Формирование профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Профессиональная культура как явление 8
1.2. Характеристика профессиональной культуры педагога 13
1.3. Характеристика профессиональной культуры руководителя 18
в дошкольной образовательной организации 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Анализ методик изучения профессиональной культуры
руководителя дошкольной образовательной организации 27
2.2. Результаты исследования профессиональной культуры руководителя
дошкольной образовательной организации 37
2.3. Перспективные пути формирования профессиональной культуры
руководителя дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Профессиональная культура как явление 8
1.2. Характеристика профессиональной культуры педагога 13
1.3. Характеристика профессиональной культуры руководителя 18
в дошкольной образовательной организации 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Анализ методик изучения профессиональной культуры
руководителя дошкольной образовательной организации 27
2.2. Результаты исследования профессиональной культуры руководителя
дошкольной образовательной организации 37
2.3. Перспективные пути формирования профессиональной культуры
руководителя дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Современная дошкольная образовательная организация (далее - ДОО) - в виду изменения требований государства к образованию, модернизации последнего, а также перемен в общественном сознании относительно функций детских садов и яслей - является целостной образовательной системой, в которой, по мнению К.Ю. Белой, ребенок находится не только под присмотром взрослых и социализируется, но и получает элементы начального образования [3].
Дошкольное образование на современном этапе является важнейшей составляющей целостного образовательного процесса, к которому предъявляются определенные требования, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Социальные изменения, происходящие в обществе, обуславливают актуальность раскрытия данной проблемы, так как возрастают требования и к личности руководителя как управленца-профессионала, и к его профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность руководителя ДОО занимает важное место в его жизни. Она влияет на его социальное формирование, на образ жизни и поведение [11].
Сегодня возникла потребность в создании нового типа руководителя ДОО, профессионально-компетентного, ориентированного на требования времени, открытого для инноваций, способного умело совмещать функции менеджера, психолога, организатора, обладающего высокой культурой управленческой деятельности. Важной проблемой остается специальная подготовка руководителей ДОО [2]. Подготовка руководителей происходит через традиционные формы обучения: семинары, круглые столы, методические объединения и курсы повышения квалификации, которые являются недостаточно эффективными в развитии профессиональной культуры, и сами руководители ДОО, по данным опроса 10 руководителей, отмечают недостаточность полученных знаний для полноценного выполнения управленческой деятельности. Поэтому есть необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов, направленных на развитие профессиональной культуры руководителя ДОО [6].
Профессиональная культура руководителя ДОО является основой для дальнейшего развития его личности. Особая, ведущая роль отводится профессиональному развитию, как неотъемлемой составляющей развития личности [13].
На разных этапах формирования непосредственно представлений о профессиональной культуре руководителя ДОО данной проблемой интересовались такие исследователи в области управления образованием, как: К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Р.Х. Гильмеева, И.В. Закирова, Н.Д. Зимина, Т.П. Колодяжная, А.А. Майер, О.А. Скоролупова, О.В. Сухова, Т. Фуряева.
На необходимость специального изучения данной проблемы указывается в исследованиях таких ученых, как О.Н. Крокинская, Ю.А. Конаржевский, А.В. Карпов, Л.П. Аскарова и другие.
Вопросам управления ДОО и содержания управленческой деятельности руководителя посвящены труды таких авторов, как К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, П.А. Милютин, Е.П. Кортунова. Проблемы развития управленческих умений руководителей образовательных учреждений изучали Т.М. Горюнова, Л.В. Поздняк, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Зимина, О.В. Сухова.
В связи с этим существует потребность в уточнении понятия «профессиональная культура руководителя ДОО», определении составляющих компонентов понятия и их взаимосвязи между собой.
Анализ психолого-педагогических источников, исследований по проблемам управления социально-образовательными системами, профессиональной компетентности педагога дает возможность сделать вывод о том, что формирование профессиональной культуры руководителя ДОО изучается в следующих основных направлениях:
- обоснование общих основ педагогического менеджмента (И.С. Исаев, Ю.С. Конаржевский, М.Х. Поташник, Т.К. Рогова, В.С. Сластёнин и другие);
- раскрытие специфики управленческой деятельности
администрации детского сада (А.В. Васильева, Т.С. Колодяжная и другие);
- освещение вопросов профессионально-педагогической
подготовки будущих специалистов дошкольного образования (Т.Т. Горюнова, Э.А. Уткин и другие);
- разработка научно-методического обеспечения содержания дошкольного образования (О.Г. Тихомирова, Н.Б. Крылова и другие).
