Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов

Работа №82458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление проектами

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 7
1.1 Понятие экологической культуры 7
1.2 Формирование экологической культуры школьников 16
1.3 Особенности развития экологической культуры на уроках географии . 21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 31
2.1. Организация исследования по изучению среднеазиатских народов на
уроках географии как средство развития экологической культуры 31
2.2. Методы и средства осуществления формирования экологической
культуры на уроках географии 33
2.3. Определение уровня развития экологической культуры обучающихся на основе традиций среднеазиатских народов 36
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Построение уроков географии на основе изучения среднеазиатских народов, направленные на развитие экологической культуры 39
3.2. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном мире не проходит и дня без изменений. Некоторые очевидны сразу, иные становятся заметными лишь с течением времени и вряд ли могут быть отнесены к разряду ординарных. Это изменения общественных взглядов и мнений, изменения в международной политике или в научных представлениях, в результате которых окружающий мир предстает в несколько ином обличии.
Изучение и воспитание экологической культуры на уроках географии - важная задача общества. Необходимо посредством обучения воспитать у учащихся правильное отношение к собственному здоровью, защитить окружающую среду от нарастающего антропогенного прессинга [2. 3].
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы.
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как историки В. С. Соловьев, В. Д. Ключевский и др.; философы Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, Л. Н. Гумилевым и др, социологи Л. И. Мечников, П. А. Сорокин и др. Данное направление исследований развивается и в настоящее время [1, 2].
География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.
Поиск решений собственно экологических проблем позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания:
- между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
- между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся и требованиями к её повышению образовательной программой по географии;
- между богатым источником форм и методов развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов и недостаточным уровнем исследования данного вопроса.
Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему исследования: каковы особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования - процесс развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Задачи исследования:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- определить практические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение на уроках географии традиций и обрядов среднеазиатских народов будет способствовать развитию экологической культуры учащихся.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление экологической культуры - процесс очень сложный. Он протекает под воздействием многих факторов, отражает объективные и субъективные трудности развития личности.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Целью экологизации предмета географии является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. Практически все курсы географии имеют экологическую направленность. География способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и позволяет формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.



