Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №115229

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы
детей 3-4 лет 8
1.2 Игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы
детей 3-4 лет 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности 26
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет 26
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей 3-4 лет
посредством игровой деятельности 45
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет 59
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения

Периодом быстрого формирования и развития присущих человеку психофизических процессов является дошкольный возраст. Вовремя начатое и правильно осуществляемое эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития ребенка.
Чувства и эмоции крайне важны поскольку именно они за счет своего многообразия способствуют более глубокому пониманию происходящего. Таким образом, эмоции помогают ребенку правильно истолковывать действительность. В дошкольном детстве ребенок постепенно приобретает навык понимать чувства людей, обращая внимание на то, как они смотрят, какие жесты используют, с какой интонацией в голосе говорят и так далее. Развитая эмоциональная сфера помогает ребенку адекватно отреагировать на те или иные жизненные ситуации.
Актуальность работы объясняется также и тем, что на данный момент количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, существенно растет. У современного поколения детей очень часто можно наблюдать эмоциональную напряженность, неуверенность и повышенную тревожность. Из-за отсутствия у дошкольника навыка разрешать всевозможные возникающие трудности, эмоциональное состояние детей нарушается. В том случае, когда подобная ситуация остается незамеченной, или ей не уделяется должного внимания, существует вероятность развития у ребенка психических расстройств, которыми, в частности, могут быть психосоматические заболевания, ставшие большой проблемой в современном мире. Решением проблемы эмоционального развития занимались исследователи различных областей науки: И.Я. Березина, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов.
Эмоции ребенка 3-4 лет протекают достаточно спонтанно, он не способен ими управлять и они очень слабо поддаются контролю. Ребенок склонен к перепадам настроения, его эмоции в короткий промежуток времени могут появляться и уже вскоре вновь пропадать. Если развивать сферу эмоций у ребенка, то его чувства будут более осмысленными и управляемыми.
Развитие эмоциональной сферы ребенка будет проходить наиболее полно и эффективно в процессе игровой деятельности, так как именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Вопросы теории и методики игры разрабатывались А.В. Запорожцем, А.А. Леонтьевым, Т.И. Осокиной, Н.Н. Поддьяковым, Е.А. Тимофеевой, Д.Б. Элькониным.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей 3-4 лет и недостаточностью методических разработок, посвященных применению игровой деятельности для развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей 3-4 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет.
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности будет эффективным, если:
- разработано содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности;
- подобран комплекс сюжетно-ролевых игр для развития показателей эмоциональной сферы у детей 3-4 лет;
- обеспечено включение родителей в развивающую работу с детьми 3-4 лет.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили ряд задач:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет;
2) подобрать комплекс методов диагностики для изучения эмоциональной сферы детей 3-4 лет;
3) выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет;
4) разработать содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности и оценить его эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения);
- эмпирические (тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретическая основа исследования:
- исследования развития эмоциональной сферы дошкольников И.Я. Березина, Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова;
- исследования, посвященные роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, Е.М. Гаспаровой, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость: результаты исследования расширяют научные представления об особенностях развития эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования, методы диагностики, разработанное содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности могут использоваться педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: д/с №193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 3-4 лет по 12 человек. Всего выборку составили 24 ребенка 3-4 лет.
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 8 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность развития эмоциональной сферы обуславливается тем, что без способности понимать собственные эмоции и эмоции других людей, ребенок не сможет эффективно взаимодействовать с окружающими. Кроме того, негативные проявления недостаточной развитости эмоциональной сферы могут стать устойчивыми привычками и негативными особенностями личности. Все это и определяет необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы, нам удалось раскрыть понятие эмоций как особого класса психических явлений, который проявляется в форме пристрастного переживания субъектом жизненного смысла данных явлений, предметов, а также ситуаций для удовлетворения собственных потребностей. В процессе исследования нами рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, возможности игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников.
Целью данной работы являлось: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Осуществление цели и решение поставленных задач проходило в три этапа.
На первом этапе был выявлен уровень развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет. Дети имели повышенный уровень тревожности, преобладал средний уровень агрессии. Дошкольники отличались необщительностью и закрытостью.
На втором этапе была проведена разработка и внедрение содержания работы по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности. Нами был составлен тематический план развивающих занятий, в соответствии с которым проводилась совместная игровая деятельность с дошкольниками с применением комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей. Для родителей была составлена и проведена консультация на тему «Значение сюжетно-ролевых игр для эмоционального развития детей».
На третьем этапе нами была выявлена динамика уровня развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет. Анализ результатов на этапе контроля показал, что в экспериментальной группе повысился уровень развития эмоциональной сферы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы на формирующем этапе исследования. У детей снизились показатели тревожности и агрессивности, преобладали положительные эмоциональное состояния, количество детей, имеющих высокий уровень развития самооценки, увеличилось.
Были сделаны следующие выводы: развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности будет эффективным, если:
- разработано содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей 3-4 лет посредством игровой деятельности;
- подобран комплекс сюжетно-ролевых игр для развития показателей эмоциональной сферы детей 3-4 лет;
- обеспечено включение родителей в развивающую работу с детьми 3-4 лет.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования подтверждена. Педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям следует создавать все необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, так как эмоции и чувства сопровождают все основные сферы жизнедеятельности «маленького человека». И одним из важных условий является применение игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2007. - 25 с.
2. Андреенко, Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Алекинова, под ред. Т.А. Андреенко. - М. : Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] / А.И. Матусик, под ред. А.К. Бондаренко. - СПб.: Питер, 2001. - 30 с.
4. Веракс, А.Н. Практический психолог в детском саду : пособие для психологов и педагогов [Текст] / А.Н. Веракс, М.Ф. Гуторова. - М.: Мозаика- Синтез, 2011. - 308 с.
5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 144 с.
6. Власов, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 97-106.
7. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С. 61-64.
8. Дукаревич, М.З. Проективная методика «Несуществующее
животное» [Текст] / М.З. Дукаревич. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 42 с.
9. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2005. - 331 с.
10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования [Текст] / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 2008. - 176 с.
11. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
12. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности: Текст лекций [Текст] / Н.В. Костерина. - Ярославль.: Ярослав. гос. ун-т, 2005. - 24 с.
13. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей [Текст] / Н.К. Крупская. - М. : Просвящение, 2006. - 367 с.
14. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст] // Психолог в детском саду. 2003. - № 2. - С. 25-38.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М. : Моск. гос. Ун-т, 2001. - 40 с.
16. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 415 с.
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 209 с.
18. Люшер, М. Цветовой тест Люшера [Текст] / М. Люшер. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 44 с.
19. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения в двух томах [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2000. - 502 с.
20. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей : пособ. по практической психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 176 с.
21. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / С.Л. Новосёлова. - М.: Просвещение, 2003. - 286 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособ. [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
24. Федорович, Л.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.А. Федорович. - Кременчуг: Христианская Заря, 2009. - 217с.
25. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принцип развития в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
26. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