Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №109311

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования методов арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений 8
1.1 Особенности детско-родительских отношений 8
1.2 Особенности метода арт-терапии 16
1.3 Возможности арт-терапии в гармонизации детско-родительских отношений 32
Глава 2 Эмпирическое исследование применения методов арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования детско-родительских отношений 39
2.3 Система практического применения методов арт-терапии как средства гармонизации детско-родительских отношений и анализ ее результативности 51
Заключение 60
Список используемой литературы 62

Актуальность исследования. В формировании личности ребенка, его интересов, социальной адаптации и выбора им жизненного пути огромное значение имеет его взаимное отношение с окружающим миром, в особенности с родителями. Взаимоотношения родителей и детей в становлении личности всегда были и останутся одной из важнейших задач изучения общественных институтов семьи. Каждая семья, имея свои особенности, является одним из институтов социализации, в микросреде которой протекает формирование, развитие и становление личности ребенка. Любая семья имеет свои особенности; тесное сплетение супружеских, родительских и детских взаимоотношений влияет на формирование и становление личности ребёнка. Все сферы развития личности ребенка непосредственно подвластны влиянию семьи: поведенческая сфера, коммуникативная, аффективная, а также когнитивная.
Особенностями XX века являются стремительность и скорость развития. За всю историю развития человечества именно он стал веком стремительного развития инновационных технологий, освоения космического пространства, создания и совершенствования различных видов техники. За незначительный промежуток времени на территории современной России происходила неоднократная смена общественно - политического строя, процессы индустриализации и урбанизации. Глобализация, ускоряющийся темп жизни современного человека не могли не коснуться института социализации семьи. В мире, где правящей экономической системой стал капитализм, произошло значимое изменение ценностных ориентиров общества. Баланс от общечеловеческих и духовных ценностей сместился в сторону материальной обеспеченности. Порою можно заметить, что у некоторых основной ведущей ценностью являются материальные блага, что еще не было таким важным 50 лет назад. Нельзя сказать однозначно, что раньше институт семьи имел значительное преимущество в сравнении с современным, но целеориентированность общества в сочетании с общим ценностным мировоззрением, оказали значительную поддержку в гармонизации детско-родительских отношений. Сегодня родители, стремясь удовлетворить потребность ребенка в материальных благах, порой вовсе не успевают уделить должное внимание отношениям внутри семьи. Также следует отметить, что в последнее время при наличии живых и полноценных родителях, воспитание и общение ребенка происходит в семье, где вся ответственность и нагрузка ложится на одного из родителей, что в последствии приводит не только к нарушениям детско-родительских отношений, но и к социальной дезадаптации детей. Личные взаимоотношения супругов, их разлад в отношениях также имеют негативное влияние на их взаимоотношения с ребенком. Дети остро реагируют на любые изменения в семье, они чувствуют психологическую атмосферу между членами семьи.
Еще одними из факторов, усилившихся в 21 веке, являются информационные технологии, влияющие на следующие аспекты личности ребенка, такие как физическое развитие и социальная адаптация. Информационный аспект реальности значим, чем физический мир. Пребывание детей в информационном пространстве удобно многим родителям. Уставшему или работающему родителю выгодно, когда фокус внимания ребенка переносится в виртуальный мир с физического аспекта внимания.
При изучении детско-родительских отношений следует обращать внимание на такие особенности семьи, как состав семьи, модель семьи, отношение родителей к друг другу, отношение к жизни и к детям, на родительские установки в воспитании, на реакцию детей и родителей, на наличие или отсутствие иерархической структуры в семье, на уровень родительской компетенции, на причины отсутствия либо наличия отклонений в семье.
Жизнь ребенка обусловлена тесным взаимоотношением со взрослыми. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами, которые к сожалению, не являются единственными, идет нарушение в выстраивании отношений между детьми и их родителями.
На сегодняшний день современная психология имеет в своем арсенале множество психокоррекционных методов. Одним из эффективных и наиболее мягких методов считается арт-терапия. Методы арт-терапии широко используют в своей работе психологи и педагоги. В последние годы широкую популярность арт-терапия имеет среди населения. Арт-терапия зарекомендовала себя как действенную терапевтическую методику и с каждым днем её последователей становится все больше. Причиной такой популярности арт-терапии является её универсальность, возможность быть адаптированной к различным задачам. Таким образом методы арт-терапии вполне применимы в гармонизации детско-родительских отношений, в целях создания условий для контакта, понимания и взаимодействия тех и других.
Цель исследования - изучение эффективности применения методов арт-терапии в гармонизации детско-родительских отношений.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - процесс гармонизации межличностных отношений между родителями и ребенком посредством методов арт-терапии.
Гипотеза исследования - проблемы детско-родительских отношений возможно гармонизировать, применяя методы арт-терапии в совместной работе родителей с детьми как в полных семьях, так и в неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Исследование особенностей детско-родительских отношений.
2. Исследование особенностей современных методов арт-терапии.
3. Рассмотрение особенностей применения метода арт-терапии как метода гармонизации детско-родительских отношений.
4. Проведение исследования и анализа полученных результатов в эффективности применённых методов арт-терапии для гармонизации детско- родительских отношений.
Теоретико-методологические основой исследования выступили научно-практические исследования таких авторов, как: Л.С. Выготский, И.А. Логинова, М.А. Матвеев, Л.К. Фомина, О.А. Карабанова, Т.Л. Крюкова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, Х. Ландгартен, Л. Пролкс.
Методы исследования:
• методика диагностики родительского отношения, разработанная А.Я. Варга и В.В. Столиным.
• тест «Рисунок семьи».
Эмпирическая база исследования: Центр психологической помощи «SOGDIANA PSYCOLOGIST».
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в апробации программы арт-терапии в целях гармонизации детско- родительских отношениях.
Практическая значимость исследования: результаты успешного исследования могут быть использованы психологами и педагогами с целью гармонизации детско-родительских отношений.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающей 34 источников. Общее количество страниц в работе - 64. В тексте представлены 4 таблицы и 12 графических изображений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Основываясь на теоретическом исследовании, мы приходим к выводу, что межличностные отношения между родителями и ребенком, это длительный непрерывный опосредованный возрастными особенностями процесс взаимодействия ребенка и родителя, характерным для которого является наличие эмоциональной связи. Межличностные отношения внутри каждой семьи имеет свой тип реализации в различных ситуациях.
Арт-терапия является эффективном методом для гармонизации детско- родительских отношений. Использование метода арт терапии вне зависимости от возраста, человека, способствует гармонизации психического состояния, помогает в самовыражении и самопознании. Основываясь на данных эмпирического исследования, мы можем смело заявить, что метод арт-терапии помогает взрослому в понимании чувств, переживаний и эмоций ребенка.
Методы арт-терапии можно использовать как индивидуально, так и в группе. Использования метода арт-терапии в группе позволило в кротчайшие сроки гармонизировать детско-родительские отношения.
Использование метода арт-терапии привело к уменьшению тревожности у детей, помогло снять эмоциональную напряженность у родителей, было отмечено развитие комплекса психологических навыков у ребёнка, которые в свою очередь оказали влияние на успешную психосоциальную адаптацию.
Позитивное влияние на эмоциональный фон родителя способствовало стабилизации эмоционального фона, что в свою очередь привело к гармонизации детско-родительских отношений.
По итогам повторного диагностирования была доказана эффективность применения метода арт-терапии для гармонизации детско-родительских отношений. Отмечена позитивная динамика в изменении качества детско- родительских отношений. После применения метода наблюдаются появление следующих навыков у детей и их родителей:
• коммуникативные навыки внутри семьи;
• навык совместной деятельности;
• навык понимания и принятия чувств членов семьи.
Таким образом, можно смело заявить, что гипотеза, где заявлено, то проблемы в детско-родительских отношениях возможно гармонизировать, применяя методы арт-терапии в совместной работе родителей с их детьми как в полных семьях, так и в неполных семьях полностью подтверждена.


