Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его
значение для жизнедеятельности человека 7
1.2. Возможные опасности окружающей среды для детей
дошкольного возраста и проблемы их преодоления 13
1.3. Формы и методы работы с дошкольниками по
формированию основ безопасного поведения 15
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста 19
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей
компонентов безопасного поведения 19
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию у
детей основ безопасного поведения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его
значение для жизнедеятельности человека 7
1.2. Возможные опасности окружающей среды для детей
дошкольного возраста и проблемы их преодоления 13
1.3. Формы и методы работы с дошкольниками по
формированию основ безопасного поведения 15
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста 19
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей
компонентов безопасного поведения 19
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию у
детей основ безопасного поведения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Актуальность исследования. Дети являются незащищённой частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
В современном обществе большое наличие примеров негативного образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Вопросами о безопасности детей занимались в своё время многие ученые нашей Родины. В работах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина описано огромное количество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизнедеятельности юного населения планеты. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие [1].
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни [4]. Многие правила поведения возникли ещё в доисторический период, когда люди пытались защититься от диких животных, природных катаклизмов. С течением времени изменялись условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности человека. Теперь они связаны с интенсивным движением разного транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники [5]. Мы все пытаемся уберечь детей от опасности и часто задаём себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения, не запугивая и не делая из ребёнка неврастеника.
Работая в детском саду, с каждым годом замечаешь, что большинство детей стало несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, или наоборот дети подходят, не боясь к посторонним людям, готовые рассказать им свой адрес, убегают от родителей, включают все электроприборы. Не случайно, что именно сейчас, в век информационных технологий, многие коллективы ДОУ стали искать новые возможности для успешной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них [9].
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- анализ научной и методической литературы по изучению проблем приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения;
- разработать планирование НОД по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе;
- провести опытно-поисковую работу по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
Теоретической основой исследования являются:
- идеи становления личности с позиции формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И. Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы, посвященные психологическим аспектам проблемы безопасности жизнедеятельности личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти);
- научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.);
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры безопасности (Л.П. Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б. Мишин, А. Смирнов и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы, публикаций по теме исследования;
- изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;
- педагогическое наблюдение и педагогическая диагностика.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения и использовании данных материалов в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», город Красноуфимск, улица Механизаторов, 24. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура ВКР
Данная исследовательская работа включает в себя:
- введение (цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, теоретические основы исследования);
- первая глава «Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально - педагогическая проблема»;
- вторая глава «Опытно - поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста».
- заключение (итог исследовательской работы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации);
- список литературы;
- приложения.
В современном обществе большое наличие примеров негативного образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Вопросами о безопасности детей занимались в своё время многие ученые нашей Родины. В работах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина описано огромное количество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизнедеятельности юного населения планеты. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие [1].
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни [4]. Многие правила поведения возникли ещё в доисторический период, когда люди пытались защититься от диких животных, природных катаклизмов. С течением времени изменялись условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности человека. Теперь они связаны с интенсивным движением разного транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники [5]. Мы все пытаемся уберечь детей от опасности и часто задаём себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения, не запугивая и не делая из ребёнка неврастеника.
Работая в детском саду, с каждым годом замечаешь, что большинство детей стало несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, или наоборот дети подходят, не боясь к посторонним людям, готовые рассказать им свой адрес, убегают от родителей, включают все электроприборы. Не случайно, что именно сейчас, в век информационных технологий, многие коллективы ДОУ стали искать новые возможности для успешной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них [9].
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- анализ научной и методической литературы по изучению проблем приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения;
- разработать планирование НОД по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе;
- провести опытно-поисковую работу по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
Теоретической основой исследования являются:
- идеи становления личности с позиции формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И. Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы, посвященные психологическим аспектам проблемы безопасности жизнедеятельности личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти);
- научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.);
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры безопасности (Л.П. Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б. Мишин, А. Смирнов и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы, публикаций по теме исследования;
- изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;
- педагогическое наблюдение и педагогическая диагностика.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения и использовании данных материалов в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», город Красноуфимск, улица Механизаторов, 24. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура ВКР
Данная исследовательская работа включает в себя:
- введение (цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, теоретические основы исследования);
- первая глава «Формирование модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста как социально - педагогическая проблема»;
- вторая глава «Опытно - поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста».
