Изучение ООПТ на уроках географии школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования системы особо охраняемых
природных территорий 5
1.1.Общая характеристика особо охраняемых природных территорий 5
1.2. Виды ООПТ и их назначение 15
1.2.1. Заповедники 17
1.2.2. Национальные парки 19
1.2.3. Природные парки 22
1.2.4. Заказники 24
1.2.5. Памятники природы 27
1.3. Научные подходы и принципы выделения ООПТ 28
Глава 2. Уникальность ООПТ Каменского района 33
2.1. История формирования сети ООПТ Каменского района 33
2.2. Современная структура сети ООПТ Каменского района 35
2.2.1. Скала «Каменные ворота» 36
2.2.2. Скала «Филин» 37
2.2.3. Скала «Чертов палец» 38
2.2.4. Скалы «Семь братьев» 39
2.2.5. Скала «Динозавр» 40
2.2.6. Скала «Три брата» 40
2.3. Структурный и пространственный анализ сети ООПТ Каменского
района 41
Глава 3. Изучение ООПТ на уроках географии школе 42
3.1.ООПТ в школьном географическом образовании 42
3.2.Программа курса «Особо охраняемые природные территории
Каменского района» 49
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 65
Глава 1. Теоретические основы формирования системы особо охраняемых
природных территорий 5
1.1.Общая характеристика особо охраняемых природных территорий 5
1.2. Виды ООПТ и их назначение 15
1.2.1. Заповедники 17
1.2.2. Национальные парки 19
1.2.3. Природные парки 22
1.2.4. Заказники 24
1.2.5. Памятники природы 27
1.3. Научные подходы и принципы выделения ООПТ 28
Глава 2. Уникальность ООПТ Каменского района 33
2.1. История формирования сети ООПТ Каменского района 33
2.2. Современная структура сети ООПТ Каменского района 35
2.2.1. Скала «Каменные ворота» 36
2.2.2. Скала «Филин» 37
2.2.3. Скала «Чертов палец» 38
2.2.4. Скалы «Семь братьев» 39
2.2.5. Скала «Динозавр» 40
2.2.6. Скала «Три брата» 40
2.3. Структурный и пространственный анализ сети ООПТ Каменского
района 41
Глава 3. Изучение ООПТ на уроках географии школе 42
3.1.ООПТ в школьном географическом образовании 42
3.2.Программа курса «Особо охраняемые природные территории
Каменского района» 49
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 65
Выпускная работа посвящена особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Каменского района. В наше время, создание таких территорий, в мире и в России, является одной из важнейших задач населения планеты, и Свердловская область не является исключением.
Общая экологическая обстановка в стране и области такова, что уже сейчас требует незамедлительно обратить серьезно внимание на необходимость рационального и бережного отношения к животным и ресурсам, а в ряде случаев и срочного их восстановления. Это является одной из главных целей современного общества.
Из всего этого вытекает тот факт, что на сегодняшний день актуальность выбранной темы бесспорна, поскольку человек осознает тот факт, что сохранение природы является одним из условий успешного продолжения существования планеты Земля. История охраны природы уходит своими корнями в древние времена. У большинства народностей с древних времен были свои священные места, леса и рощи, где по их поверьям, обитали Боги. Понимая значимость этих мест, люди брали их под охрану.
В настоящее время большое количество таких мест сохранено во многих уголках нашей страны и мира. Все они находятся под охраной местных и государственных органов управления. Создается множество законов и различных поправок, которые главным образом направлены на то, чтобы сохранить и сберечь окружающую природу для будущего поколения.
Объект исследования: особо охраняемые природные территории.
Предмет исследования: система особо охраняемых природных территорий Каменского района как объект изучения в школе.
Цель: Изучить ООПТ Каменского района и разработать элективный курс «Особо охраняемые территории Каменского района».
Задачи:
1. Проанализировать и изучить литературу по заповедному делу, категории охраняемых объектов, их функции, назначение, принципы и критерии формирования системы ООПТ.
2. Изучить и проанализировать историю формирования и современную сеть ООПТ Каменского района.
3. Изучить место ООПТ в школьном курсе географии и разработать элективный курс для учащихся средней школы.