1. Акимова, Л. В. Методика формирования эколого - ориентированного прогностического умения у школьников [Текст] / Л. В. Акимова // География в школе. - 2006. - № 1. - с. 36-37.
2. Андрюшова, Ю. С. Формирование экологической культуры на уроках географии [Текст] / Ю. С. Андрюшова // География в школе. - 2006. - № 7. - с. 42-44.
3. Асмолова,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2011.
4. Белавина,И.Н. Планета - наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
5. Бондаренко В. Д Культура общения с природой. М, 2007. 154.
6. Васильев, С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
7. Вербицкий А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 2012.
8. Волжина, И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
9. Гайсин И.Т. Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историко-обществоведческого и географического образования/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова // Современные исследования социальных проблем. -2011. -№3. -С.75-89
10. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Стратегия формирования экологической культуры как условия безопасности страны // Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси. М., 2000.
11. Грехова, Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова - Москва-Ставрополь, 2009 .
12. Грин X. С. Предсказание погоды с помощью астрометеорологии. Сара-тов: Научная книга, 2006. С. 25
13. Давыдов А. А. Социология как метапарадигмальная наука//Социологические исследования. 1992. №9. 85—87.
14. Дагбаева, Н.В.Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета./ Н.В. Дагбаева //Воспитание школьников. - 2005.- № 10.
15. Демидова, Н. Н. Продуктивная познавательная самостоятельная деятельность учащихся при изучении экологических проблем России [Текст] / Н. Н. Демидова // География в школе. - 2009. - № 6. - с. 34-35.
16. Дерябо С. Д Экологическая педагогика и психология : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д, 2006. 480.
17. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации
экологического образования в федеральных государственных
образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская ,
А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.
18. Душина, И. В. Экологический аспект в географии [Текст] / И. В. Душина // География в школе. - 2006. - № 4. - с. 42-43.
19. Душина, И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина -М., 2007.
20. Зверев, А. Т. Устойчивое развитие и экологическое образование [Текст] / А. Т. Зверев // География в школе. - 2009. - № 6. - с. 11-13
21. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст]: учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. - 212 с.
22. Историческая экология и историческая демография. Сб. научных ста- тей/Под ред. Ю. А. Полякова. М., 2013.
23. Кавтарадзе Д Н. Как приучить человека рационально использовать природные ресурсы? //Барьер безопасности. 2002. №11.
24. Казимирова, И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии./ И.Р. Казимирова - Гомель, 2010.
25. Козлова, В.В.Фундаментальное ядро содержания общего образования. /
В.В Козлова, А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011.
26. Кривошапкина, О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт) / О.М. Кривошапкина - М.: Просвещение, 2001.
27. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов нД: издательство «Учитель», 2006. 288 с.
28. Кутырев В. А. Экологический кризис: постмодернизм и культура // Во-просы философии. 1996 . № 11. 26—31.
29. Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителей./ Т.В. Кучер - М.: Просвещение, 2010.
30. Лагутин А.. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автореферат дисс. На соиск. уч. степ, к. ф. н. Краснодар: 2001.
31. Литвинова, Л. С. Нравственно - экологическое воспитание школьников [Текст] / Л. С. Литвинова - М.: «5 за знания», 2005. - 125 с.
32. Лиханова, Т.Н. Формирование экологической культуры
старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования / Т.Н. Лиханова - Пенза, 2001.
33. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие - М.., 2008. 464.
34. Лось В. А.. Экологические ориентиры выхода цивилизации на уровень устойчивого развития // Актуальные проблемы социальной философии. М.: 1998, 51.
35. Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. М., 2006.
36. Мамедова, Н.М Экологическое образование: концепции и
методические подходы / Н.М. Мамедова. - М., 1996.
37. Марлинская, С.В.Продуктивное экологическое образование / Марлинская С.В., Шишмакова Е. А. //Народное образование. - 2008. - № 10.
38. Межжерин В. Человек экологический // Зеркало недели 23 авг. 1 сент. 2002, №32.
39. Миронов, А.В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). /А.В.Миронов //География и экология. -2012. -№10 .
40. Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. - М.: ИСПИ РАН, 2006.
41. Нечаев В. Д. Когнитивные революции и институциональные изменения // Полис (Политические исследования), 2002, №5 и др.
42. Николина, В. В. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе обучения географии / В. В. Николина // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 1.
43. Никонорова Е. В. Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы). Автореферат дисс. на со- иск. уч. степ. д.ф.н., М.: 2014.
44. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии [Текст] / Сост. Н. Н. Петрова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2006.- 96 с.
45. Парсонс Т. Социальные системы и культура//О социальных системах. М., 2012. 698—716.
46. Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно - методическое пособие / О. Н. Пономарёва - М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2014. - 62 с.
47. Пономаренко, Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5.
48. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011.
49. Родзевич, Н. Н. Преобразование природы России / Н. Н. Родзевич // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 1.
50. Родзевич, Н.Н. География и экологическая культура/ Н.Н. Родзевич // География в школе,-2009.- №4.
51. Румянцев, А. Проблемы экологической политики ЕС / А. Румянцев // Безопасность Евразии. - 2008. - № 4 .
52. Рыбакова М. В. Современная экологическая практика. М., 2006.
53. Рыммерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: 1990,259.
54. Салимова, М.Т. Примерная программа по предмету «География» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан / М.Т.Салимова , З.Ш.Тимербаева .- Уфа, 2013.
55. Ситаров В. А. Социальная экология/ В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. М., 2010. 280.
56. Соловьёв, М. С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов [Текст] / М. С. Соловьёв // География в школе. - 2008. - № 5. - с. 46 - 47.
57. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / пер. с англ. - М.,2007.
58. Социологическая энциклопедия: В 2 т. - М.: Мысль, 2013. 109.
59. Теплов, Д. Л. Экологический практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов / Д. Л. Теплов. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 32 с.
60. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.
61. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан. 2-е переработанное и дополненное издание., - Казань, 2013
62. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальных школ // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 5. -
С.85-88.
63. Хусаинов З.А. Экологическая культура учащихся - Казань: изд-во КГУ, 2004
64. Хусаинов 3. А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. - Казань: Экоцентр, 2002.
65. Швец, И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. / И.М. Швец. - Н. Новгород, 2001.
66. Щенев, В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии/ В. А. Щенев — М.,2009.
67. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. М. Якиманская, 2006г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