По безусловной важности этих исследований степень разработки проблемы развития профессиональной культуры руководителя ДОО недостаточно: учеными рассматриваются различные стороны профессиональной культуры руководителя ДОО, однако исследований, посвященных непосредственно вопросам развития профессиональной культуры руководителя ДОО недостаточно [2].
Такое положение научного знания обусловливает необходимость решения противоречий, которые объективно имеют место в теории и практике педагогики, а именно: между требованиями, которые предъявляются к профессионально-педагогической компетентности руководителя ДОО, и имеющимся уровнем его управленческой компетентности; между потребностью теоретического и практического обеспечения готовности руководителя ДОО к эффективной управленческой деятельности и отсутствием целенаправленной организации повышения его квалификации; между накопленным опытом управления социально-педагогическими системами и недостаточной разработанностью научно-методического обоснования процесса совершенствования профессиональной культуры руководителя ДОО.
На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: как развивать профессиональную культуру руководителя ДОО с учетом, социального заказа, потребностей системы дошкольного образования, профессиональных запросов и возможностей самого руководителя.
Следовательно, актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, объективная необходимость решения выше указанных противоречий обусловили выбор темы исследования «Формирование профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - профессиональная деятельность работников дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - профессиональная культура руководителя дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать значимость формирования профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации и дать практические рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и обосновать актуальности проблемы формирования профессиональной культуры руководителя ДОО.
2. Рассмотреть методики изучения профессиональной культуры руководителя ДОО и подобрать диагностический инструментарий для исследования.
3. Проанализировать результаты исследования по оценке уровня сформированности профессиональной культуры руководителя ДОО с помощью диагностического инструментария.
4. Определить перспективные пути, направленные совершенствование профессиональной культуры руководителя ДОО в соответствии с результатами исследования.
С целью выполнения определенных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение законодательной, нормативной и научно-методической документации по дошкольному образованию, анализ литературы (философской, социальной, психологической, управленческой, педагогической) для сравнения, сопоставления различных взглядов на исследуемую проблему, определение понятийно-категориального аппарата;
-эмпирические: диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (анализ и обобщение положительного педагогического опыта) для выяснения способов переподготовки руководителей ДОО, определения уровня их готовности к осуществлению профессиональной деятельности по различным показателям.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей ДОО и практике управления дошкольным образованием.
База исследования: МАДОУ - детский сад №586 г. Екатеринбурга.
Контингент исследования: 10 руководителей дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Дошкольное образование на современном этапе является важнейшей составляющей целостного образовательного процесса, к которому предъявляются определенные требования, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Социальные изменения, происходящие в обществе, обуславливают актуальность раскрытия данной проблемы, так как возрастают требования и к личности руководителя как управленца-профессионала, и к его профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность руководителя ДОО занимает важное место в его жизни. Она влияет на его социальное формирование, на образ жизни и поведение [11].
Сегодня возникла потребность в создании нового типа руководителя ДОО, профессионально-компетентного, ориентированного на требования времени, открытого для инноваций, способного умело совмещать функции менеджера, психолога, организатора, обладающего высокой культурой управленческой деятельности. Важной проблемой остается специальная подготовка руководителей ДОО [2]. Подготовка руководителей происходит через традиционные формы обучения: семинары, круглые столы, методические объединения и курсы повышения квалификации, которые являются недостаточно эффективными в развитии профессиональной культуры, и сами руководители ДОО, по данным опроса 10 руководителей, отмечают недостаточность полученных знаний для полноценного выполнения управленческой деятельности. Поэтому есть необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов, направленных на развитие профессиональной культуры руководителя ДОО [6].
Профессиональная культура руководителя ДОО является основой для дальнейшего развития его личности. Особая, ведущая роль отводится профессиональному развитию, как неотъемлемой составляющей развития личности [13].
На разных этапах формирования непосредственно представлений о профессиональной культуре руководителя ДОО данной проблемой интересовались такие исследователи в области управления образованием, как: К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Р.Х. Гильмеева, И.В. Закирова, Н.Д. Зимина, Т.П. Колодяжная, А.А. Майер, О.А. Скоролупова, О.В. Сухова, Т. Фуряева.
На необходимость специального изучения данной проблемы указывается в исследованиях таких ученых, как О.Н. Крокинская, Ю.А. Конаржевский, А.В. Карпов, Л.П. Аскарова и другие.