Теоретической и методологической основой работы послужил ландшафтный принцип комплексного географического подхода, исходная позиция которого состоит в признании реального существования природных комплексов и в использовании их в качестве основы для планирования перспективной системы ООПТ.
Основную часть ВКР составили материалы центральных и местных ведомственных и статистических органов (фондовые материалы Министерства природных ресурсов Свердловской области, отдела охраны окружающей среды и природопользования администрации Каменского района, федеральные и областные законодательные акты), литературные источники, а также собственные наблюдения и впечатления.
В ходе исследования применен комплекс теоретических и эмпирических методов. Для решения поставленных задач использованы научные подходы: системно-структурный, региональный. Наибольшее значение сыграли картографические методы и методы сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, в первой и второй главах три под главы, в третьей две, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 65 страницах основного текста, 1таблица. В приложении 2 карты и 22 рисунка. В списке используемой литературы 57 источников и 6 интернет источников.
Общая экологическая обстановка в стране и области такова, что уже сейчас требует незамедлительно обратить серьезно внимание на необходимость рационального и бережного отношения к животным и ресурсам, а в ряде случаев и срочного их восстановления. Это является одной из главных целей современного общества.
Из всего этого вытекает тот факт, что на сегодняшний день актуальность выбранной темы бесспорна, поскольку человек осознает тот факт, что сохранение природы является одним из условий успешного продолжения существования планеты Земля. История охраны природы уходит своими корнями в древние времена. У большинства народностей с древних времен были свои священные места, леса и рощи, где по их поверьям, обитали Боги. Понимая значимость этих мест, люди брали их под охрану.
В настоящее время большое количество таких мест сохранено во многих уголках нашей страны и мира. Все они находятся под охраной местных и государственных органов управления. Создается множество законов и различных поправок, которые главным образом направлены на то, чтобы сохранить и сберечь окружающую природу для будущего поколения.
Объект исследования: особо охраняемые природные территории.
Предмет исследования: система особо охраняемых природных территорий Каменского района как объект изучения в школе.
Цель: Изучить ООПТ Каменского района и разработать элективный курс «Особо охраняемые территории Каменского района».
Задачи:
1. Проанализировать и изучить литературу по заповедному делу, категории охраняемых объектов, их функции, назначение, принципы и критерии формирования системы ООПТ.
2. Изучить и проанализировать историю формирования и современную сеть ООПТ Каменского района.
3. Изучить место ООПТ в школьном курсе географии и разработать элективный курс для учащихся средней школы.
Теоретической и методологической основой работы послужил ландшафтный принцип комплексного географического подхода, исходная позиция которого состоит в признании реального существования природных комплексов и в использовании их в качестве основы для планирования перспективной системы ООПТ.
Основную часть ВКР составили материалы центральных и местных ведомственных и статистических органов (фондовые материалы Министерства природных ресурсов Свердловской области, отдела охраны окружающей среды и природопользования администрации Каменского района, федеральные и областные законодательные акты), литературные источники, а также собственные наблюдения и впечатления.
В ходе исследования применен комплекс теоретических и эмпирических методов. Для решения поставленных задач использованы научные подходы: системно-структурный, региональный. Наибольшее значение сыграли картографические методы и методы сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, в первой и второй главах три под главы, в третьей две, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 65 страницах основного текста, 1таблица. В приложении 2 карты и 22 рисунка. В списке используемой литературы 57 источников и 6 интернет источников.
Целью данной работы было изучение особо охраняемых природных территорий Каменского района и разработка элективного курса «Особо охраняемые природные территории Каменского района»
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы были изучены основы теории заповедного дела, категории охраняемых объектов, их функции, назначение, принципы и критерии формирования системы ООПТ.
2. Изучена и проанализирована история формирования и современная сеть ООПТ Каменского района.
3. Произведен структурный и пространственный анализ сети ООПТ Каменского района и выявлены перспективы ее развития.
4. Изучено место ООПТ в школьном курсе географии и разработан элективный курс для учащихся средней школы.
В ходе работы было выявлено, что сохранение ландшафтного разнообразия обеспечивается созданием системы особо охраняемых природных территорий путем целенаправленного формирования ее структурной и пространственной организации с позиции ландшафтного принципа. Современную сеть ООПТ Каменского района представляют 22 памятника природы, являющиеся в основном геоморфологическими и ботаническими.
