ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие патриотического воспитания. Основные подходы к
его изучению 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.. 29
ГЛАВАс2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Диагностика уровня патриотической воспитанности на
начальном этапе опытно-поисковой работы 42
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 49
2.3. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и
итоговом этапах опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность данного исследования для теории и практики работы образовательных учреждений заключается в потребности воспитания у детей дошкольного возраста понятий о принадлежности к гендерной, семейной, гражданской общности, патриотических чувств, осознания принадлежности к собственной семье и к коллективу детей и взрослых; к мировому сообществу.
По справедливому мнению историка и философа В.И. Лутовинова, деполитизация и деидеологизация школы, отказ от ранее выстроенной системы ценностей, разрушение прежней идеологической базы образования, проведенные поспешно и непрофессионально, - все это практически привело к отказу от патриотического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. В настоящее время ФГОС дошкольного образования и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» говорят о сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения.
По своим психологическим характеристикам дошкольный возраст очень благоприятен для начала гражданского патриотического воспитания, т.к. ребенок в возрасте пяти - семи лет отличается эмоциональной отзывчивостью, внушаемостью, искренностью чувств, безграничным доверием к взрослому, подражанием ему, большой впечатлительностью.
Исследователями детства, психологами и педагогами (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, З.Г. Нечаева, Л.Е. Никонова и др.) был сделан вывод, что в возрасте 5-7 лет, имея возросшие умственные и познавательные способности дети старшего дошкольного возраста могут проявлять устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под внимательным руководством взрослых (родителей и педагогов-воспитателей) может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая может явиться основанием для сознательного отношения детей к нему. Выявленные особенности детей старшего дошкольного возраста говорят о том, что существуют необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Приемы и средства воспитания патриотизма могут быть разными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и др.). В основе формировании у ребенка - дошкольника любви к Родине следует считать накопление им социального опыта, ознакомление с предприятиями и учреждениями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.п.
Одним из эффективных средств патриотического воспитания является сюжетно-ролевая игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она помогает сформировать определенные отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни, поскольку игре дошкольников по-своему отражается окружающая действительность. Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому нужно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний старших дошкольников.
Однако возможности сюжетно-ролевой игры в патриотическом воспитании не используются в полной мере. Зачастую педагоги-воспитатели и родители считают игру неважным и несерьезным занятием. Наблюдения за играми детей показывают, что их темы однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа; дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным.
Таким образом, выявлено противоречие между требованиями ФГОС о необходимости патриотического воспитания - с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в ДОУ по патриотическому воспитанию - с другой стороны.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень патриотического воспитания у старших дошкольников.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации сюжетно-ролевой игры в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что сюжетно-ролевая игра может стать эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, если пробудить у детей познавательный интерес, любознательность к истории и традициям Отечества; формировать уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности окружающих людей; поощрять проявления заботы и внимания к пожилым людям и малышам, своим родным и близким.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать проблему патриотического воспитания старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы;
- разработать комплекс занятий, способствующий воспитанию патриотизма, с использованием сюжетно-ролевых игр и апробировать его на практике.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования); эмпирический (опрос, беседа, педагогическое наблюдение); сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно - поисковой работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 66 источников и приложения.
В ходе исследования по теме «Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
- проанализировать состояние вопроса о патриотической воспитанности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику патриотической воспитанности старших дошкольников на начальном и итоговом этапах проведенной опытно - поисковой работы;
- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по патриотическому воспитанию и апробировать его на практике.
Для решения первой задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
В главе 1 было рассмотрено состояние вопроса о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Дано определение понятию «патриотизм», «патриотическое воспитание»; охарактеризованы особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста; а также выделены особенности такого средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как сюжетно-ролевая игра в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В научных исследованиях патриотизм рассматривается как политический и нравственный принцип, чувство, содержанием которого является преданность Отечеству, любовь к Родине, гордость за её настоящее и прошлое. На основании анализа сущности патриотизма, патриотическое воспитание можно определить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотических чувств, взглядов, убеждений, на формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, окрашенного эмоциями стремления служить интересам Родины.