- заключение (итог исследовательской работы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации);
- список литературы;
- приложения.
Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было - изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:
1. Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека;
2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях;
3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации;
4. Ценностно-мотивационный компонент - осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
5. Рефлексивный компонент - умение найти ошибки в поведении ребенка.
И поэтому вторым этапом стало, выявление уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников. Используя инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» была проведена опытно-поисковая работа на базе МАДОУ детский сад 17, г. Красноуфимска с детьми старшей группы.
Третьим этапом была разработка планирования по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечает современным требованиям и задачам по формированию безопасного поведения детей; обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Всё это привело к следующим результатам:
- Мои дети знают и объясняют, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
- Они понимают, человек - тоже дитя природы и поэтому нужно любить и беречь дом, где ты живешь.
- Знают и соблюдают правила безопасности дома. Умеют выделить предметы домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности.
- У детей формируется навык сознательной заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомы с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи, и применяют на практике при проведении развлечений, конкурсов.
- Дети знают способы выхода из конфликтных ситуаций, стараются не доводить до их силового решения. Поэтому наша группа очень дружная.
- Дети знают и соблюдают правила поведения на улицах города, правила дорожного движения.
- У родителей повысилась компетентность в вопросах детской безопасности.
- Помогают ребенку самому организовывать собственное безопасное существование, без запугивания.
- Осознали, что обучение азам безопасности должно быть постепенным, поэтапным и во многом ситуативным: учить тому, что важно именно в данный момент, обсуждать недавние ситуации и на их примере прививать нужные знания.
- Уяснили, что их ребенок уникален и именно он сам по себе - главный показатель собственных возможностей.
- С целью повышения педагогического опыта и внедрения в образовательный процесс современных технологий участвовала в интернет - олимпиаде «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах».
Подводя итог работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи.
Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было - изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка выделяют следующие ключевые компоненты:
1. Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека;
2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях;
3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации;
4. Ценностно-мотивационный компонент - осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
5. Рефлексивный компонент - умение найти ошибки в поведении ребенка.
И поэтому вторым этапом стало, выявление уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников. Используя инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» была проведена опытно-поисковая работа на базе МАДОУ детский сад 17, г. Красноуфимска с детьми старшей группы.
Третьим этапом была разработка планирования по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечает современным требованиям и задачам по формированию безопасного поведения детей; обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Всё это привело к следующим результатам:
- Мои дети знают и объясняют, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
- Они понимают, человек - тоже дитя природы и поэтому нужно любить и беречь дом, где ты живешь.
- Знают и соблюдают правила безопасности дома. Умеют выделить предметы домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности.
- У детей формируется навык сознательной заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомы с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи, и применяют на практике при проведении развлечений, конкурсов.
- Дети знают способы выхода из конфликтных ситуаций, стараются не доводить до их силового решения. Поэтому наша группа очень дружная.
- Дети знают и соблюдают правила поведения на улицах города, правила дорожного движения.
- У родителей повысилась компетентность в вопросах детской безопасности.
- Помогают ребенку самому организовывать собственное безопасное существование, без запугивания.
- Осознали, что обучение азам безопасности должно быть постепенным, поэтапным и во многом ситуативным: учить тому, что важно именно в данный момент, обсуждать недавние ситуации и на их примере прививать нужные знания.
- Уяснили, что их ребенок уникален и именно он сам по себе - главный показатель собственных возможностей.
- С целью повышения педагогического опыта и внедрения в образовательный процесс современных технологий участвовала в интернет - олимпиаде «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах».
Подводя итог работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи.



