Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение познавательной активности обучающихся 8 классов на уроках географии при изучении эколого-географического восстановления леса после пожаров (на примере окрестностей г. Бийска)

Работа №14833
Тип работыДипломные работы
Предметгеография
Объем работы54 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения познавательной
активности на уроках географии 6
1.1. Понятия, методы и приемы повышения познавательная активность 6
1.2. Направления познавательной деятельности на уроках географии при
изучении эколого-географического восстановления леса после пожара 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирические исследования эффективности организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии направленных на повышения познавательной активности в процессе изученияэколого- географического восстановления леса после пожара 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 49
Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики.Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время - это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов(Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.)[2].
Актуальность данной работы состоит в том, что полученные эколого- географическиеданные по восстановлению леса после пожаров позволят повысить познавательную активность обучающихся при изучении географии.
Цель работы:выявление эффективности организации учебной деятельности обучающихся 8 класса направленной на повышение познавательной активности при изучении эколого-географического восстановления леса после пожаров.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной и педагогической литературы по проблеме исследования. Выявить теоретические основы проблемы повышения познавательной активности на уроках географии
2. Рассмотреть различные методы и приемы повышения познавательной активности
3. Организовать учебную деятельность обучающихся на уроках географии направленную на повышения познавательной активности
в процессе изучения эколого-географического восстановления леса после пожара
4. Разработатьи реализовать элективный курс направленный на повышение познавательной активности обучающихся
5. Проверить эффективность элективного курса
Объект исследования:познавательная активность обучающихся Предмет исследования: познавательная активность обучающихся 8
классов на уроках географии при изучении эколого-географического восстановления леса после пожаров.
Гипотеза исследования: предполагаем, что программа по изучению эколого-географического восстановления леса после пожаров будет эффективна при внедрении в учебную деятельность обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Методы исследования:
1) Теоретический.
2) Эмпирический (анкетирование).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе
МБОУ «Первомайская СОШ № 2».
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы учителямиэкологии, географии для ознакомления с эколого-географическим восстановлением леса после пожаров, а такжедля повышения познавательной активности обучающихся.
Результаты исследования представлены:
на национальной научно-практической конференции с международным
участием «Ботаника и экология для создания комфортной среды обитания человека» и находятся в процессе публикации в сборнике научных статей.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы повышения познавательной активности на уроках географии» раскрывается сущность понятия познавательная активность, а также рассматривается различные методы и приемы повышения познавательной активности,изучены направления познавательной деятельности на уроках географии при изучении эколого-географического восстановления леса после пожара.
Во второй главе «Эмпирические исследования эффективности организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии направленных на повышения познавательной активности в процессе изучения эколого-географического восстановления леса после пожара» описана организация и методика исследования, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
В приложении приведен опросник изучения познавательной активности обучающихся, а также справка подтверждение о внедрении результатов исследования.
Познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных обучающихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.
Очень важную роль в формировании познавательной активности обучающихся играет учитель, а также методы его работы с обучающимися.
Разработав элективный курс, который направлен на повышения познавательной активности обучающихся на уроке географии, мы пришли к выводу, что он содействует воспитанию экологического мировоззрения, нравственных, эстетических качеств обучающихся; развивают их познавательные силы, выявляют и реализуют потенциальные возможности; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Наиболее результативными методами и приёмами повышения познавательной активности являются проблемные ситуации, а также процесс поиска и решения научного и практических проблем, дидактические игры и дискуссии. Использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ, стимулирование коллективной формы работы, взаимодействие обучающихся в учении. Их применение в элективном курсе «Изучаем лес» позволило получить положительные результаты при апробации в 8-х классах в «МБОУ Первомайская СОШ №2».
Анализируя результаты диагностики обучающихся на констатирующем этапе, можно сделать вывод о преобладании низкого и среднего уровней повышения познавательной активности.
На контрольном этапе уровень повышения познавательной активности составил на 25 % больше, и уменьшился на 25 %,что доказывает эффективность элективного курса «Изучаем лес».
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у обучающихся интерес к овладению знаниями.
1. Амосов Г.А. Некоторые закономерности развития лесных низовых пожаров[Текст]. - М.: Наука,1964.-184с.
2. Бакланова С.Л. Экологическое образование в курсе «География Алтайского края» 1, 2 часть -[Текст] Бийск: НИЦ БиГПИ, 2015.-112с; 115с.
3. Бугаев В.А. Косарев Н.Г. Лесной хозяйство ленточных боров Алтайского края [Текст]. -Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988.¬312с.
4. Валендик Э.Н. Матвеев П.М. Крупные лесные пожары [Текст]. - М.: Наука, 1979.-198с.
5. Вангниц П.Р. Ленточные боры [Текст]. - Москва - Ленинград: Гослесбумиздат, 1953.-64с.
6. Важова Т.И. Методические рекомендации к полевой практике по ботанике [Текст].-Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.-45с.
7. Верещагина И.В. Встреча с зеленым другом [Текст]. - Барнаул: Издательство АГУ, 1996.-150с.
