Введение 2
Глава 1. Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии 6
1.1 Этапы образовательной деятельности в курсе географии 6
1.2 Проблемы образовательной деятельности в курсе географии 15
1.3 Перспективы образовательной деятельности в курсе географии 23
Выводы по материалам главы 1 Error! Bookmark not defined.
Глава 2. Применение кейс - технологий в курсе географии 32
2.1. История внедрения кейс - технологий в географии 32
2.2. Особенности применения кейс - технологий в курсе географии 38
2.3. Виды и структура кейсов, используемых на уроках географии 47
Выводы по материалам главы 2 56
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кейс- технологий 58
3.1. Организация экспериментальной деятельности по применению кейс-
технологий 58
3.2. Проведение экспериментальной работы по применению кейс-
технологий в курсе географии 64
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 69
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 125
Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования [10].
Одной из новых технологий обучения является проблемноситуационное обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями [4, с. 38].
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие способностей [35, с. 56].
Работая с кейсами, ученики учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации второй части ЕГЭ, включая задачи, требующие развернутого ответа. Данные задания направлены на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; устанавливать причинноследственные связи; решать географические проблемы, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике [48, с. 3].
Актуальность работы на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречием между объективными требованиями модернизации образования и недостаточным использованием современных технологий и методов обучения, в частности, кейс-технологий.
Актуальность исследования уровне объясняется необходимостью обоснования эффективности использования кейс-технологии при изучении курса географии.
На основании актуальности можно сформулировать проблему исследования: необходимость качества знаний у учащихся при
применении технологии кейс-стади.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Применение кейс-технологий при организации образовательного обучения в курсе географии».
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: кейс-технология как средство
формирования географических знаний школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно
экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний у учащихся.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: качество знаний обучающихся по географии, будет соответствовать требованиям ФГОС, если: учащиеся будут работать на уроках географии с кейс-технологиями
• учащиеся будут работать на уроках географии с кейс- технологиями;
• ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
• грамотно составить кейсы;
- апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее.
В ходе изучения литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме мы выявили, что образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях. Также изучение теоретической и специальной литературы позволило выявить два уровня проблем в преподавании курса географии: проблемы макроуровня (существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов на изучение отдельных географических дисциплин и т.д.) и проблемы локального уровня (недостаточное внимание со стороны учителей к формированию практических умений школьников; недостаточная лингвистическая подготовка учителей (в части географической терминологии); низкий познавательный интерес школьников к предмету география вызванный неинтересным преподаванием предмета).
Особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, позволяющим повысить уровень мотивации к изучению предмета география в школе. К современным технологиям, используемым в рамках образовательной деятельности в курсе географии относятся, в том числе, и кейс-технологии.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
В качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определили: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.
В рамках решения второй задачи после проведения теста на актуализацию знаний и экспресс-диагностики учащихся 11 классов, были составлены кейсы для обучения учащихся географии по темам: субрегионы Африки, субрегионы зарубежной Азии, визитная карточка региона США, зарубежная Европа, географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
В ходе решения третьей задачи, на практике были показаны и применены методические правила применения кейсов для изучения курса географии на примере проведения уроков с учащимися 11 классов МАОУ Лицей №3 г. Екатеринбурга.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методических правил применения кейсов при обучении учащихся географии. Это проявилось через повышение мотивации обучающихся к изучению данного предмета, что подтверждается изменением места географии в рейтинге предметов после экспериментальной работы. Согласно полученным ответам 52% учащихся считают географию не таким важным предметом, как русский язык, математику, историю, обществознание, химию, физику (до экспериментальной работы доля составляла 76%). По степени значимости 10% учащихся поставили географию на 3 место в рейтинге, 42% учащихся поставили географию на 6 место, 38% учащихся поставили географию на 8 место, 10% учащихся поставили географию
на 10 место.
Учащиеся получили возможность развития коммуникативных и регулятивных умений через формирование навыков работы по плану, презентацию собственного продукта, работу в разных творческих форматах (репортажи, пресс-релизы. мини-сочинения, рекламные ролики и т.д.).
Также применение кейс-технологий в ходе изучения географии способствует повышению качества знаний обучающихся, что подтверждается результатами теста, полученными после проведения экспериментальной работы: произошло увеличение количества
учащихся, владеющих географическими знаниями по тематике теста. На 3 человека увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «5», на 7 человек увеличилось количество учеников, решивших тест на оценку «4», на 8 человек уменьшилось количество учащихся, показавших неудовлетворительные знания.
Следовательно, если ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии; грамотно составить кейсы; апробировать оптимальную методику использования кейсов в курсе изучения географии, то качество знаний обучающихся по географии будет соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, повысится мотивация к изучению предмета.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
1. Абдукадыров, А. А. Кейс-технология как средство повышения
компетентности будущих инженерно-педагогических кадров / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665. Материал взят с сайта URL: http: //www.moluch.ru
2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:
учеб. метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей
// Директор школы. — №4, 2010. - с. 61-69.
4. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод
конкретных ситуаций. — М.: Гардарики, 2000. — 502с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологи / В.П. Беспалько. —
М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер,
2009. — 304 с.
7. Бринкендорф, Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что
работает, а что нет. М.: Hippo, 2005.-224с.
8. Буравой, М. Углубленное сазезШбу: между позитивизмом и
постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 - 11.
9. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая
педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude - Тобольск: ТГСПА им. Д.А.Менделеева, 2009. - 188 с.
10. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный
подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
11. Гаджикурбанова Г.М., Хайбулаев, М.Х. Классификация кейсов / Г.М.
Гаджикурбанова, М.Х. Хайбулаев // Материаты межвузовской научнопрактической конференции 27-28 апреля «Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях». - Махачкала: ФГБОУ ВПО «ДГПУ». - 2014. - С. 3-17
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования
знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - № 5. С. 44—50
13. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология
управления педагогическими инновациями. Монография. - Самара: Изд- во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009.- 312 с.
14. Гербер Р. Глобализация образования и преподавание географии: в будущее
вместе // География в школе, N 2, 2012. C. 51-57
15. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Се...