ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его
значение для жизнедеятельности человека 7
1.2. Возможные опасности окружающей среды для детей
дошкольного возраста и проблемы их преодоления 13
1.3. Формы и методы работы с дошкольниками по
формированию основ безопасного поведения 15
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста 19
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей
компонентов безопасного поведения 19
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию у
детей основ безопасного поведения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Актуальность исследования. Дети являются незащищённой частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
В современном обществе большое наличие примеров негативного образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Вопросами о безопасности детей занимались в своё время многие ученые нашей Родины. В работах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина описано огромное количество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизнедеятельности юного населения планеты. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие [1].
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни [4]. Многие правила поведения возникли ещё в доисторический период, когда люди пытались защититься от диких животных, природных катаклизмов. С течением времени изменялись условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности человека. Теперь они связаны с интенсивным движением разного транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники [5]. Мы все пытаемся уберечь детей от опасности и часто задаём себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения, не запугивая и не делая из ребёнка неврастеника.
Работая в детском саду, с каждым годом замечаешь, что большинство детей стало несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, или наоборот дети подходят, не боясь к посторонним людям, готовые рассказать им свой адрес, убегают от родителей, включают все электроприборы. Не случайно, что именно сейчас, в век информационных технологий, многие коллективы ДОУ стали искать новые возможности для успешной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них [9].
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- анализ научной и методической литературы по изучению проблем приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения;
- разработать планирование НОД по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе;
- провести опытно-поисковую работу по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
Теоретической основой исследования являются:
- идеи становления личности с позиции формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И. Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы, посвященные психологическим аспектам проблемы безопасности жизнедеятельности личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти);
- научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.);
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры безопасности (Л.П. Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б. Мишин, А. Смирнов и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы, публикаций по теме исследования;
- изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;
- педагогическое наблюдение и педагогическая диагностика.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения и использовании данных материалов в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», город Красноуфимск, улица Механизаторов, 24. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура ВКР
Данная исследовательская работа включает в себя:
- введение (цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, теоретические основы исследования);
- первая глава «Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально - педагогическая проблема»;
- вторая глава «Опытно - поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста».
- заключение (итог исследовательской работы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации);
- список литературы;
- приложения.
Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было - изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:
1. Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека;
2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях;
3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации;
4. Ценностно-мотивационный компонент - осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
5. Рефлексивный компонент - умение найти ошибки в поведении ребенка.
И поэтому вторым этапом стало, выявление уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников. Используя инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» была проведена опытно-поисковая работа на базе МАДОУ детский сад 17, г. Красноуфимска с детьми старшей группы.
Третьим этапом была разработка планирования по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечает современным требованиям и задачам по формированию безопасного поведения детей; обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Всё это привело к следующим результатам:
- Мои дети знают и объясняют, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
- Они понимают, человек - тоже дитя природы и поэтому нужно любить и беречь дом, где ты живешь.
- Знают и соблюдают правила безопасности дома. Умеют выделить предметы домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности.
- У детей формируется навык сознательной заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомы с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи, и применяют на практике при проведении развлечений, конкурсов.
- Дети знают способы выхода из конфликтных ситуаций, стараются не доводить до их силового решения. Поэтому наша группа очень дружная.
- Дети знают и соблюдают правила поведения на улицах города, правила дорожного движения.
- У родителей повысилась компетентность в вопросах детской безопасности.
- Помогают ребенку самому организовывать собственное безопасное существование, без запугивания.
- Осознали, что обучение азам безопасности должно быть постепенным, поэтапным и во многом ситуативным: учить тому, что важно именно в данный момент, обсуждать недавние ситуации и на их примере прививать нужные знания.
- Уяснили, что их ребенок уникален и именно он сам по себе - главный показатель собственных возможностей.
- С целью повышения педагогического опыта и внедрения в образовательный процесс современных технологий участвовала в интернет - олимпиаде «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах».
Подводя итог работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 с.
2. Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей [Текст] : первые шаги к
самостоятельности : альбом-задачник : 1-й кл. / Л. П. Анастасова, Н. В.
Иванова, П. В. Ижевский. - М. : Вентана-граф, 1996. - 64 с.
3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
4. Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] : метод. пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. - М. : ВЛАДОС : Золотые уроки России, 2003 . - 271 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: методика обучения, основы национальной безопасности, основы медицинских знаний [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Оренбург. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Акимова [и др.]. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. - 204 с.
