Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового
восприятия у детей 7
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Потенциал художественно-игровой деятельности в развитии
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОЗДАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по созданию организационно-педагогических условий развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в художественно-
игровой деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Процесс образования на современном этапе ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Вопросам, связанным со становлением системы ценностей, придавали большое значение на всех этапах развития российского образования. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Задачи использования воспитательного потенциала искусства в работе с детьми дошкольного возраста сформулированы в таких программных документах, как Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [42], Федеральный закон «Об образовании в РФ» [47], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [46].
Проблема восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи изучалась Н.В. Бутенко, Н.И. Ворониной, М.В. Грибановой, Т.В. Калининой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Р.М. Чумичевой и другими исследователями. Вопросы развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей рассматривают Л.А. Мосунова, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др. Художественно-игровую деятельность как условие развития восприятия произведений искусства у дошкольников исследуют Е.Н. Бородина, М.В. Грибанова и др.
Однако на практике проблема развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей дошкольного возраста средствами художественно-игровой деятельности не находится в центре внимания воспитателей дошкольных образовательных организаций. Ознакомление детей с произведениями живописи чаще всего происходит в процессе рассказов педагога и бесед. Воспитательный потенциал изобразительного искусства не используется в полной мере.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях?
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; выявить сущность и содержание понятия «развитие ценностно-смыслового восприятия» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания по выявлению уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников и провести диагностику.
5. Выявить, обосновать и учесть потенциал художественно-игровой деятельности в условиях организации процесса развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих:
- восприятие произведений искусства (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);
- психолого-педагогические особенности восприятия произведения живописи детьми дошкольного возраста (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин и др.);
- вопросы развития восприятия произведений живописи у детей средствами художественно-игровой деятельности (Е.Н. Бородина, Н.А. Вершинина, И.П. Воропаева, М.В. Грибанова, Т.В. Калинина, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; 
диагностические методики, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа:
- На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявились организационно-педагогические условия развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного образования по художественно-эстетического развитию детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База практического исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 384» г. Екатеринбурга. В ней приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Основные результаты и выводы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что ценностно-смысловое восприятие есть существенная характеристика эстетического и художественного восприятия. Ценностно-смысловое восприятие произведения живописи старшим дошкольником - это процесс его осмысления на основе чувственных данных, связанный с эмоциональным переживанием, пониманием содержания и художественных образов, соотнесением произведения с собственным жизненным и нравственным опытом (Л.А. Мосунова). Ключевые аспекты этого процесса заключаются в постижении воспринимающим мыслей, смыслов автора произведения и в сопереживании художественному образу или автору, порождении собственных оценок. Отсюда критериями развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи мы считаем (Е.Н. Бородина, Л.А. Мосунова):
- эмоционально-чувственное сопереживание автору или
художественному образу;
- постижение мыслей, смыслов автора произведения; понимание содержания произведения;
- порождение собственных оценок увиденного в произведении, ценностно-смысловое отношение к его содержанию.
2. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи. Ребенок 5-7 лет постигает ценности искусства, способы осознания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния других людей. Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей происходит поэтапно от наивно-реалистического уровня к истинно художественному и отличается такими особенностями, как недифференцированность, отождествление себя с предметами и героями произведения, непонимание условности искусства, сюжетное восприятие, способность давать оценку своему и чужому творчеству. Исследователи сходятся во мнении о необходимости организации целенаправленной работы и создания следующих организационно-педагогических условий для успешного развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников:
- соблюдение воспитателем принципов научности, эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности;
- отбор живописных произведений, наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия;
- учет ведущего вида деятельности дошкольников;
- отбор методов и приемов, обеспечивающих развитие всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи (эмоционально- чувственного, образно-содержательного, деятельностного);
- учет имеющегося у дошкольников уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи.
3. Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность ребенка, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства (Е.Н. Бородина). В современной педагогике утвердилось мнение, что единственный путь развития ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей старшего дошкольного возраста - это их художественно-игровая деятельность. настольно-дидактические и дидактические игры, ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические и музыкально-пластические игры, словесные, комбинаторные, игры с художественными материалами и т.д.