Структурный анализ сети ООПТ Каменского района позволяет выявить несогласованность между природными резерватами разного типа и назначения. Наблюдается преобладание объектов специализированного профиля (заказники, памятники природы). Преобладание специализированных резерватов свидетельствует, что современная сеть направлена главным образом на сохранение уникальных природных объектов (памятники природы), особо ценных, редких или исчезающих видов животных и растений (заказники, генетические резерваты). Сложившаяся сеть не обеспечивает сохранения ландшафтного разнообразия территории Каменского района.
Так же было выявлено, что места в школьной программе, для изучения особо охраняемых природных территорий, очень мало, и не дает обучающимся полного представления о ООПТ. В связи с этим была разработана программа курса «Особо охраняемые территории Каменского района» и также разработана система уроков, для данной программы.
Данная программа, прежде всего, направлена на формировании у обучающихся знаний о системе ООПТ мира, России и своего родного края, ведь наш город таковыми очень богат. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Так же были учтены психологические и возрастные особенности обучающихся 9 кл. средней школы. В школе есть коррекционные классы, программа была составлена учитывая и их способности в обучении восприятия информации.
Пройдя данный элективный курс, у обучающихся повысится уровень знаний об особо охраняемых территориях, их назначении. О том, какими памятниками природы богата территория нашего города и района, какова их история образования и что нужно сделать, для того что бы сохранить красоту, данную природой.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы были изучены основы теории заповедного дела, категории охраняемых объектов, их функции, назначение, принципы и критерии формирования системы ООПТ.
2. Изучена и проанализирована история формирования и современная сеть ООПТ Каменского района.
3. Произведен структурный и пространственный анализ сети ООПТ Каменского района и выявлены перспективы ее развития.
4. Изучено место ООПТ в школьном курсе географии и разработан элективный курс для учащихся средней школы.
В ходе работы было выявлено, что сохранение ландшафтного разнообразия обеспечивается созданием системы особо охраняемых природных территорий путем целенаправленного формирования ее структурной и пространственной организации с позиции ландшафтного принципа. Современную сеть ООПТ Каменского района представляют 22 памятника природы, являющиеся в основном геоморфологическими и ботаническими.
Структурный анализ сети ООПТ Каменского района позволяет выявить несогласованность между природными резерватами разного типа и назначения. Наблюдается преобладание объектов специализированного профиля (заказники, памятники природы). Преобладание специализированных резерватов свидетельствует, что современная сеть направлена главным образом на сохранение уникальных природных объектов (памятники природы), особо ценных, редких или исчезающих видов животных и растений (заказники, генетические резерваты). Сложившаяся сеть не обеспечивает сохранения ландшафтного разнообразия территории Каменского района.
Так же было выявлено, что места в школьной программе, для изучения особо охраняемых природных территорий, очень мало, и не дает обучающимся полного представления о ООПТ. В связи с этим была разработана программа курса «Особо охраняемые территории Каменского района» и также разработана система уроков, для данной программы.
Данная программа, прежде всего, направлена на формировании у обучающихся знаний о системе ООПТ мира, России и своего родного края, ведь наш город таковыми очень богат. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Так же были учтены психологические и возрастные особенности обучающихся 9 кл. средней школы. В школе есть коррекционные классы, программа была составлена учитывая и их способности в обучении восприятия информации.
Пройдя данный элективный курс, у обучающихся повысится уровень знаний об особо охраняемых территориях, их назначении. О том, какими памятниками природы богата территория нашего города и района, какова их история образования и что нужно сделать, для того что бы сохранить красоту, данную природой.
Подобные работы
- Повышение познавательной активности обучающихся 8 классов на уроках географии при изучении эколого-географического
восстановления леса после пожаров (на примере окрестностей г. Бийска)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение ООПТ в школе на уроках географии
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности изучения особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность школьников с использованием технологий геоинформационных систем на территории Калиновского лесного парка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Изучение природных условий Улаганского района Республики Алтай в курсе географии 8-9 классов
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Концепция организации учебно - исследовательской деятельности по биологии для студентов Камышловского района Свердловской области
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Школьные краеведческие экскурсии в обучении
окружающего мира и географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016





