Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №94173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового
восприятия у детей 7
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Потенциал художественно-игровой деятельности в развитии
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОЗДАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по созданию организационно-педагогических условий развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в художественно-
игровой деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103


Процесс образования на современном этапе ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Вопросам, связанным со становлением системы ценностей, придавали большое значение на всех этапах развития российского образования. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Задачи использования воспитательного потенциала искусства в работе с детьми дошкольного возраста сформулированы в таких программных документах, как Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [42], Федеральный закон «Об образовании в РФ» [47], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [46].
Проблема восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи изучалась Н.В. Бутенко, Н.И. Ворониной, М.В. Грибановой, Т.В. Калининой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Р.М. Чумичевой и другими исследователями. Вопросы развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей рассматривают Л.А. Мосунова, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др. Художественно-игровую деятельность как условие развития восприятия произведений искусства у дошкольников исследуют Е.Н. Бородина, М.В. Грибанова и др.
Однако на практике проблема развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей дошкольного возраста средствами художественно-игровой деятельности не находится в центре внимания воспитателей дошкольных образовательных организаций. Ознакомление детей с произведениями живописи чаще всего происходит в процессе рассказов педагога и бесед. Воспитательный потенциал изобразительного искусства не используется в полной мере.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях?
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; выявить сущность и содержание понятия «развитие ценностно-смыслового восприятия» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития ценностно-смыслового
восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания по выявлению уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников и провести диагностику.
5. Выявить, обосновать и учесть потенциал художественно-игровой деятельности в условиях организации процесса развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих:
- восприятие произведений искусства (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);
- психолого-педагогические особенности восприятия произведения живописи детьми дошкольного возраста (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин и др.);
- вопросы развития восприятия произведений живописи у детей
средствами художественно-игровой деятельности (Е.Н. Бородина,
Н.А. Вершинина, И.П. Воропаева, М.В. Грибанова, Т.В. Калинина, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; 
‒ эмпирические методы: наблюдение, беседа, игровые диагностические методики, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа:
- На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявились организационно-педагогические условия развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного образования по художественно-эстетического развитию детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База практического исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 384» г. Екатеринбурга. В ней приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Основные результаты и выводы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что ценностно-смысловое восприятие есть существенная характеристика эстетического и художественного восприятия. Ценностно-смысловое восприятие произведения живописи старшим дошкольником - это процесс его осмысления на основе чувственных данных, связанный с эмоциональным переживанием, пониманием содержания и художественных образов, соотнесением произведения с собственным жизненным и нравственным опытом (Л.А. Мосунова). Ключевые аспекты этого процесса заключаются в постижении воспринимающим мыслей, смыслов автора произведения и в сопереживании художественному образу или автору, порождении собственных оценок. Отсюда критериями развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи мы считаем (Е.Н. Бородина, Л.А. Мосунова):
- эмоционально-чувственное сопереживание автору или
художественному образу;
- постижение мыслей, смыслов автора произведения; понимание содержания произведения;
- порождение собственных оценок увиденного в произведении, ценностно-смысловое отношение к его содержанию.
2. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи. Ребенок 5-7 лет постигает ценности искусства, способы осознания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния других людей. Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей происходит поэтапно от наивно-реалистического уровня к истинно художественному и отличается такими особенностями, как недифференцированность, отождествление себя с предметами и героями произведения, непонимание условности искусства, сюжетное восприятие, способность давать оценку своему и чужому творчеству. Исследователи сходятся во мнении о необходимости организации целенаправленной работы и создания следующих организационно-педагогических условий для успешного развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников:
- соблюдение воспитателем принципов научности, эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности;
- отбор живописных произведений, наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия;
- учет ведущего вида деятельности дошкольников;
- отбор методов и приемов, обеспечивающих развитие всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи (эмоционально- чувственного, образно-содержательного, деятельностного);
- учет имеющегося у дошкольников уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи.
3. Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность ребенка, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства (Е.Н. Бородина). В современной педагогике утвердилось мнение, что единственный путь развития ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей старшего дошкольного возраста - это их художественно-игровая деятельность. настольно-дидактические и дидактические игры, ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические и музыкально-пластические игры, словесные, комбинаторные, игры с художественными материалами и т.д.
