ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Функция контроля в менеджменте 8
1.2. Виды контроля в дошкольной образовательной
организации 16
1.3 Специфика внутреннего контроля в дошкольной
образовательной организации 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ системы внутреннего контроля в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского
городского округа «Детский сад № 51» 36
2.2. Организация системы внутреннего контроля в дошкольной
образовательной организации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
Управленческая деятельность в дошкольной образовательной организации призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования дошкольной организации невозможно без организации систематического, планомерного контроля за профессиональной деятельностью педагогов.
Контроль в дошкольной образовательной организации - это система наблюдения и проверки соответствия образовательной деятельности целям и задачам образовательной программы, Устава и Программы развития дошкольной образовательной организации.
Функция контроля неотделимая часть управленческой деятельности. Информация, которая будет получена в ходе контроля, является началом для принятия управленческих решений.
Функция контроля занимает особое место в педагогическом менеджменте. В связи с этим в психолого - педагогической литературе, посвящённой управлению дошкольной образовательной организацией, контролю придается немаловажное значение.
Из анализа научно - методической литературы, видим, многие авторы, такие как Ю. К. Бабанский, С. А. Ильманов, М. М. Поташник, И. П. Третьяков, Т. И. Шамова, В. Я. Якунина и др. выделяют контроль важнейшей функцией управления, способствующей успешному функционированию и развитию системы воспитательно - образовательной деятельности заданным требованиям нормативов и переводу в более качественную систему.
В наше время дошкольная образовательная организация самостоятельно контролирует и несет полную ответственность за конечные результаты воспитания, развития, обучения и подготовки детей к обучению в школе.
Однако для того, чтобы дошкольное образование благополучно развивалось, повышалось его качество, в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года, необходимо применять и увеличивать свой потенциал, вести поиск резервов совершенствования педагогической деятельности.
Необходимы профессионалы, владеющие основами управленческой деятельности и умеющие создать целенаправленную профессиональную деятельность в дошкольной организации в соответствии с временными нормативными требованиями. Одним из путей увеличения эффективности управления дошкольной образовательной организацией является введение в практику инноваций. Внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - сложный процесс, который предполагает последовательное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в результате, оказывает влияние на оценку качества образовательной деятельности в дошкольной организации.
Внутренняя система оценки качества образования разрабатывается в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», на основании которого к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования.
Дошкольная образовательная организация обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутренней оценки качества образования, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в дошкольной организации осуществляется посредством системы внутреннего контроля (в соответствии с Положением о системе внутреннего контроля, циклограммой организации внутреннего контроля).
С одной стороны, это даёт возможность, главным образом перестроить внутренний контроль за педагогической деятельностью, усилив в контроле гуманные начала, персональный подход, с другой - увеличить ответственность руководителя за итоги и объективную оценку. Несмотря на то, что авторы исследуемой проблемы много говорят о системе внутреннего контроля, обнаружены противоречия:
- наличие новых требований к системе построения образовательной деятельности в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и большой зависимостью дошкольной организации от реальных условий;
- множество подходов к организации внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации и не соответствие данных подходов новым требованиями и нормативным документам.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования: созданная система контроля в дошкольной образовательной организации не показывает результативности на практике из-за отсутствия у ряда руководителей навыков опыта при подборе и модифицировании диагностических методик для своей дошкольной образовательной организации.
Актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием целостной системы организации внутреннего контроля в организации, направленного на качество дошкольного образования, что и явилось основанием выбора темы исследования «Организация системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации».
В соответствии с данной темой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: - контроль как функция управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: система организации внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: Изучить теоретические подходы к организации внутреннего контроля, разработать и реализовать систему организации внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации, проверить на практике эффективность данной системы.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы организации системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации;
2. проанализировать систему внутреннего контроля в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Полевского городского округа «Детский сад № 51».
3. разработать и реализовать систему внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации;
4. показать эффективность предложенной системы организации внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации на практике.
Методологическую основу исследования составили работы К. Ю. Белой, Т. С. Кабаченко, Ю. А. Конаржевского, В. С. Лазарева, Л. В, Поздняк, М. М. Поташника, Н. С. Сунцова, П. И. Третьякова, А. Н. Троян, Т. И. Шамовой, Н. А. Шубина, которые рассматривают особенности, закономерности и принципы совершенствования контроля в дошкольной организации.
Для решения поставленных цели и задач применялся комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение и обобщение;
- эмпирические: анализ документов, опрос педагогов и родителей;
- статистические: обработка результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 51» (далее МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»), г. Полевской. В исследовании принимали участие 15 педагогов, 70 родителей.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На современном этапе развития дошкольного образования происходят значительные изменения: дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. В связи с этим меняются нормативные документы, которые предъявляют новые требования и стандарты системе дошкольного образования, внедряются новые технологии развития и разрабатываются новые программы.
Ознакомившись и проанализировав психолого - педагогическую литературу по изучаемой теме: «Организация внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации» отмечаем, что этому вопросу уделяли особое внимание в своих работах такие авторы, как К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк, М. М. Поташник и другие, но данный вопрос все же остается актуальным.
