Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций

Работа №8080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115стр.
Год сдачи2006
Стоимость3500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
764
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………................................1

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через использование воспитывающих ситуаций…………………………………………………………….....6
1.1 Понятие и виды самооценки……………………………………...6
1.2 Источники формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..17
1.3 Сущность метода воспитывающих ситуаций…………………...30

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций................................................................................................48
2.1 Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников (констатирующий эксперимент)………………………48
2.2 Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки (формирующий эксперимент)…………………………………………………………..60
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций (контрольный эксперимент)…………………………………………71
Заключение…………………………………………………………..80
Список литературы…………………………………………............90
Приложение………………………………………………………….96


В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется как стержень процесса самосознания (Н.А.Батурин, Л.И.Божович, С.А. Будасси, Е.А.Залучинова, О.Н.Молчанова, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, Е.О.Федотова, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К.А.Абульханова, Е.П.Авдуевская, Б.Г.Ананьев, С.А.Баклушинский, Л.В.Бороздина, А.В.Бояринцева, О.В.Дашкевич, И.С.Кон, В.Н.Куницина, А.Л.Шнирман). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И.Божович, А.И.Липкиной, Е.И.Савонько.
Самооценку детей младшего школьного возраста изучали И.В.Дубровина, А.В.Захарова, Л.Г.Подоляк, В.М.Сивельников, С.М.Юлдашева. По мнению А.В.Захаровой более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются менее раскрытыми.
Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается различными методами: это и диспуты, беседы, упражнения, игры и т.д. Все это нашло отражение в педагогической литературе. Значительно в меньшей степени показано влияние воспитывающих ситуаций на формирование самооценки младших школьников. Это метод косвенного воспитательного воздействия. Учитель создавая воспитывающую ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь школьников, ребенок не чувствует себя объектом воспитания.
Изучением проблемы создания воспитывающих ситуаций занимались такие ученые как А.С. Макаренко, О.С. Богданова, Л.П. Катаева, Т.Е. Конникова, А.Н.Лутошкин, Х.Й.Лийметс, В.А. Караковский, О.С.Газман, А.С. Белкин. В их работах широко освещены проблемы создания воспитывающих ситуаций как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Но воспитывающие ситуации недостаточно реализуются в практике работы учителей начальных классов и практически не используются с целью формирования адекватной самооценки.
Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».
Актуальность данной темы обусловлена имеющимися противоречиями между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самооцениванию, самоописанию, желанию предстать определенным образом в глазах людей и реальной оценкой его другими; между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.
Объект исследования - формирование самооценки младших школьников в учебном процессе.
Предмет исследования – использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки младших школьников в учебном процессе.
Цель исследования – выявить педагогические условия, при которых использование воспитывающих ситуаций в учебном процессе будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе при следующих педагогических условиях:
1) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;
2) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;
3) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность и виды самооценки, источники ее формирования в младшем школьном возрасте;
2) рассмотреть различные типы воспитывающих ситуаций и приемы, используемые для их создания;
3) определить уровень самооценки и особенности ее проявления у детей экспериментальной группы;
4) сконструировать воспитывающие ситуации в соответствии с выделенными педагогическими условиями и проверить их экспериментальным путем.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент. Использовались психологические методики по разностороннему исследованию самооценки младших школьников по следующим показателям: тип самооценки, нахождение количественного выражения уровня самооценки, определение высоты самооценки.
Практическая значимость исследования: выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций. Разработана программа деятельности учителя по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной самооценки через создание воспитывающих ситуаций. Сконструировано содержание воспитывающих ситуаций различных типов.
Экспериментальная база исследования – 7 учащихся 3 «А» класса школы № 1 города Богородицка Тульской области.
Структура работы - введение, две главы (1 глава – «Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций»; 2 глава - «Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников через создание воспитывающих ситуаций»; заключение; список используемой литературы; приложение).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
В ходе исследования были выявлены следующие основные положения по проблеме самооценки:
- в литературе, посвященной самооценке, можно найти различные ее определения. В нашем исследовании мы придерживаемся следующей позиции: «самооценка- это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.… По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» (Л.В.Бороздина [14]);
- различны виды самооценки. Различают текущую и личностную самооценку, по модальности выделяется три вида самооценок: прогностическая самооценка, актуальная и ретроспективная.
Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.
В научных исследовании установлено, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая; завышенная устойчивая; неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
В качестве источников формирования самооценки ученые выделяют: сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть; интериоризацию социальных реакций на данного индивида, т.е., человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности; индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. То есть происходит измерение результатов своей деятельности; круг значимых других или референтная группа и актуальное сравнение с другими.
В данном исследовании с целью формирования адекватной самооценки у младших школьников использовались воспитывающие ситуации. Мы основываемся на следующем определении метода воспитывающих ситуаций: преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.
В основу нашей опытно-экспериментальной работы была положена следующая гипотеза: воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе при следующих педагогических условиях:
7) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;
8) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;
9) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности самооценки детей экспериментальной группы, особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, а также их позитивные особенности (интересы и склонности детей).
Обобщив данные констатирующего этапа эксперимента, мы на основе этого составили индивидуализированную программу формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы путем создания воспитывающих ситуаций. В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций и дано обоснование необходимости использования этих ситуаций.
Эта программа была реализована в ходе формирующего эксперимента.
Для формирования и корректировки самооценки у детей экспериментальной группы были созданы различные воспитывающие ситуации: ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, персональной исключительности для учащихся с заниженной самооценкой, ситуации сопереживания, соотнесения, свободного выбора с использованием приема «Даю шанс», ситуации авансирования доверием для детей с завышенной самооценкой, ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило обнаружить у детей экспериментальной группы тенденции в сторону формирования адекватной самооценки. У многих детей по разным показателям уровень самооценки приблизился к адекватной. Многие дети поняли необходимость работы над собой.
Процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к адекватности в оценивании себя показывают эффективность использования для этого воспитывающих ситуаций. Научно-практические результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали объективную необходимость и возможность формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через использование воспитывающих ситуаций.







Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции. Учебно-методическое пособие. / В.С.Агапов. - М.: МГСА РПО, 2001
2.Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П.Азаров. - М.,1997
3.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. / Ю.П.Азаров. - М., 1997
4.Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера,2003
5.Асмолов, А.Г. Психология личности./ А.Г.Асмолов. – М., 1990
6.Байбородова, Л.В., Рожкова, М.И. Организация учебного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Л.В.Байбородова, М.И.Рожкова. - М., 2000
7.Батурин, Н.А. Оценочная функция психики. / Н.П.Батурин. – М.: ИП РАН, 1997
8.Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / А.С.Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 200
9.Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. / А.С.Белкин. – М.: Просвещение.1991
10.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р.Бернс – М.: Прогресс, 1998
11.Блага, К., Шебек, М.Я. – твой ученик, ты – мой учитель.Кн. Для учителя: Пер. с чеш. / К.Блага, М.Я.Шебек. – М.: Просвещение, 1991
12.Богданова, Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук… / Н.А.Богданова - Калуга, 2000
13.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968
14.Бороздина, Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000
15.Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод. Разраб. Для школьного психолога. / Е.А.Бугрименко.– М., 1990
16.Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А., Лидерс, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей./ Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс. – М., 1990
17.Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
18.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд. испр. и доп. / Б.С.Волков, Н.В.Волкова.– М.: Педагогическое общество России, 2002
19.Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения: Пер. с нем. / И.Ф.Гербарт. - М., 1906
20.Глассер, У. Школа без неудачников. / У.Глассер. – М.. 1991
21.Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. / Л.Ю.Гордин. - М., 1971
22.Гримак, Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. / Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991
23.Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя)/ под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М., 1997
24.Джеймс, У Психология. / У.Джеймс – М.: Педагогика, 1991
25.Дубровина, И.В., Круглова, Б.С. Особенности обучения и психологического развития школьников. / И.В.Дубровина, Б.С.Круглова. – М., 1988
26.Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия./ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. - Минск, 1998
27.Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. – М., 1993
28.Иващенко, А.В., Агапов, В.С., Барышникова, И.В. Методики исследования Я – концепции личности. Учебное пособие. / А.В.Иващенко, В.С.Аганов, И.В.Барышникова. – М.: МГСА, 2000
29.Иващенко, А.В., Агапов, В.С., Барышникова, И.В. Я – концепция личности в отечественной психологии. Монография./ А.В.Иващенко, В.С.Агапов, И.В.Барышникова. – М.: МГСА, 2000
30.Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.А.Селиванова. – М., 1996
31.Квинн, В. Прикладная психология. / В.Квинн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000
32.Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. учебн. заведений./ А.Ю.Коджаспиров, Г.М.Коджаспирова. - М., 2001
33.Козлов, В. Для тех, кто работает по программе «Ясам».// Воспитание школьников. – 1994. - №1
34.Коротов, В.М. Введение в общую теорию развития личности. / В.М.Коротов.- М., 1991
35.Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии. / Н.И.Конюхов. - М.
36.Корчак, Я. Избранные педагогические сочинения. / Я.Корчак. - М., 1960
37.Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. / Н.К. Крупская. - М., 1960
38.Крылов, А.Н. «Образ – Я» как фактор развития личности: Дис…канд. психол. наук./ А.Н.Крылов. – М., 1984
39.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е издан./ И.Ю.Кулагина. – М., Изд. УРАО, 1998
40.Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2000
41.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./ П.Ф.Лесгафт - М.. 1991
42.Липкина, А.И. Самооценка младшего школьника./ А.И.Липкина.- М., 1976
43.Липкина, А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. Дис.д-ра психол. наук./ А.И.Липкина. – М., 1974
44.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. / А.Н.Лутошкин.– М., 1986
45.Макаренко, А.С. О воспитании. / А.С.Макаренко. – М.: Политиздат - 1988
46.Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Прокина, Н.Ф. и др. Возрастная педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения», Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984
47.Матюхина, М.В. Психология младшего школьника. / М.В.Матюхина. – М., 1996


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