ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У АКРОБАТОВ 12-13 ЛЕТ 6
1.1. Понятие координационных способностей 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 12-13 лет 12
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 32
1.4. Методика развития координационных способностей у акробатов 12-13 лет 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. В настоящее время спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась соревновательная программа.
Однако наряду с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Одна из существенных проблем связана с недостаточной научно¬методической разработанностью вопросов подготовки спортсменов на ранних этапах тренировочного процесса.
Тренировочный процесс является важной ступенью на пути становления мастерства спортсмена, и от того, насколько эффективно он выстроен, во многом будет зависеть реализация намеченной цели.
Существующая на сегодняшний день тенденция к резкому снижению качества двигательно-координационного совершенствования в процессе обучения акробатическим упражнениям, имея в виду их универсальный характер, оказывает негативное влияние на освоение техники двигательных действий. В связи с этим от спортсмена требуется высокий уровень развития точности, быстроты, устойчивости и разносторонней координации движений во времени и пространстве [4].
Одной из характерных черт спортивной акробатики является прогрессирующее усложнение соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении упражнений в балансировании и темповых упражнениях, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Поэтому одной из специфических особенностей акробатики является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости [3; 7].
Наряду с большим количеством научно-исследовательских работ по проблеме развития и совершенствования координационных способностей в литературе отсутствуют работы, направленные на обоснование целесообразности применения этих упражнений в тренировочном процессе юных акробатов. В научно-методической литературе довольно подробно освещаются вопросы сущности координационных способностей, исследования степени их развития и методики совершенствования у представителей разных видов спорта и возрастных групп. Однако проблема методов и средств развития координационных способностей продолжает оставаться исключительно важной в процессе подготовки акробатов. В этой связи тема развития координационных способностей будет своевременна, что в итоге и определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у акробатов 12-13 лет.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у акробатов 12-13 лет.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у акробатов 12-13 лет;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей у акробатов 12-13 лет;
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы из 38 наименований, 4 приложений. Текст иллюстрирован 1 таблицей и 5 рисунками. Общий объем работы 62 страницы.
Акробатика, с его разнообразием и сложностью технических элементов, является одним из наиболее сложных видов спорта, однако, вопросы физической подготовки и совершенствования координационных способностей являются ведущими в развитии занимающихся. Результаты исследования показали, что способность к координационным проявлениям является самостоятельным качеством, требующим адекватного подбора средств и методов тренировки.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в акробатике является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 12-13 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей акробатов 12¬13 лет.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
- Стойка на руках у стены и без опоры;
- Кувырки вперед и назад;
- Перекаты с пятки на носок на бревне.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у акробатов 12-13 лет в 4 из 5 тестов.
На основании проделанной работы, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс физических упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей акробатов 12-13 лет.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности [Текст] / В.С. Аверьянов. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян. - М. : Наука, 1989. - 506 с.
3. Александрова, А. Ю. Международный туриз, М., 2001.
4. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 289 с.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин - тов / Б.А. Ашмарин. - М. : физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
6. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
7. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий [Текст] : учебное пособие / Б.Ф. Вашляев. - Екактеринбург. : 2006. - 166 с.
8. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В.И. Дубровский. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 387 с.
9. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 520 с.
10. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Академия, 2001. - 264 с.
11. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 400 с.
12. Жиглова, Т.Ю. Физическая культура [Текст] / Т.Ю. Жиглова. - М. : Спорт, 2001. - 260 с.
13. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания [Текст] / В.М. Качашкин. - М. : Просвещение, 1980. - 304 с.
14. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Педагогика, 2004. - 464 с.
15. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физичской подготовленности: учебное пособие [Текст] / Б.Х. Ланда. - М. : Советский спорт, 2005. - 192 с.
16. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1 - 10 классах [Текст] / В.Ф. Ломейко. - Минск : Высшая школа, 1980. - 128 с.
...