Контроль представляет собой отделимую часть управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательной организации. Осуществление внутреннего контроля основывается на систематическом и целенаправленном изучении, наблюдении, оценке и анализе воспитательно-образовательной деятельности в дошкольной организации. Главная цель функции контроля заключена в обеспечении социальной защиты каждому дошкольнику, получение, им доступного образования, основываясь на его возрастных особенностях, создание оптимальных условий, необходимых для его полноценного развития.
Выявлена необходимость в пересмотре отношений между всеми участниками образовательных отношений. Для решения данной задачи необходимо обеспечить переход к управлению, ориентированному на устойчивое развитие дошкольного образования, с учетом интересов всех заинтересованных сторон - родители, воспитатели, руководители дошкольных образовательных организаций. В обязанности администрации включен контроль содержания различных направлений деятельности дошкольной организации: организационно образовательной. Руководитель анализирует полученную оперативную информацию о реальном состоянии дел в дошкольной организации. На основе имеющихся данных разрабатывает возможные пути развития, намечает цели на дальнейшее будущее организации.
В процессе написания работы была определена важность внутреннего контроля в деятельности руководителя. Основной отличительной чертой контроля как функции управления считается то, что он не существует самостоятельно, а имеет тесную взаимосвязь с другими функциями управления. И в случае если руководитель дошкольной организации отойти от контроля, то он потеряет способность оперативного участия в воспитательно-образовательную деятельность, для определения причин, возникающих трудностей, и в дальнейшем управлять ими.
Руководителю дошкольной образовательной организации, необходимо основываясь на требованиях и принципах, которые предъявляют к процедуре проведению и выстраиванию системы внутреннего контроля. При определенных условиях, используя для этого необходимый инструментарий, к которому относятся различные формы организации и методы контроля, реализовывая контроль в некотором алгоритме, каждый руководитель (старший воспитатель) надеется на эффективность и результат своей контрольно - диагностической деятельности.
Было установлено, что для реализации внутреннего контроля заведующий (старший воспитатель) должен обладать умением собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, осуществлять анализ и оценку ее. Благодаря этим умениям можно определить наиболее правильные, обоснованные и оптимальные решения.
Если в дошкольной образовательной организации внутреннего контроля организована таким образом, что все виды контроля дают объективную оценку состояния дел и дополняют друг друга, можно говорить, что в данной организации существует система контроля. Использование гуманности и рефлексии при осуществлении функции контроля заведующий (старший воспитатель) дошкольной организации является залогом результативности управленческой деятельности.
Заведующий МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» стремится к тому, чтобы каждый педагог имел уверенность в значимости и необходимости выполнения своей работы. Деловое общение с сотрудниками, по результатам проведенного контроля необходимо начинать с положительных моментов, а указывать на недостатки и просчеты очень тактично, так как в работе сотрудника не может быть все плохо.
В связи с появлением в системе образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, происходит ускорение развития образования, за счет этого появляются новые цели и приоритеты. Поэтому главная задача ФГОС ДО представляет собой обеспечение каждого ребенка качественным современным и доступным образованием. Для осуществления этой задачи нужно закрепить и использовать лучшие образовательные модели, что в дальнейшем будет способствовать появлению позитивного импульса модернизации образования.
Беря во внимание происходящие изменения в образовательных стандартах, особенностью внутреннего контроля дошкольной организации, является то, что он подсистема общей системы управления организации. Контроль предопределяет некоторыми резервами, которые имеют линию на развитие такого инструмента управления образовательной деятельностью, как качество дошкольного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление функции контроля образовательной организацией, является главной деятельностью руководителя. Благодаря реализации контроля руководитель повышает эффективность функционирования дошкольной образовательной
организации. Осуществление внутреннего контроля обеспечивает знание о состоянии дел в дошкольной организации. Осуществление внутреннего контроля должно иметь четко и логично выстроенную систему, но и продуманную последовательность действий. Деятельность по осуществлению внутреннего контроля должна быть цикличной, спланированной, все действия осуществляются, основываясь на установленных правилах. Осуществление регулярного и качественного внутреннего контроля является важным условием эффективности педагогической деятельности, а также качества дошкольного образования.
1. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 432 с.
2. Басюка, В. С. Организация контроля в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / В. С. Басюка. - М.: ТЦ Сфера, 2015.- 86 с.
3. Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 211с.
4. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 143 с.
5. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Н. П. Беляцкий. - М.: Книжный дом, 2008. - 367 с.
6. Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией [Текст] / Т. Бойделл // Человек и труд. - 2007. - №11. - 74с.
7. Волкова, В. А. Воспитательная система ДОУ [Текст] / В. А. Волкова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
8. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н. А. Виноградова, - М.: Айри-Пресс, 2006.- 192 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Галькович, Р. С. Основы менеджмента [Текст] / Р. С. Галькович. - М.: Просвещение, 2008. - 285 с.
11. Генов, Ф. Психология управления [Текст] / Ф. Генов. - М.: Прогресс, 2002. - 422 с.
