Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приёмы и методы личностно ориентированного развития младших школьников

Работа №97998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общее понятие о личности 6
1.2. Особенности личностного развития младших школьников 12
1.3. Личностно - ориентированный подход в обучении младших
школьников 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и методики изучения личности младших школьников 31
2.2. Диагностика личностных качеств учащихся 1 классов МАОУ ПГО
«СОШ - Лицей № 4 «Интеллект» г. Полевского 39
2.3 Оптимизация личностного развития младших школьников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Каждая личность формируется как в соответствии с врождёнными качествами и способностями, так и при приобретении социального опыта.
Если мы говорим о младшем школьнике, то говорим о ребенке в возрасте 6-10 лет. Такого рода возраст именуют вершиной детства. Ребенок сохраняет большое количество детских качеств - беспечность, простота, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако у него уже возникает другая закономерность мышления. Учение для него - важная деятельность. В школе он обретает не только новые познания и умения, но и определенный общественный статус. Изменяется круг интересов, ценности ребенка, весь порядок его жизни.
Младший школьный возраст - старт школьной жизни. Вступая в него, дошкольник обретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. В течение данного этапа у детей формируется абстрактное понимание, он приобретает новые знания, умения, навыки, формирует нужную основу для всего своего дальнейшего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не ограничивается, от её результативности непосредственно зависит формирование личности младшего школьника. Школьная успеваемость является главным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и ровесников. Положение отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности [10].
Создаётся мировоззрение ребенка, формируется область нравственных, идеологических взглядов и понятий. Обогащается мир его эмоций, художественных переживаний, обширнее становится спектр его увлечений: трудовые, художественные, спорт.
Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно значимы при этом те непосредственные взаимоотношения, в которые вступает дошкольник с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе - в каждой группе либо коллективе, членом которого он является.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что немаловажно исследовать развитие личности младшего школьника в процессе обучения. Важно для его оптимизации, диагностики и корректировки возникающих в этом возрасте нарушений.
Теоретические основы исследования составляют труды ученых по проблемам развития личности (К.А. Абульханова, К.Р. Агаронян, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Бульгина), о возрастных и индивидуально - личностных свойствах формирования младших школьников (А.В. Мудрика, Н.М. Платоновой, М.И. Рожкова, Д.И. Фельдштейн и т.д.), о воздействии педагогического коллектива и семьи на формирование личности младшего школьника (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, Н.М. Амосов).
Объект исследования: учебный и воспитательный процесс, направленный на развитие личности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: личностно ориентированное обучение, способствующее благоприятному развитию личности детей.
Цель работы: изучить особенности развития личности младшего школьника и определить методы и приёмы личностно ориентированного формирования личности младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности.
2. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей индивидуального развития детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической литературе.
3. Представить возрастную характеристику детей младшего школьного возраста и определить причины и условия, влияющие на личностное развитие младшего школьника.
4. Подобрать систему методов и приёмов, направленных на развитие личности младших школьников в процессе организации учебной деятельности.
5. Показать возможности организаций условий для личностного развития младшего школьника.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение, обобщение, анализ и синтез психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: наблюдение (фиксирование каких-либо явлений), тестирование, анкетирование (опрос по нужной проблеме), наблюдение, анализ исследований.
База исследований: МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа - лицей № 4 «Интеллект» города Полевского, параллель первых классов (68 обучающихся).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-экономические условия формирования общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - формирование личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди условий, характеризующих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно - ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.
В настоящее время система традиционного обучения младших школьников всё чаще указывает на свою несостоятельность. По этой причине, переход к личностно-ориентированному обучению в начальной школе, как к более результативному и современному, становится актуальным в наши дни. Именно личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные характерные черты, склонности, возможности, ценностные ориентиры, интересы и индивидуальный навык, даёт возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности.
Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы, практического опыта работы школы позволили сделать следующие выводы:
• образовательный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на расширение, формирование, развитие устремлений детей.
• личностно-ориентированное обучение - это не просто создание учителем доброжелательной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъектному опыту учащихся, как опыту их собственной жизнедеятельности.
В обучении значительно меняется подход к организации традиционных форм деятельности на уроке (индивидуальной, групповой, коллективной). Младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте необходимо создать условия, способствующие обогащению индивидуального навыка, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника [5050].
В условиях личностно-ориентированного обучения сознательно меняется позиция ученика, значительное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей учебной деятельности. Ученик не легкомысленно принимает готовые знания, а активно участвует в каждом шаге собственного обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, устанавливает причины ошибок и т.д.
Позиция учителя основывается на уважительном отношении к ребенку как к равноправному партнеру, признании уникальности и неповторимости его личности, учете индивидуальных особенностей обучающегося, организации активной совместной и самостоятельной работы учащихся.
В современных условиях становления российского образования к педагогу предъявляются требования с позиции компетентностного подхода. В структуре компетенций учителя диагностический компонент занимает определяющий уровень. Учитель обязан владеть навыками познания себя и тех, c кем непосредственно осуществляется профессиональная деятельность - ученики, родители учеников.
