Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование адекватных эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе реализации олигофренопедагогом коррекционно-развивающего курса

Работа №97961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОНТОГЕНЕЗЕ И С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ... 7
1.1. Понятие «эмоциональные проявления» как научный феномен 7
1.2. Характеристика эмоциональных проявлений у обучающихся в
онтогенезе 10
1.3. Психолого - педагогическая характеристика и особенности
эмоциональных проявлений у обучающихся с умственной отсталостью 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 22
2.2. Методы и методики, направленные на выявление особенностей
эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью 27
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей эмоциональных проявлений
в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В
ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 53
3.1. Проект программа коррекционно-развивающего курса по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся
с умеренной умственной отсталостью 53
3.2. Внедрение проекта программы коррекционно-развивающего курса
по выявлению сформированности эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью и анализ ее эффективности 64
3.3. Методические рекомендации по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема изучения особенностей эмоциональных проявлений у обучающихся с умственной отсталостью на всех этапах развития всегда была актуальна для олигофренопедагогики. Знание сущности эмоций в онтогенезе и их особенностей при дизонтогенетическом развитии дают возможность педагогам - дефектологам эффективно осуществлять коррекционно - развивающую деятельность.
Проблема исследования заключается в формировании адекватных эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью и составлением коррекционо-развивающего курса.
Эмоциональная сфера - это многогранное образование, которое включает разнообразные эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные состояния, эмоциональные устойчивые отношения (чувства). Акцентуированная выраженность эмоциональных свойств личности позволяет говорить об эмоциональных типах личности, каждая из которых имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.
Особенности эмоциональной сферы у обучающихся с умственной отсталостью рассмотрены в трудах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн, Г. Е. Сухаревой, Ж. И. Шиф и др.
Актуальность исследования Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития [40, с. 169].
Объект исследования - эмоциональные проявления в поведении у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс формирования эмоциональных проявлений в поведении у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в процессе реализации проект программы коррекционно­развивающего курса по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью «Эмоции».
Цель исследования - изучение эмоциональных проявлений в поведении у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, составление коррекционно-развивающего курса и анализ его эффективности.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования адекватных эмоциональных проявлений в поведении у обучающихся в онтогенезе и с умеренной умственной отсталостью;
2) проанализировать результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
3) составление, внедрение и апробация проекта программы коррекционно-развивающего курса по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
4) определить методические рекомендации по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами, подчеркивает важность их изучения, особенно у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У обучающегося с умеренной умственной отсталостью наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств, обучающихся с умственной отсталостью, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были достигнуты все поставленные цели и решены все задачи.
В ходе анализа литературы по данной проблеме было выявлено, что развитие эмоциональных проявлений обучающегося с умеренной умственной отсталостью подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью характеризуются разнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций, в том числе и эмоциональной сферы.
Процесс развития эмоциональных проявлений в образовательных условиях у обучающегося с умеренной умственной отсталостью не носит стихийный характер. Он зависит от характера обучения и воспитания, предполагающее усвоение, обучающимся норм человеческого общения, приобретение индивидуально - практического опыта, целенаправленно организуемое в систематическом педагогическом процессе.
В работе рассмотрены и проведены методики, которые, наиболее подходят для изучения особенностей эмоциональных проявлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Разработан и внедрен коррекционно-развивающий курс «Эмоции». Содержание курса ориентировано на коррекцию и развитие эмоциональной сферы, способствующие максимально возможной социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Так же в структуре проведения занятий в рамках данного курса предполагается ориентир и на развитие личности, формирование общей культуры, которая соответствующей общепринятым нравственным и социокультурными ценностями. У обучающихся необходимо формировать навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни, которые помогут достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности.
По результатам реализации коррекционно-развивающего курса проведено повторное обследование обучающихся. У обучающихся отмечен рост зрелости уровня эмоциональных проявлений, у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Можно сделать вывод об эффективности внедрения коррекционно-развивающий курс «Эмоции».
С целью поддержания достигнутого уровня эмоциональных проявлений, а также для коррекции эмоциональных проявлений, предложены методические рекомендации формирования эмоциональных проявлений в поведении.
Методические рекомендации по формированию эмоциональных проявлений в поведении обучающихся с умеренной умственной отсталостью строятся на основных методах коррекции эмоциональных проявлений обучающегося: игротерапия (директивная и недирективная игротерапия), арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия) и сказкотерапия.
Кратко проанализировав представленные методы коррекции эмоциональных проявлений обучающегося, можно сделать вывод, что с помощью представленных методов и методик для коррекции эмоциональных проявлений у обучающихся с умственной, возможно, добиться успешной коррекции у обучающихся с умственной. Так же поможет обучающемуся осознать себя, свои чувства; с их помощью развивается способность выражать социально одобряемым способом свое отношение к окружающему миру; развивается уверенность в себе.
Таким образом, в результате проведенного исследования были достигнуты все поставленные цели и решены все задачи.


1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов [Текст] / В. М. Блейхер, С. Н. Боков, И. В. Крук. — М. : Издательство Московского психолого - социального института, 2002. - 512 с.
2. Блюмина М. Г. Клиника и этиология умственной отсталости [Текст] : Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя // Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.
3. Бурменская, Г. В. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] : Педагогика / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 123 с.
5. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» [Электронный ресурс]. - URL : https://rg.ru/2013/07/18/sverdlovsk-zakon78-reg-dok.html (дата обращения: 01.05.2017)
6. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939.
7. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] : учебн. пособие для вузов / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 347 с.
8. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард ; перевод с англ. - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2007 - 784 с.
11. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
12. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] /
B. В. Ковалев - М. : Медицина, 1979. - 608 с.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. — М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
14. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой,
C. А. Козловой. - М. : Леабешха, 2003. - 168 с.
15. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М. : Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