Основы патриотического воспитания возникают в дошкольном возрасте, когда закладываются начала ценностного отношения к миру, окружающему ребенка, и далее формируются постепенно, в ходе воспитания любви к городу, родной стране, улице, детскому саду, любви к близким людям.
Структурными компонентами процесса патриотического воспитания, и компонентами патриотизма как нравственного качества личности старшего дошкольника являются:
- когнитивный, его показателем является устойчивые, стабильные знания об окружающем мире в пределах программы и вне ее; интерес к информации о родном крае;
- эмоционально-ценностный, его показатели: эмоциональное
отношение и интерес к информации об объектах, жителях родного края, к современности и к прошлому страны.
- деятельностно-практический, его показатели: желание и умение реализовать имеющиеся знания и отношения в различных видах деятельности
Возраст 5 - 7 лет является наиболее благоприятным для начала работы по патриотическому воспитанию, так как у детей старшего дошкольного возраста:
- в связи с возросшими возможностями в умственном развитии значительно расширяется объем знаний об окружающем мире, которыми способны овладеть дети;
- сформированы способности к классификации, анализу, группировке, сравнению знаний по определенным признакам;
- на основе активного развития волевых процессов увеличивается общая произвольность поведения, развивается способность подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям; управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения,;
- складываются начала действенного отношения к Родине, что проявляется в умении ответственно относиться к порученному делу, делать нужное для других, бережно обращаться с природой, заботиться о родных и близких людях, беречь то, что создано трудом людей;
- появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих
Задача дошкольного педагога-воспитателя - отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: труд людей, общественные события, природа родного края; традиции, и др.
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра - ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми множество преимуществ: позволяют объединить детей общими переживаниями, удовлетворить разные интересы детей, включить большое количество ролей. Все это важно для нравственного развития ребенка. Содержание сюжетно-ролевой игры дает возможность ребенку понять цели и мотивы деятельности взрослых, воспроизвести их личные и трудовые взаимоотношения, которые воспринимаются ребенком через роль, сюжет и через игровые правила. Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны педагога- воспитателя, который приобщает их к социальной жизни взрослых людей и передает детям свой нравственный опыт.
В соответствии с сформулированными в теоретической части работы структурными компонентами патриотического воспитания, были выделены показатели и проведена диагностика уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
При анализе данных, полученных на начальном этапе опытно- поисковой работы, были выявлены следующие уровни сформированности патриотизма у старших дошкольников: высокий уровень: 2 ребенка (20%); средний уровень: 5 детей (50%); низкий уровень: 3 дошкольника (30% от общего числа детей). По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития патриотической воспитанности.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы с детьми были проведены экскурсии, беседы, занятия; подобраны сюжетно-ролевые игры, разработан тематический план работы по патриотическому воспитанию детей, состоящий из пяти блоков: родная семья, родной город, родная природа, родная культура, родная страна.
С детьми были организованы занятия, где большая роль отводилась совместной деятельности педагога-воспитателя и детей. В совместную деятельность включались беседы о родном крае, родном городе Краснотурьинске, о городах России; о растениях и животных родного края, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организовывались тематические выставки детских работ. Были организованы экскурсии в краеведческий музей и памятные места города. Чтение произведений художественной литературы и последующее их обсуждение было направлено на воспитание таких качеств, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. При подборе сюжетно-ролевых игр учитывались любимые игры детей.
В ходе работы была организована предметно-развивающая среда старшей группы детского сада. Предоставлялись условия для двигательной активности детей; насыщенность среды группы соответствовала возрастным особенностям детей, соблюдалось разнообразие инвентаря, оборудования, материалов, что обеспечивало детям творческую, двигательную, игровую, познавательную активность.
Параллельно велась работа с родителями детей по привлечению их к совместной игровой и творческой деятельности. В ходе родительского собрания родители ознакомились с формами, методами и приемами патриотического воспитания с использованием игр, которые можно организовывать в домашних условиях.
Диагностика уровня патриотической воспитанности детей на итоговом этапе опытно-поисковой работы показала, что 4 ребенка (40%) имеют высокий уровень патриотической воспитанности; 6 детей (60%) имеют средний уровень. Детей с низким уровнем патриотической воспитанности не выявлено.