Вопросам управления ДОО и содержания управленческой деятельности руководителя посвящены труды таких авторов, как К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, П.А. Милютин, Е.П. Кортунова. Проблемы развития управленческих умений руководителей образовательных учреждений изучали Т.М. Горюнова, Л.В. Поздняк, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Зимина, О.В. Сухова.
В связи с этим существует потребность в уточнении понятия «профессиональная культура руководителя ДОО», определении составляющих компонентов понятия и их взаимосвязи между собой.
Анализ психолого-педагогических источников, исследований по проблемам управления социально-образовательными системами, профессиональной компетентности педагога дает возможность сделать вывод о том, что формирование профессиональной культуры руководителя ДОО изучается в следующих основных направлениях:
- обоснование общих основ педагогического менеджмента (И.С. Исаев, Ю.С. Конаржевский, М.Х. Поташник, Т.К. Рогова, В.С. Сластёнин и другие);
- раскрытие специфики управленческой деятельности
администрации детского сада (А.В. Васильева, Т.С. Колодяжная и другие);
- освещение вопросов профессионально-педагогической
подготовки будущих специалистов дошкольного образования (Т.Т. Горюнова, Э.А. Уткин и другие);
- разработка научно-методического обеспечения содержания дошкольного образования (О.Г. Тихомирова, Н.Б. Крылова и другие).
По безусловной важности этих исследований степень разработки проблемы развития профессиональной культуры руководителя ДОО недостаточно: учеными рассматриваются различные стороны профессиональной культуры руководителя ДОО, однако исследований, посвященных непосредственно вопросам развития профессиональной культуры руководителя ДОО недостаточно [2].
Такое положение научного знания обусловливает необходимость решения противоречий, которые объективно имеют место в теории и практике педагогики, а именно: между требованиями, которые предъявляются к профессионально-педагогической компетентности руководителя ДОО, и имеющимся уровнем его управленческой компетентности; между потребностью теоретического и практического обеспечения готовности руководителя ДОО к эффективной управленческой деятельности и отсутствием целенаправленной организации повышения его квалификации; между накопленным опытом управления социально-педагогическими системами и недостаточной разработанностью научно-методического обоснования процесса совершенствования профессиональной культуры руководителя ДОО.
На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: как развивать профессиональную культуру руководителя ДОО с учетом, социального заказа, потребностей системы дошкольного образования, профессиональных запросов и возможностей самого руководителя.
Следовательно, актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, объективная необходимость решения выше указанных противоречий обусловили выбор темы исследования «Формирование профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - профессиональная деятельность работников дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - профессиональная культура руководителя дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать значимость формирования профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации и дать практические рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и обосновать актуальности проблемы формирования профессиональной культуры руководителя ДОО.
2. Рассмотреть методики изучения профессиональной культуры руководителя ДОО и подобрать диагностический инструментарий для исследования.
3. Проанализировать результаты исследования по оценке уровня сформированности профессиональной культуры руководителя ДОО с помощью диагностического инструментария.
4. Определить перспективные пути, направленные совершенствование профессиональной культуры руководителя ДОО в соответствии с результатами исследования.
С целью выполнения определенных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение законодательной, нормативной и научно-методической документации по дошкольному образованию, анализ литературы (философской, социальной, психологической, управленческой, педагогической) для сравнения, сопоставления различных взглядов на исследуемую проблему, определение понятийно-категориального аппарата;
-эмпирические: диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (анализ и обобщение положительного педагогического опыта) для выяснения способов переподготовки руководителей ДОО, определения уровня их готовности к осуществлению профессиональной деятельности по различным показателям.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации руководителей ДОО и практике управления дошкольным образованием.
База исследования: МАДОУ - детский сад №586 г. Екатеринбурга.
Контингент исследования: 10 руководителей дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Современный руководитель может эффективно управлять дошкольной образовательной организацией, если имеет достаточно высокий уровень развития профессиональной культуры.
Основополагающим понятием нашего исследования выступает «профессиональная культура руководителя», которое является интегрированным личностным образованием педагога, отражающего единство теоретической и практической готовности управленца к эффективному осуществлению различных управленческих функций (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационной, контрольно-регулятивной).
