Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к школьному инклюзивному образованию

Работа №98043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ... 7
1.1. Характеристика системы образования 7
1.2. Инклюзивное образование 12
1.3. Международный опыт инклюзивного образования 16
1.4. Школьная готовность детей дошкольного возраста с ОВЗ в
условиях инклюзивного образования 19
1.5. Проблемы инклюзивного образования 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 33
2.1. Исследование готовности учителей к работе в системе
инклюзивного образования 33
2.2. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в изучении подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 38
2.3. Констатирующий эксперимент 41
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 49
3.1. Направление коррекционной работы по формированию школьной
готовности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 49
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального
исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78

После внедрения в систему образования инклюзии, встал вопрос об исследовании готовности к нововведениям всех субъектов образования: учителей, обучающихся их родителей. Эти категории представляют наибольший интерес, поскольку именно их прямое взаимодействие, называемое образовательным процессом, непосредственно влияет на качественные преображения в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Так как целью любого образовательного процесса можно назвать развитие общекультурных, интеллектуальных, творческих и трудовых компетенций общества, то можно утверждать, что система образования заинтересована в наиболее эффективной модели построения этого процесса. В настоящий момент эффективность инклюзии не изучена полностью, поэтому сложно говорить о степени ее применимости во всех массовых образовательных учреждениях. В связи с этим возникает необходимость в изучении интеграции обучающихся с ОВЗ на всех ступенях получения образования. Самая первая ступень - дошкольное образование. Также, изучение школьной готовности у детей с особенностями в развитии позволит в дальнейшем установить, в какой период дошкольного детства лучше начинать формировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. В связи с вышесказанным возрастает актуальность исследования подготовки к школьному инклюзивному образованию в среде дошкольного образования.
Изучению инклюзивного образования уделяется внимание в трудах Л.С. Выготского, Н.М. Назаровой, В.И. Лубовского, Е.А. Ямбурга. Значительный вклад в теорию внесли решения Всемирной конференции по образованию лиц с особыми образовательными потребностями, которая состоялась в городе Саламанка в июне 1994 года. Исследованием инклюзии на практике занимался К.Кениг с помощью создания кэмпхиллского сообщества, целью которого является воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями.
Научные разработки по теме инклюзии можно встретить в материалах Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России». Практические материалы находятся в стадии разработки - как за рубежом, так и в России. Тем не менее, работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе осуществляется в соответствии с имеющимися на сегодняшний день материалами после их адаптации под конкретные возможности каждого ребенка. Вопросы подготовки к школе детей с ОВЗ затрагивают в своих работах Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, С. А. Козлова.
Проблема исследования - необходимость психолого-педагогической подготовки ребенка с ОВЗ к школе для обучения в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования - подготовка детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школьному инклюзивному образованию.
Предмет исследования - особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школьному инклюзивному образованию.
Цель работы - изучение динамики формирования школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста для прогнозирования успешности интеграции в школьной инклюзивной среде.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности инклюзивного образования по материалам научных исследований,
2. Исследовать положение инклюзивного образования в массовых школах г. Екатеринбурга путем проведения эксперимента и выявить проблемы на основе полученных результатов,
3. Проанализировать особенности в развитии детей с ОВЗ, препятствующие формированию школьной готовности,
4. Подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента; обозначить направления, содержание и форму коррекционной работы,
5. Изучить особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школьному инклюзивному образованию.
Методы исследования, определенные в соответствии с целью и задачами:
• анализ нормативно-правовой базы;
• изучение научной литературы;
• обобщение практического опыта отечественных и зарубежных
исследователей через изучение научно-практических работ,
• наблюдение за свободной деятельностью воспитанников детского
сада,
• беседа с педагогами дошкольной организации,
• проведение эксперимента на основе выбранных методик,
• анализ результатов исследования,
• практическая (коррекционная) работа по подготовке детей с ОВЗ к обучению в условиях инклюзивного образования,
• прогнозирование динамики психолого-педагогического развития детей.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 369» г. Екатеринбурга.
Структура исследования: 3 главы, заключение, список литературы, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы были изучены особенности инклюзивного образования. Основными материалами для этого послужили Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», материалы научно­практической конференции 2013 года по вопросам методологии, практики и технологий инклюзивного образования. Также было исследовано положение инклюзивного образования в массовых школах г. Екатеринбурга, с опорой на полученные данные удалось выявить главную проблему - психологическую и методическую неготовность педагогов в новой системе.
Далее, при помощи литературы были проанализированы особенности в развитии детей с ОВЗ, которые препятствуют формированию школьной готовности в установленные возрастной нормой сроки. Это позволило подобрать и адаптировать методики для проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента. С целью более продуктивного и глубокого исследования проблемы, нами было решено обследовать часть старшей группы детского сада компенсирующего вида №369 для детей с нарушениями зрения. Эксперимент выявил, что у большей части обследуемых воспитанников недостаточно сформирована ориентировка в школьных понятиях. Также, в силу имеющихся нарушений речи, у трети детей (33,3% - 2 ребенка) был отмечен низкий уровень речевого развития. С помощью методики цветных прогрессивных матриц Равена удалось отметить трудности в осуществлении некоторых мыслительных операций и небольшое запаздывание развития абстрактно-логического мышления.
Так как теоретическая база по подготовке детей 5-6 лет к школе не до конца сформирована, мы посчитали более уместным ориентироваться в своей деятельности на методическую. Взяв за основу программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л. И. Плаксиной, получилось обозначить направления, содержания и формы коррекционной работы. Далее была разработана и реализована система коррекционных занятий, ставшая дополнением к образовательному процессу в группе.
Посредством наблюдения, практической деятельности, беседы с педагогами учреждения и других методов удалось изучить особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школьному инклюзивному образованию.
Проведенная работа показала, что при внедрении в систему коррекционных мероприятий в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ дополнительных развивающих занятий, можно способствовать более эффективной подготовке к обучению в школе. В приложение к работе нами была получена статистика поступления детей с нарушениями зрения, окончивших обучение в детском саду в 2017 году и поступивших в 1 класс. Анализ данных позволяет предположить, что, дети старшего дошкольного возраста, получающие дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДОО и утвержденными руководством ДОО образовательными программами, получают в детских садах компенсирующего вида все необходимые знания, умения и навыки, которые нужны для формирования школьной зрелости. К завершению обучения в ДОО, воспитанники смогут успешно интегрироваться в 1 классе массовой школы и будут эффективно использовать все условия, создаваемые в инклюзивном классе для детей с ОВЗ. Тем не менее, продолжая проводить дополнительные занятия, можно добиться того, что к моменту поступления в 1 класс общеобразовательной школы дети эффективнее и быстрее смогут интегрироваться в классе с нормально развивающимися сверстниками.
Таким образом, все задачи исследования были выполнены, цель достигнута.