Возможности художественно-игровой деятельности в развитии ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста связаны с тем, что данная деятельность активно включает эмоциональную сферу личности ребенка, актуализирует эмоциональные переживания, позволяет более глубоко понимать и осмысливать идеи и ценностные смыслы произведений живописи, способствует развитию умений анализировать их содержание, соотносить художественные смыслы с собственным жизненным опытом; а также открывать принцип действия языка искусства.
4. На основании изученных работ Е.Н. Бородиной, Н.В. Бутенко, Т.В. Калининой, Н.Г. Куприной, Э.Д. Оганесян, В.А. Цибульской были выделены критерии и показатели развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста и подобраны диагностические методики:
- эмоциональный отклик - диагностическое задание «Звучащие пейзажи» (Э.Д. Оганесен), наблюдение;
- понимание содержания произведения - методика А.А. Мелик- Пашаева «Беседа о картине»
- ценностное отношение к произведению - методика А.А. Мелик- Пашаева «Группировка картинок», беседа.
Результаты диагностики показали, что лучше всего у детей группы развит эмоциональный отклик на произведения живописи. Немного хуже развито понимание произведений живописи. Наконец, развитие ценностного отношения к произведениям живописи - на самом низком уровне. Дети не могут выявить этическую составляющую содержания картины, не связывают содержание произведения с собственным опытом.
5. Деятельность педагога по развитию ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности организуется поэтапно:
1. Проведение диагностики уровней развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
2. Отбор произведений живописи, доступных для понимания и наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия.
3. Подбор художественно-игровых приемов, способствующих развитию всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
4. Проектирование содержания работы по развитию ценностно - смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности.
6. Процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста предполагает учет ряда организационно-педагогических условий:
- Личная заинтересованность и методическая компетентность педагога дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности;
- Наличие комплекта игр (дидактических, театрализованных и т.д.) на материале произведений изобразительного искусства, с использованием художественных материалов и продуктов художественно-творческой деятельности детей.
- Наличие методического сопровождения художественно-игровой деятельности.
- Организация художественно-эстетической развивающей среды.
- Взаимодействие с родителями и иными субъектами (музейные педагоги, искусствоведы) в направлении развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей.
В соответствии с результатами проведенной диагностики был разработан комплекс занятий «Беседы об искусстве», направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Содержание комплекса разрабатывалось с учетом определенных ранее критериев развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников. Цель комплекса: развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
В разработанный комплекс занятий «Беседы об искусстве» включены дидактические, театрализованные, словесные, музыкально-пластические, творческие, ролевые, хороводные игры и другие приемы художественно-игровой деятельности, способствующие развитию эмоционального отклика дошкольников на произведения живописи, понимания их содержания и ценностного отношения к произведениям живописи. Старшие дошкольники знакомятся с живописными произведениями разных жанров на темы, близкие детям. Занятия комплекса разработаны с учетом принципов эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи достигнуты.



1. Абрамян, Л. А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в
становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно¬
исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. - URL: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz.pdf (дата обращения: 20.05. 2020).
2. Алексеева, О. В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности / О. В. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - № 79. - С. 8-11.
3. Алиева, Т. И. Ребенок в мире образа. Становление художественно - эстетического образа: педагогическая стратегия / Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 11. - С. 75-78.
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. - 502 с.
5. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Духовно-нравственное воспитание, миссия, катехизация и социальное служение Церкви : сб. матер. ; отв. редактор М. В. Уманская. - Нижний Тагил : ОРОиК Нижнетагильской епархии, Православная гимназия № 11, 2018. - С. 35-41.
6. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2016. - 241 с.
7. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры : методологические основы дискуссий в эстетике / А. И. Буров. - Москва : Искусство, 1975. - 175 с.
8. Бутенко, Н. В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста : учеб. пособ. для педагогов / Н. В. Бутенко. - Москва : Академия Естествознания, 2013. - 171 с.
9. Вершинина, Н. А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Вершинина ; Ленингр. гос. пед. ин-т. - Ленинград, 1990. -
16 с.
10. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студентов вузов / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 439 с.
11. Воронина, Н. И. Развитие экспрессивного и импрессивного компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. И. Воронина ; НИИ АПН СССР. - Москва, 1991. -
17 с.
12. Воропаева, И. П. Педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников средствами художественно-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. П. Воропаева ; Рос. гос. пед. ун¬т. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 96 с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Азбука-классика, 2016. - 448 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
16. Грибанова, М. В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста : учебно-метод. пособие / М. В. Грибанова ; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь, 2003. - 124 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