1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М .: Фобос, 1991. 223 с.
2. Выготский Л. С. Т. 4. Детская психология : Собрание сочинений : В 6-ти т. Москва : Педагогика, 1984. 432 с.
3. Дружинин В. И. Психология семьи. Москва [и др.] : Питер, 2012. 176 с.
4. Дубровина И. В., Божович Е. Д. Психологическая наука и психологическая практика // Вопросы психологии. 1983. №4. С. 168 - 169.
5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М. : Гардарики, 2004 319 с.
6. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб. : Речь, 2005. 240 с.
7. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2017. 438 с.
8. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско- подростковой и семейной арт-терапии. М. : Когито-центр, 2016. 250 с.
9. Ландгартен Х. Семейная арт-психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера, Л. Кери. СПб. : Питер, 2016. С. 276-292.
10. Лаура Е. Берк. Развитие ребенка. Москва [и др.] : Питер, 2006. 1056 с.
11. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. 1998. № 4. С. 76-79.
12. Матвеева М. А. Роль семейного воспитания в развитии внимания детей младшего школьного возраста / Т. В. Калинина, М. А. Матвеева // «Национальная ассоциация ученых». № X (15). Екатеринбург. 2015. 153 с.
13. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия, 2011. 655 с.
14. Овчарова Р. В. Психология родительства. М. : «ACADEMA», 2005. 312 с.
15. Основы психологии и семейного консультирования : учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М. : Изда-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