Результаты итоговой диагностики по критерию 1 (когнитивный критерий) выявили положительную динамику. Лишь один ребенок - 10% (против 40% на начальном этапе) не смог правильно назвать достопримечательности родного города, а число детей с высоким уровнем составило 40% (20% на начальном этапе).
Наилучшую положительную динамику показали результаты диагностики по критерию 2 (эмоционально-чувственный критерий). У 50% детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических чувств по эмоционально-чувственному критерию.
Слабо проявилась положительная динамика при итоговой диагностике по критерию 3. Количество детей, показавший высокий уровень по критерию 3 на начальном этапе диагностики не изменилось. Большинство детей показало средний уровень развития.
Проведенное исследование показало, что в ходе работы по патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста у детей повысился уровень представлений о родном городе, стране. Дети стали открытыми в проявлении чувств. Они говорят о своей любви к природе родного края, любви к своему городу, проявляют любознательность и желание узнавать историю родного края. Возрос познавательный интерес, обогатился и активизировался словарь, значительно расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. Это свидетельствует о том, что достижение более высоких уровней патриотической воспитанности обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер.
Работа по патриотическому воспитанию, проведённая с детьми, дала положительные результаты. Цель работы и поставленные задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась.
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель. - 2007. - 208 с.
2. Алешина, Н. В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст] : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М. : УЦ «Перспектива», 2011. - 296с.
3. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2003. - 128 с.
4. Алипова, Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] / Л.В. Алипова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. — Пермь : Меркурий, 2015. - С. 53-57.
5. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2013 - 132 с.
6. Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание как направление
деятельности воспитателя [Текст] : автореферат дис.... канд. пед.
наук:13.00.03 / М. Л. Афанасьева ; Московск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2008. - 23 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова; под.ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1999. - 96 с.
8. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков. // Педагогика, 2006. - № 2 - С. 37-42.
9. Валиева, З. И. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников [Текст] / З. И. Валиева. // Современные технологии в образовании. - 2012. - № XII-1. - С. 47-52.
10. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В. П. Ватаман. - Волгоград : Учитель, - 2008. - 181 с.
11. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников. [Текст] / Л. А. Венгер, В. В. Холмовский.- М. : Педагогика, 1978. - 360 с.
6. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. [Текст] / А. М. Виноградова. - М. : Просвещение, 2009. - 96 с.
12. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] /Е.А.Воронова. - Ростов на Дону:Феникс, 2008. - 282 с.
13. Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи [Текст] / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. — Волгоград : ПринТерра, 2008. - 152 с.
14. Герасимова, З. И. Родной свой край люби и знай [Текст] / З. И. Герасимова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №2. - С. 17-19
15. Гладких, В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в
поликультурной среде: системно-деятельностный подход [Текст] : автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.05 / В. В. Гладких; Тамбов. гос. ун-т. -
Тамбов, 2011. - 50 с.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Текст] // Собрание
законодательства РФ. - 2015. № 41 (ч.11). - Ст. 5250
17. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 12 с.
18. Дмитриева, В. Т. О гражданском воспитании дошкольников [Текст] / В. Т. Дмитриева. // Дошкольное воспитание - 2005. - №10. - С. 10-14.
19. Доронина, Г. А. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой [Текст] / Г. А. Доронина. // Дошкольное воспитание - 2014. - №8. - С. 11-13.
20. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст] : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192с.
21. Драницына, Т. А. Сюжетно-ролевые игры в содержании дошкольного образования детей [Текст] / Т. А. Драницына. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск : СибАК, 2013.- С. 93 - 96.
22. Дудкина, Р. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект. [Текст] / Р. И. Дудкина. // Вестник социально-гуманитарн. образования и науки. - 2013 - №3 - С.65-69.
23. Жуковская, Р. И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. - М. : Просвещение, 1990. - 208 с.
24. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. - М. : Наука, 2012. - 152 с.
25. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников; подг. группа. [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 93 с.
25. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. [Текст] / Н. В. Ипполитова. - Челябинский гос. пед. ун-т., 2007. - 217 с.
26. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание [Текст] : учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. / Н. В. Ипполитова.- Шадринск : ШГПИ, 2005. - 84 с.