1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений
образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психолого­педагогические основы инклюзивного образования: коллективная
монография / под ред. С. В. Алехиной. - М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. - 334 с.
2. Ардзинба, В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] / В. А. Ардзинба // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - URL
: http: //www.psyj ournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Ardzinba.shtml (дата обращения: 26.04.2017)
3. Бахарев, А.В. Инклюзивное образование: психолого­
педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями [Текст] /
A. В. Бахарев // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2014. - №11.-С. 1143-1146.
4. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова - М. : Академия, 2002. -203 с.
5. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров . - 2­е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
6. Бондарева, Е. Н. Подбор и адаптация учебных материалов для
процесса инклюзивного образования [Текст] / Е. Н. Бондарева,
B. Н.Рослякова, Т. Ю. Хотылева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 128-131.
7. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова ; под ред.
B. В. Слободчикова. - Томск: Пеленг, 1992.- 43 с.
8. Бурмистрова, Е. В. Развитие профессиональной позиции педагогов в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Бурмистрова, Л. И. Федорова; под ред. С. В. Алехиной // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. - М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. - 334 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 280 с.
10. Выготский, JI.C. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М. : Педагогика, 1991.-479с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - С. 52.
12. Жаворонков, Р. Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2012 г. [Текст] / Р. Н. Жаворонков // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.-
C. 17-20.
13. Инклюзивное образование в Казахстане [Электронный ресурс] // Национальный отчет по развитию образования Республики Казахстан (Министерство образования и Науки Республики Казахстан, 2008г). URL :http://www.inclusion.kz/ru/whatistheinclusion/localexperience (дата обращения 16.03.2017)
14. Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст] : материалы международной научно-практической конференции, 20­22 июня 2011 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2011.- 244 с.
15. Ковалева, М. В. Организация инклюзивной практики в
дошкольном учреждении комбинированного вида [Текст] / М. В. Ковалева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г.,
Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГ1П1У, 2013.- С. 89-91...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