12. Гладышева, Н. Н. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий [Текст] / Н. Н. Гладышева. - В.: Учитель, 2013. - 180 с.
13. Голицына, Н. С. Организация и проведение контроля в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2016. - 130 с.
14. Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2013. - 98 с.
15. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении [Текст]: / Л. М. Денякина. - М.: Новая школа, 2005. - 66 с.
16. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст]: учеб. для вузов / С. А. Езопова. - М.: Просвещение, 2003. 370 с.
17. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 190 с.
18. Жук, Н. И. Система внутришкольного административного контроля [Текст] / Н. И. Жук // Директор школы - 2015. № 1. С.32-36
19. Захарова, Т. И. Организационное поведение: Учебно¬
методический комплекс [Текст] / Т. И. Захарова. - М.: Центр ЕАОИ, 2009. - 330 с.
20. Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования [Текст] / В. Н. Кеспиков. - Челябинск: Монография, 1998. - 214 с.
21. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: пособие для студентов вузов, / Т. П. Колодяжная. - Ростов н/Д: Учитель, 2015. - 156 с.
22. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой. [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - Челябинск: Монография, 1999. - 270 с.
23. Корепанова, Н. В., Липчанская, И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст] / Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 445 с.
24. Копылова, Н. А., Микляева, Н. В. Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ [Текст] / Н. А. Копылова, Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 90 с.
25. Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом. Модели и методы [Текст] / В. С. Лазарев. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 215 с.
26. Маханева, М. Д. Управление развитием ДОУ. Проблемы, планирование, перспективы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
27. Педагогический контроль в процессе воспитания [Текст]: методические рекомендации / сост. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
28. Петрович, М. В. Вариативное управление: словарь - справочник [Текст] / М. В. Петрович, - Минск: Дикта, 2014. - 368 с.
29. Поздняк, Л. В. Теоретические основы управления современным дошкольным учреждением [Текст] / Л. В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - № 3. С.5-14
30. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием [Текст]: учеб. для вузов . / Л. В. Поздняк. М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 432 с.
31. Поташник, М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 2005. 125 с.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
33. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] под редакцией Вераксы Н. Е./ Н. Е Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез - 2010. 470 с.
34. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://polevuo.ru/?p=9675(дата обращения: 18 октября 2017).
35. Раппорт, В. Ш. Диагностика управления [Текст] / В. Ш. Раппорт. - М.: Скрипторий, 2011. - 278 с.
36. Родичева, А. Ф. Современные подходы к управлению развитием образовательного учреждения [Текст] / А. Ф. Родичева // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 369-371.
37. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами [Текст] / И.А. Рудакова.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 280 с.
38. Савчук, Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образовании [Текст] / Л. В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 62-65.
39. Семенов, А. К. Основы менеджмента [Текст] / А. К. Семенов. - М.: Дашков и К, 2003. - с.300
40. Сергеева, В. П. Управление образовательными системами [Текст] / В. П. Сергеева.- М., Просвещение, 2002. 340 с.
41. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент [Текст]: / В. П. Симонов - М.: Педагогическое общество России. 1999. с. 677.
42. Скоролупова, О. А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О. А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2016. - 159 с.
43. Скоролупова, О. А. Контроль воспитательно - образовательного процесса в ДОУ [Текст] / О. А. Скоролупова. - М.: Скрипторий, 2016. - 159 с.
44. Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста [Текст] / В. М. Сотникова. - М.: Скрипторий, 2014. - 164 с.
45. Старобинский, Э. Е. Как управлять персоналом? [Текст] / Старобинский Э. Е. - М.: АО Бизнес-школа Интел-синтез, 2008. - с.366
46. Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей. [Текст] / Ф. Р. Султанова. - Ижевск: Перспектива, 2015. 65 с.
47. Тавберидзе, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе. - М.: Школьная пресса, 2016. - 98 с.
48. Терентьева, Т. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала [Текст] / Т. Терентьева // Век качества. 2009, № 6. - с. 34
49. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. А. Третьяков. - М.: ТЦ Сфера, 2007. с. 754.
50. Фалюшина, Л. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: Аркти, 2016. 350 с.
51. Фалюшина, Л. И. Управление ДОУ - современный аспект [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: Аркти, 2009. - 180 с.
52. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 236 с.
53. Федорова, Л. А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению [Текст] / Л. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2015. - 452 с.
54. Фишман, Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами [Текст] / Л. И. Фишман. - СПб, Литера, 2003. - 178 с.
55. Хабибулина, Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Р. Ш. Хабибулина. - СПб.: Детство - Пресс, 2015. 158 с.
56. Хорошенкова, А. В. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования [Текст] / А. В. Хорошенкова // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. СПб. 2003.- 372-380 с.
57. Шабалина, Е. С. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса [Текст] / Е. С. Шабалина. - М.: Линка- Пресс, 2013. 160 с.
58. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова и [и др.]; под ред. Т. И. Шамовой. М.: Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
59. Щекин, Г. В. Организация и психология управления персоналом [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Шамова. М.: МАУП, 2012. - 285 с.
60. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шишова. - М.: Издательство Скрипторий, 2010. - 104 с.