6. Белая, Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей / К. Ю. Белая, В. Н Зимонина. - М. : Просвещение, 2006. - 94 с.
7. Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ [Текст] / В. А. Болотов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 2. - С. 3-5.
8. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи [Текст] / П. Вацлавик ; пер. с англ. О. В. Захаровой. - М. : Прогресс, 1990. - 160 с.
9. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, К. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
10. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж : Лакоценин С. С., 2008. - 128 с.
11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики [Текст] : учеб. пособие / В. И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 154 с.
13. Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 3.00.08 / Т. Ю. Давыдова. - Тула, 1999. - 208 с.
14. Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир. Как знакомить малышей с природой [Текст] / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №
2. - С. 91-100.
15. Детство [Текст] : программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Акцидент, 1997. - 224 с.
16. Дыбина, О. В. Рукотворный мир [Текст] : сценарии игр-занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. - М. : Сфера, 2000. - 91 с.
17. Захарова, Л. М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.- метод. пособие / Л. М. Захарова. - Ульяновск : УлГПУ, 2007. - 45 с.
18. Захарова, Т. А. Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности [Текст] / Т. А. Захарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 2. - С. 18-23.
19. Ильчиков, М. З. Социология воспитания [Текст] : монография / М.
3. Ильчиков, Б. А. Смирнов. - М. : [б. и.], 1996. - 114 с.
20. Истоки [Текст] : базис. программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М. : Карапуз, 2001. - 303 с.
21. Калашникова, М. Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде [Текст] / М. Б. Калашникова // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 108-116.
22. Кобитина, И. И. Дошкольникам о технике [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / И. И. Кобитина. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с.
23. Ковальковская, Н. Как должна быть организована жизнь ребенка [Текст] / Н. Ковальковская // В помощь просвещенцу. - 1923. - Вып.З. - С. 29-30.
24. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Академия, 1999. - 159 с,
25. Козлова, С. А. Я - человек [Электронный ресурс] : программа приобщения ребенка к социал. миру / С. А. Козлова. - URL : http://ds25.ucoz.ru/load/2-1-0-5(дата обращения: 21.02.2017).
26. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004, - № 5. - С. 8-28.
27. Краснопольский, Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Э. Краснопольский // Вестник просвещения. - 1925. - № 10. - С. 31-38.
28. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности школьника [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. - С. 13-16.
29. Мошковская, Э. Мои помощники [Текст] / Э. Мошковская // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 64-72.
30. О новых актуальных программах по дошкольному образованию [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 4-11.
31. Парамонова, Л. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. ДОУ [Текст] / Л. Парамонова Т Алиева // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 27-31.
32. Петрова, Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ [Текст] / Е. Н. Петухова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 26-32.
33. Плющ, И. В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства [Электронный ресурс] / И. В. Плющ, Н. А. Склянова, Н. Н. Шелегин // Сибирский учитель. - 2001. - № 1. - С. 13-19. - URL : http://www.sibuch.ru/node/679(дата обращения: 11.02. 2017).
34. Приземина, Т. А. Обучение основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Т. А. Приземина, И. Ю. Родоманова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 2. - С. 66-71.
35. Прилепко, Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности [Текст] / Е. Прилепко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 39-44.
36. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 285 с.
37. Талызина, Н.Ф . Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. образования / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
38. Тимофеева, Л. Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников [Текст] / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 10. - С. 6-11.
39. Тимофеева, Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности [Текст] / Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 4. - С. 74-84.
40. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2010. - С. 4-11.
41. Федяевская, В. М. За безопасность детей на улице [Текст] : пособие для врачей и воспитателей дет. садов и дошкол. дет. домов / В. М.
Федяевская. - М. : Ин-т санитар. просвещения, 1952. - 48 с.
42. Чурилова, И. Ю. Огонь - друг, огонь - враг [Электронный ресурс] / И. Ю. Чурилова, - URL : http://portal2011.com/ogon-drug-ogon-vrag/(дата обращения: 11.04.2017).
43. Шарова, О. Г. Основы пожаробезопасного поведения [Текст] : учеб. пособие / О. Е. Шарова. - СПб. : Петро-РИФ, 1997. - 95 с.
44. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Книголюб, 2003. - 80 с.
45. Шурмелева, О. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения [Текст] : планирование работы / О. В. Шурмелева // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 26-29.