ).
62. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) [Текст] — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