Учитель младших классов постоянно занимал особенное положение в школьной жизни. Он вводит ребенка в школу, задает траекторию его становления. Понимание и признание за каждым ребенком индивидуальности требует особого уровня профессиональной компетентности. Более значимыми вопросами для педагога должны являться следующие: на чем основана индивидуальная работа c ребенком, какие объективные данные необходимы для определения траектории его развития. Решение этих вопросов на современном научном уровне обязано строиться исходя из результатов психолого-педагогической диагностики. Современный учитель младших классов должен быть грамотным пользователем диагностического инструментария.
Образовательное учреждение предъявляет к педагогу требования более высокого порядка, чем просто выдача учебного материала. Современный педагог - это педагог-исследователь, который самостоятельно выстраивает траекторию не только собственного профессионального становления, но и траекторию взаимодействия с каждым классом, каждым учеником.
Современный выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование», в соответствии со ФГОС ВПО, обязан уметь решать следующие профессиональные задачи:
• в области педагогической деятельности изучать потребности, возможности, достижения обучающихся, и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
• в области культурно-просветительской деятельности изучение, формирование и реализация потребностей детей;
• в области научно-исследовательской деятельности проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
Педагогу следует не только понимать особенности возраста, но и вместе с этим уметь корректно оценивать индивидуальные особенности детей. Закладывая базу образовательных потребностей, педагогу необходимо внимательно анализировать мотивационную сферу.



1. Амосов, Н.М., Никитина, Л.А., Воронцов, Д.Д. Страна детства [Текст] Сборник / Н.М. Амосов. - М.: Знание, 1990. - 288 с.
2. Амонашвилли Ш.А. Размышление о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвилли. - М., Издательский дом Шалвы Амонашвилли, 1995. - 496 с.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование [Текст] Сборник / А.Анастсзи. - СПб.: 2007. - 688с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Антропова, М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1983г. - 256 с.
6. Ахметдинова Т.Р. Индивидуальное развитие первоклассника в процессе творческой деятельности на уроке [Текст] / Т.Р. Ахметдинова. // Журнал «Начальная школа». 2014. - № 5 - с 61.
7. Баженова И.Н. Педагогический поиск [Текст] / И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. - 544 с.
8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г.Богданова. - М., 1994.
9. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев. - СПб.: Речь, 2004. - 440с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 400 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна 2-е изд. [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 352 с.
13. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Б81 Основы психологии и педагогики. Курс лекций. 3-е изд. [Текст] / Е.И.Бондарчук. - стереотип.К.: МАУП, 2002. - 168 с
14. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
15. Братуся Б.С. Общая психология. Том 1. [Текст] / Б.С. Братуся. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
16. Васильева З.И., Ахаян Т.В., Казакина М.Г., Радионова Н.Ф. Изучение личности школьника учителем [Текст] / З.И. Васильева. - М., 1991. - 136 с.
17. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с.
18. Витушкина Э.В. Роль учителя в формирование самооценки у младшего школьника [Текст] / Э.В. Витушкина. // Журнал «Начальная школа». 2014. № 4, с 31.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
20. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
21. Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8 лет [Текст] / М.Р. Гинзбург. // В кн.: Особенности психического развития детей 6-8¬летнего возраста. - М., 1988г.
22. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу [Текст] / Н.И. Гуткина. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4(5) с. 16.
23. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1993.
24. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.В. Давыдов. // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - 288 с.
25. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. - М., 1998.
26. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке [Текст] / Е.В. Землянская. // Журнал «Начальная школа». 2008. №1 с 16.
27. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе [Текст] / В.Г. Казанская. - СПб.: КАРО, 2004. - 208 с.
28. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
29. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников [Текст] / Г.В. Кухтерина. // Учебное пособие. Тюмень, 2014. - 180 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
31. Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике [Текст] / ред. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
32. Мухина B.C. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2000.
33. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. // Учебник для
студентов высших учебных заведений: Кн. 3. Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
34. Немов Р.С. Психология. Кн.1. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
35. Петровский А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. // Учебник для студентов педагогических институтов, 2-е изд. - М. 1976 г. - 479 с.
36. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /
A. В. Петровский. // Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
37. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология [Текст] / К.К. Платонов. - М. «Высшая школа» 1973. - 256 с.
38. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
39. Психологические тесты для школьников [электронный ресурс] /
URL: http://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/for-schoolchild.Ссылки
должны быть не действующие!
40. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-
ориентированного урока [Текст] / Н.А. Разина. // Завуч. № 3. 2004.
41. Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост [Текст] / Р. Фрейджер. - СПб, 2002. - 690 с.
42. Сериков В.В. Личностно - ориентированное образование [Текст] /
B. В. Сериков. // Педагогика, 1994, №5 с.16.
43. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем [Текст] / В.В. Сериков. - М: 1999. - 272 с.
44. Сластенин В.А, Колесникова И.А Диагностическая деятельность педагога [Текст] / В.А. Сластелин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
45. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников [Текст] / А.А. Сокинина. // Журнал «Начальная школа». 2013, № 6. с 50
46. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст] / Н.Ф. талызина. // Учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Текст] - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2017. - 47 с.
49. Цукерман Г.Л. Школьные трудности благополучных детей [Текст] / Г.Л. Цукерман. - М.: Знание, 1989. - 188 с.
50. Эльконин Д.Б, Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 - 7 - летнего возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1988. - 140 с.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.
52. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М. 1996. - 96 с.
53. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская. // Директор школы.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