Профессиональная культура руководителя ДОО требует профессионально-педагогической направленности на осуществление профессиональной деятельности (гуманистическое мировоззрение, установки на познание и понимание человека, поддержание процессов развития личности воспитателя и воспитанника; личностное принятие ценностей педагогического управления); сформированности мотивации роста педагогического мастерства, совокупности личностно - профессиональных качеств (энергичность, деловитость, способность к работе с людьми, требовательность к себе и другим людям, влиятельность, толерантность, эмпатия), знаний и умений, необходимых для практического решения задач управления; развитости способности к рефлексии и самоуправления.
Теоретический анализ позволил нам рассмотреть составляющие профессиональной культуры руководителей ДОО, состоящие из личностно-мотивационного, организационно-управленческого и коммуникативного компонентов.
Осуществлен подбор методик, направленных на выявление уровня развития профессиональной культуры руководителей ДОО.
При анализе профессиональной культуры руководителя ДОО мы учитывали два весомых аспекта: насколько личность руководителя ДОО соответствует объективной профессиональной деятельности и как сама профессия менеджера образовательной организации соответствует личности руководителя ДОО и влияет на ее становление.
Ключевым компонентом профессиональной культуры руководителя ДОО является профессионализм, который представляет собой сложное системное образование.
По нашему мнению профессиональное развитие руководителя ДОО может трактоваться как непрерывный, целенаправленный, организованный, интегрирующий процесс профессионализации личности. Профессионализация - это приобретение руководителем количественных и качественных показателей профессионализма.
Профессиональное развитие руководителя ДОО представляет собой постоянную трансформацию общественного опыта в индивидуальный и снова превращение его в качественно новый общественный. Таким образом, через развитие личностных и профессиональных качеств, через приобретение профессиональных знаний и умений, приобретение положительного педагогического опыта, выполнение специальных функций, формирование индивидуального стиля руководства, развитие морально-этической культуры происходит процесс развития
профессиональной культуры руководителя ДОО.
Таким образом, развитие профессиональной культуры руководителя ДОО является актуальным вопросом современности и требует дальнейших научных разработок.
Основополагающим понятием нашего исследования выступает «профессиональная культура руководителя», которое является интегрированным личностным образованием педагога, отражающего единство теоретической и практической готовности управленца к эффективному осуществлению различных управленческих функций (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационной, контрольно-регулятивной).
Профессиональная культура руководителя ДОО требует профессионально-педагогической направленности на осуществление профессиональной деятельности (гуманистическое мировоззрение, установки на познание и понимание человека, поддержание процессов развития личности воспитателя и воспитанника; личностное принятие ценностей педагогического управления); сформированности мотивации роста педагогического мастерства, совокупности личностно - профессиональных качеств (энергичность, деловитость, способность к работе с людьми, требовательность к себе и другим людям, влиятельность, толерантность, эмпатия), знаний и умений, необходимых для практического решения задач управления; развитости способности к рефлексии и самоуправления.
Теоретический анализ позволил нам рассмотреть составляющие профессиональной культуры руководителей ДОО, состоящие из личностно-мотивационного, организационно-управленческого и коммуникативного компонентов.
Осуществлен подбор методик, направленных на выявление уровня развития профессиональной культуры руководителей ДОО.
При анализе профессиональной культуры руководителя ДОО мы учитывали два весомых аспекта: насколько личность руководителя ДОО соответствует объективной профессиональной деятельности и как сама профессия менеджера образовательной организации соответствует личности руководителя ДОО и влияет на ее становление.
Ключевым компонентом профессиональной культуры руководителя ДОО является профессионализм, который представляет собой сложное системное образование.
По нашему мнению профессиональное развитие руководителя ДОО может трактоваться как непрерывный, целенаправленный, организованный, интегрирующий процесс профессионализации личности. Профессионализация - это приобретение руководителем количественных и качественных показателей профессионализма.
Профессиональное развитие руководителя ДОО представляет собой постоянную трансформацию общественного опыта в индивидуальный и снова превращение его в качественно новый общественный. Таким образом, через развитие личностных и профессиональных качеств, через приобретение профессиональных знаний и умений, приобретение положительного педагогического опыта, выполнение специальных функций, формирование индивидуального стиля руководства, развитие морально-этической культуры происходит процесс развития
профессиональной культуры руководителя ДОО.
Таким образом, развитие профессиональной культуры руководителя ДОО является актуальным вопросом современности и требует дальнейших научных разработок.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития профессиональных способностей руководителей дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование корпоративной культуры в ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Управление развитием организованной культуры в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