Возможности художественно-игровой деятельности в развитии ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста связаны с тем, что данная деятельность активно включает эмоциональную сферу личности ребенка, актуализирует эмоциональные переживания, позволяет более глубоко понимать и осмысливать идеи и ценностные смыслы произведений живописи, способствует развитию умений анализировать их содержание, соотносить художественные смыслы с собственным жизненным опытом; а также открывать принцип действия языка искусства.
4. На основании изученных работ Е.Н. Бородиной, Н.В. Бутенко, Т.В. Калининой, Н.Г. Куприной, Э.Д. Оганесян, В.А. Цибульской были выделены критерии и показатели развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста и подобраны диагностические методики:
- эмоциональный отклик - диагностическое задание «Звучащие пейзажи» (Э.Д. Оганесен), наблюдение;
- понимание содержания произведения - методика А.А. Мелик- Пашаева «Беседа о картине»
- ценностное отношение к произведению - методика А.А. Мелик- Пашаева «Группировка картинок», беседа.
Результаты диагностики показали, что лучше всего у детей группы развит эмоциональный отклик на произведения живописи. Немного хуже развито понимание произведений живописи. Наконец, развитие ценностного отношения к произведениям живописи - на самом низком уровне. Дети не могут выявить этическую составляющую содержания картины, не связывают содержание произведения с собственным опытом.
5. Деятельность педагога по развитию ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности организуется поэтапно:
1. Проведение диагностики уровней развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
2. Отбор произведений живописи, доступных для понимания и наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия.
3. Подбор художественно-игровых приемов, способствующих развитию всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
4. Проектирование содержания работы по развитию ценностно - смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности.
6. Процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста предполагает учет ряда организационно-педагогических условий:
- Личная заинтересованность и методическая компетентность педагога дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности;
- Наличие комплекта игр (дидактических, театрализованных и т.д.) на материале произведений изобразительного искусства, с использованием художественных материалов и продуктов художественно-творческой деятельности детей.
- Наличие методического сопровождения художественно-игровой деятельности.
- Организация художественно-эстетической развивающей среды.
- Взаимодействие с родителями и иными субъектами (музейные педагоги, искусствоведы) в направлении развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей.
В соответствии с результатами проведенной диагностики был разработан комплекс занятий «Беседы об искусстве», направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Содержание комплекса разрабатывалось с учетом определенных ранее критериев развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников. Цель комплекса: развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
В разработанный комплекс занятий «Беседы об искусстве» включены дидактические, театрализованные, словесные, музыкально-пластические, творческие, ролевые, хороводные игры и другие приемы художественно-игровой деятельности, способствующие развитию эмоционального отклика дошкольников на произведения живописи, понимания их содержания и ценностного отношения к произведениям живописи. Старшие дошкольники знакомятся с живописными произведениями разных жанров на темы, близкие детям. Занятия комплекса разработаны с учетом принципов эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи достигнуты.



1. Абрамян, Л. А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в
становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно¬
исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. - URL: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz.pdf(дата обращения: 20.05. 2020).
2. Алексеева, О. В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности / О. В. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - № 79. - С. 8-11.
3. Алиева, Т. И. Ребенок в мире образа. Становление художественно - эстетического образа: педагогическая стратегия / Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 11. - С. 75-78.
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. - 502 с.
5. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Духовно-нравственное воспитание, миссия, катехизация и социальное служение Церкви : сб. матер. ; отв. редактор М. В. Уманская. - Нижний Тагил : ОРОиК Нижнетагильской епархии, Православная гимназия № 11, 2018. - С. 35-41.
6. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2016. - 241 с.
7. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры : методологические основы дискуссий в эстетике / А. И. Буров. - Москва : Искусство, 1975. - 175 с.
8. Бутенко, Н. В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста : учеб. пособ. для педагогов / Н. В. Бутенко. - Москва : Академия Естествознания, 2013. - 171 с.
9. Вершинина, Н. А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Вершинина ; Ленингр. гос. пед. ин-т. - Ленинград, 1990. -
16 с.
10. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студентов вузов / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 439 с.
11. Воронина, Н. И. Развитие экспрессивного и импрессивного компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. И. Воронина ; НИИ АПН СССР. - Москва, 1991. -
17 с.
12. Воропаева, И. П. Педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников средствами художественно-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. П. Воропаева ; Рос. гос. пед. ун¬т. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 96 с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Азбука-классика, 2016. - 448 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
16. Грибанова, М. В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста : учебно-метод. пособие / М. В. Грибанова ; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь, 2003. - 124 с.
17. Грибанова, М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Грибанова ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. - 160 с.
18. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология : учебник для вузов / М. И. Еникеев. - Москва : Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 624 с.
19. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. - Москва : Педагогика, 1986. - Т. 1 : Психическое развитие ребенка. - 323 с.
20. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Ленинград : Искусство, 1972. - 440 с.
21. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - Москва : Политиздат, 1974. - 328 с.
22. Калинина, Т. В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Т. В. Калинина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 200 с.
23. Карпова, Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет / Ю. В. Карпова. - Москва : Вентана-Граф, 2015. - 440 с.
24. Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. - Москва : Высшая школа, 1982. - 256 с.
25. Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства в условиях дополнительного художественного образования : монография / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : 2019. - 152 с.
26. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед. ун-т. - Москва : Академия, 2007. - 448 с.
27. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - Москва : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 304 с.
28. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. - Москва : Карапуз, 2009. - 144 с.
29. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы
диагностики художественно-творческого развития детей : метод.
рекомендации для педагогов / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2009. - 272 с.
30. Мосунова, Л. А. К определению смыслового восприятия художественного произведения / Л. А. Мосунова // Вестник Вятского гос. ун - та. - 2007. - № 16. - С. 112-118.
31. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания : кн. для учителя / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с.
32. Оганесян, Э. Д. Методы развития у детей эмоционально¬ценностного восприятия произведений изобразительного искусства : учеб. пособие для студ. пед. / Э. Д. Оганесян - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. - 95 с.
33. Оганесян, Э. Д. Развитие у младших школьников эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства как педагогическая проблема / Э. Д. Оганесян // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - С. 45-51.
34. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л. П. Печко. - Ульяновск : УлГТУ, 2008. - 363 с.
35. Платохина, Н. А. Теория и практика развития ценностно¬смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края : автореф. дис.
... докт. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Платохина ; Южн. фед. ун-т. - Ростов-на- Дону, 2011. - 51 с.
36. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста : учебник для студ. вузов / С. В. Погодина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с.
37. Психологические основы художественные развития / А. А. Мелик- Пашаев, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина [и др.]. - Москва : МГППУ, 2006. - 160 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 720 с.
39. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1988. - 256 с.
40. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 304 с.
41. Столович, Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек / Л. Н. Столович. - Москва : Политиздат, 1985. - 415 с.
42. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. - URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения: 22.06.2020).
43. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного
воспитания / Б. М. Теплов // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 11 : Вопросы художественного воспитания / отв. ред.
Т. Л. Беркман. - Москва, 1947. - С. 7-27.
44. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 114 с.
45. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155
от17.10.2013 r.pdf (дата обращения: 22.06.2020).
47. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«Об образовании в Российской Федерации». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 20.06.2020).
48. Философский словарь / А. И. Абрамов [и др.] ; под ред. И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 719 с.
49. Философский энциклопедический словарь / отв. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. - Москва : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
50. Художественное творчество и ребенок : монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Педагогика, 1972. - 284 с.
51. Цибульская, В. А. Предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений искусства у старших дошкольников / В. А. Цибульская // Наука и школа. - 2018. - № 3. - С. 146-150.
52. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи : кн. для воспитателя дет. сада / Р. М. Чумичева. - Москва : Просвещение, 1992. - 122 с.
53. Шулева, Е. И. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? / Е. И. Шулева // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2017. - № 4. С. 3-11.
54. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
55. Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Д. Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. - Москва : Просвещение, 1986. - С. 254-292.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