Т1. Как научить детей любить Родину [Текст] : хрестоматия / сост. Л. В. Левина. - М. : Владос, 2005. - 245 с.
28. Канашенкова, В. В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / В. В. Канашенкова. // Педагогика, психология. - № 2 (5). - 2011.- С. 104 - 101.
29. Козакова, И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И. С. Козакова. // Обруч. - №6. - 2003. - С. 8-12.
30. Козлова, С. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / С. А. Козлова ; под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1980. - 329 с.
31. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С. А. Козлова.- М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
32. Кольцова, В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе [Текст] / В. А. Кольцова, В. А. Соснин. // Психологический журнал - 2005 - №4. - С. 89-98.
33. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. - М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
34. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о Москве [Текст] / Л. А. Кондрыкинская, С. И. Мерзлякова. - М. : Ижица, 2004. - 92 с.
35. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. - М. :ТЦ Сфера, 2014. - 112 с.
36. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.
37. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки [Текст] / Л. Д. Короткова. - М .: ЦГЛ, 2006. - 160 с.
38. Коссаковская, Е. А. Игрушка [Текст] / Е. А. Коссаковская. - М. : Просвещение, 2008 - 142 с.
39. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2013. - 251 с.
40. Лихачёв, В. Т. Педагогика. [Текст] / В. Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 2005 - 607 с.
41. Логинова, Л. В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л. В. Логинова. - М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
42. Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов [Текст] / С. М. Локшина. - М. : Советская энциклопедия, 1971. - 384 с.
43. Лунина, Г. В. Воспитаниедетей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г. В.Лунина. - М. : ЦГЛ, ЭлизеТрэйдинг, 2004. - 128 с.
44. Лутовинов, В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В. И. Лутовинов. // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 52-56.
45. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века. [Текст] / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М. :Светотон, 2009. - 256 с.
46. Макарова, И. В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности [Текст] / И. В. Макарова, Ю. Г. Крылова. - Самара : Издательский Дом «Бакрах», 2009. - 288 с.
47. Малякова, Н. С. Диагностика состояния нравственно-этических качеств личности дошкольника [Текст] / Н. С. Малякова. // Классный руководитель. 2005. - №5. - С. 30-31.
48. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст]./ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. // Дошкольное воспитание - 2009, - №4 - С. 15-17.
49 Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / В. Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
50. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Л. Е. Никонова.- Минск : Народна асвета, 2001. - 129 с.
51. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
52. О подвигах, о доблести, о славе: патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста [Текст] : методическое пособие / сост. О. А. Аленкина, М. А. Дворецкая, Е. А. Лапп (отв. ред.), М. Н. Серенко.- Волгоград : Изд-во «ВолГУ», 2013. - 118 с.
53. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 964 с.
54. Политология. Энциклопедический словарь. [Текст] / Под ред. Аверьянова Ю. И. - М. : Московский коммерческий университет, 1993. - 431 с.
55. Рыбалкова, И. В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. В. Рыбалкова. // Дошкольное воспитание - 2013. - № 6. - С. 45-55.
56. Смирнова, Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. [Текст] / Е. И. Смирнова. // Дошкольное воспитание - 2012. - №4 - С. 36-39.
57. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / В. А. Сухомлинский. Сост. О. В. Сухомлинская. - М. : Педагогика, 1990. — 288 с.
58. Сюжетно-ролевые игры детей старшей и подготовительной групп детского сада [Электронный ресурс] - URL:http://detkivsadu.ru/(дата обращения: 23.08.2017).
59. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
60. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст] : собрание соч. в 6 т. ; Т. 1 / К. Д. Ушинский. //. - М. : Педагогика, 2000.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск №6241(265) от 25 ноября 2013 г.
62. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. - Мн. : Гардарики, 2007. - 519 с.
63. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р. Г. Церцвадце, В. В. Крылова. // Молодой ученый. - 2016. - №9.3. - С. 36-37.
64. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические произведения [Текст] / Н. Г. Чернышевский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.
65. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Якушева. // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 18-24.
66. Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников [Текст] / А. О. Ястребцова.// Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 64-68.