8. Главацкий Г.Д., Михалев Ю.А. и др. Католог средств наглядной агитации по лесопожарной пропаганде [Текст]. - Красноярск, 200.-50с.
9. Гусев А.И. Экология Алтая: монография [Текст] / А.И. Гусев, О.И. Гусева. - Бийск, 2012. -196 с.
10. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. [Текст]. - М.: Педагогика, 1982. - С. 10-21.
11. Ишутин Я.Н., Фокин А.С. Начальная стадия лесовосстановления гарей [Текст]. - Барнаул, 1999.-112с.
12. Ишутин Я.Н., Куприянов А.Н. Восстановление растительности ленточных боров после пожаров: восстановление, тушение и экологические последствия (Международная конференция) [Текст]. - Томск - Красноярск,
1999. -75с.
13. Ишутин Я.Н. Лесоводственное обоснование восстановления сосны на гарях в ленточных борах Алтая [Текст]. - Автореферат - Барнаул, 2000.¬25с.
14. Красная книга Алтайского края. Растения [Текст]. - Барнаул: Издательство АГУ, 2006.
15. Красная книга. Редкие, исчезающие растения и животные Бийского района Алтайского края, нуждающиеся в охране [Текст]. - Новосибирск,
2000. -104с.
16. Краснов М.Н. Естественное возобновление сосны в связи с вырубками и пожарами [Текст]. - Москва; Ленинград: Гослесбумиздат, 1950.с.3-97.
17. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов.педагогика [Текст]. - 1989. - №5. - С. 10-14.
18. Крылов Г.В. Леса Западной Сибири [Текст]. - Москва: Издательство АПСССР, 1961.256с.
19. Локк Д. Мысли о воспитании. / Пед. наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. [Текст]. - М., Педагогика, 1989.
20. Матвеев В.А. Агапытова Н.А. Изменение почвенной фауны соснового леса под влиянием лесного пожара [Текст]. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1976.-65с.
21. Молчанова А.А. Влияние леса на окружающую среду [Текст]. - Москва: Наука, 1973.335с.
22. Мелехов И.С. Природа леса и лесные пожары [Текст]. - Москва; Ленинград, Гослесбумиздат, 1948.-303с.
23. Мелехов И.С. Лесоведение [Текст]. - Москва: Лесная
промышленность, 1980.-406с.
24. Месоед И.Ю. К вопросу об установлении наиболее рациональных методов искусственного возобновления сосны в условиях ленточных боров Западно - Сибирского края [Текст]. - Москва; Ленинград, Гослесбумиздат, 1934.-35с.
25. Определитель растений Алтайского края и республики Алтай
[Текст]. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1977.-200с.
26. Парамонов Е.Г., Менжулин И.Д. Лесное хозяйство Алтая [Текст]. - Барнаул, 1977.-372с.
27. Парамонов Е.Г., Ишутин Я.Н. Лесовосстановление на Алтае [Текст]. - Барнаул, 2000.-312с.
28. Парамонов Е.Г., Ишутин Я.Н. Крупные лесные пожары в Алтайском крае [Текст]. - Барнаул, 1999.-193с.
29. Положий А.В. Практическое руководство по гербарному делу [Текст]. - Кемерово, 1998.-35с.
30. Соколова Г.Г. Деградация растительности Алтайского края и проблемы ее охраны [Текст]. Сборник статей ООПТ Алтайского края и сопредельных территорий, IV региональная научно-практическая конференция. - Барнаул, 1999.-66с.
31. Ткаченко М.Е. Крупные лесные пожары [Текст]. - Москва; Ленинград: Гослесбумиздат, 1939.-250с.
32. Трунов М.И. Техногенное загрязнение окружающей среды Бийска [Текст]. Тезисы докладов I Международной конференции - Барнаул, 2001.-
с.37-40.
33. Фуряев В.В. Роль пожаров в процессе лесообразования [Текст]. - Новосибирск, 1996.-97с.
34. Экономическая и социальная география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "География" / А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич ; ред. А. Т. Хрущев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дрофа, 2014. - 607 с. :
35. Диагностические мероприятия по определению уровня
познавательной активности младших школьников [Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные. Режим доступа
https://infourok.ru/diagnosticheskie-meropriyatiya-po-opredeleniyu-urovnya-
poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1499491.html
36. Повышение познавательной активности на уроках географии
[Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные. Режим
gocTynahttp: //открытыйурок.рф/статьи/529729/
37. Способы, методы и приемы активизации познавательной
деятельности учащихся[Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные. Режим gocTynahttps: //studfiles.net/preview/5733985/page: 3/
38. Сущность понятия «познавательная активность» [Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные. Режим доступа
http://studbooks.net/758654/pedagogika/suschnost_ponyatiya_poznavatelnaya_akti
vnost
39. Формирование познавательной активности младших школьников в
процессеобучения[Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные. Режим доступа https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-
nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
40. Экология и экономика природопользования [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Э. В. Гирусов [и др.]; ред. Э. В. Гирусов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон.текстовые дан. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 607 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.