Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Работа №97922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие об эмоциях и чувствах в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 12
1.3. Педагогическая поддержка развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Реализация психолого-педагогических условий,
обеспечивающих поддержку развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 47
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Эмоции и чувства относятся к личностным образованиям и являются составляющими социально-психологической характеристики человека. В процессе развития эмоции и чувства играют важную роль в формировании и воспитании личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, следовательно, нет возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяются социальными условиями существования.
Нормальное эмоциональное развитие ребенка заключается в переходе от бессознательного непроизвольного аффективного реагирования на внешние раздражители в раннем возрасте к сознательному пониманию социальных эмоций и чувств других людей, произвольному выражению ребенком многообразия доступных ему переживаний к концу дошкольного возраста. Проблеме определения соответствия характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования.
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Изучение закономерностей эмоционального развития позволяет решать многие теоретические и прикладные задачи педагогической психологии и психологии детства.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной для дошкольного возраста. Зачастую, программы, разработанные для различных детских образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО, большее внимание уделяют развитию когнитивной сферы, упуская при этом целенаправленное развитие эмоциональной сферы.
Поэтому возникает необходимость изучения теоретических основ развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, разработки программы по диагностике и педагогической поддержке развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: как организовать деятельность педагога, чтобы она обеспечивала поддержку развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста?
Исходя из актуальности указанной проблемы, была сформулирована следующая тема исследования выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
- на основе изучения научной, учебной и периодической психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие об эмоциях и чувствах и возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- описать теоретико-методические основы, привести содержание и формы педагогической поддержки развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- выполнить диагностику и проанализировать результаты изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- разработать и проверить на практике эффективность психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы по выбранной теме, сравнение и обобщение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование).
База опытно-поисковой работы: МБДОУ «Детский сад № 22» города Каменска-Уральского с участием 22 детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе, опираясь на теории эмоциональных процессов и их развития, разработанные рядом ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Ветлугина, П.Я. Гальперин, У. Джемс, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.), эмоциональная система человека рассматривается как одна из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма, ее развитие в процессе усвоения индивидом общественного опыта.
Возрастные особенности формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребёнка-дошкольника как значимого регулятора большинства важных жизненных функций рассматриваются согласно появлению ключевых новообразований на определённых возрастных этапах.
Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через построение отношений со сверстниками в игре и продуктивной деятельности. Развитие эмоционального сферы ребенка оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем.
Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития ребенка в ДОУ рассматривается как непрерывный процесс и комплексная технология помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, которые реализуются с помощью различных форм и содержания деятельности детей и педагога в образовательном процессе ДОУ.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Опытно-поисковая работа была проведена в старшей группе «Березка» МБ ДОУ «Детский сад № 22» г.Каменска-Уральского. В исследовании приняли участие 22 ребенка.
Исследование эмоциональной сферы детей старшей группы осуществлялось в следующих направлениях: представления об эмоциях, проявление эмпатии, способность сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, характер эмоционального реагирования ребенка на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Диагностика проводилась с помощью следующих диагностических средств: методики «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), опросника «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (автор А.М. Щетинина), наблюдение для выявление эмпатийных проявлений детей в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов и для выявления характера эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, по групповым показателям, детей условно разделили на три группы: высокий уровень - Карина Б., Никина В., Кира М., Егор О. Анна Ш. (22%), низкий уровень - Арсений Ш., Павел С. (9%), средний уровень остальные дети (69%). В работе учитывалась не только групповая динамика (положительная/отрицательная), но и индивидуальные достижения каждого ребенка.
После реализации педагогической поддержки развития эмоциональной сферы детей в условиях ДОУ была проведена итоговая диагностика, которая выявила улучшение исследуемых групповых и индивидуальных показателей эмоционального развития детей.
По результатам итоговой диагностики: высокий уровень у 5 человек (23%), низкий уровень 1 человек (4%), средний уровень остальные дети (73%). Значительно улучшились индивидуальные показатели каждого ребенка по результатам проведенного повторного наблюдения.
Арсений Ш. остался в группе с низким уровнем и ему было рекомендовано начать посещать занятия с психологом детского сада.
Таким образом, в ходе выполнения работы была достигнута поставленная изначально цель и решены задачи, сделаны соответствующие выводы.
Разработка и внедрение программ развития эмоциональной сферы в дошкольных учреждениях имеет важное значение. Исследование эффективности программ предполагает применение адаптированных методик для проведения входящей и итоговой диагностики, а также использование сравнительного подхода, позволяющего оценить динамику развития эмоциональной сферы детей в группе ДОУ и соответствие уровня ее развития определенному возрастному этапу.



1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
3. Абрамян, Л. В. Игра дошкольника [Текст] / Л.В. Абрамян, Т.В. Антонова. - М.: Просвещение, 1989. - 235 с.
4. Байбородова, Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников [Текст]: монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль: М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2008. - 88 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Бутенко, Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [текст] /Н.В. Бутенко// Вестник ЧГПУ. - 2014. - №4. - С. 23-32.
7. Волосова, Е. В. Развитие ребёнка раннего возраста [текст] / Е.В. Волосова. - М.: Академия, 2009. - 438 с.
8. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре. [текст] / Е.М. Гаспарова//Дошкольное воспитание. - 1981. - №10. - С. 61-64.
9. Гребенщикова, Т. В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста [текст] /Т.В. Гребенщикова// Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 163 - 270.
10. Гром, Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [текст] /Н.А. Гром// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 86-90.
11. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [текст] /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.П. Степина. - М.: Айрис - Пресс, 2004. - 160 с.
12. Детская практическая психология: Учебник [текст]/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. - 225 с.
13. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. [текст] / Н.С. Ежкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. [текст] / Н.С. Ежкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
15. Ежкова, Н.С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности [текст] /Н.С. Ежкова, А.Е. Ежкова// Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 5. - С. 52-54.
16. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов [текст] / М.Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
17. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 59-73.
18. Зедгенидзе, В. Я. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 35-47.
19. Изард, К.Э. Психология эмоций [текст] / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.
20. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [текст] /Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
21. Кайгородцева, Н.Н. Организация сюжетно - ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ [текст]/ Н.Н. Кайгородцева. - 2010 г. - 198 с.
22. Клиническая психология: учебник [текст] / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. - 960 с.
23. Князева, О.Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста [текст] /О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 1999. - 128 с.
24. Коломийченко, Л.В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко //Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 1. - С. 75-78.
25. Кормакова, В.Н. Феноменология педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций [текст] /В.Н. Кормакова// Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №20 (191). - С. 172-182.
26. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций [текст] /Н.В. Костерина. - Ярославль: Академический проект, 1999. - 238 с.
27. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [текст] /А.Д. Кошелева//Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 25 - 38.
28. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [текст] /С.В Крюкова,
Н.П. Слободяник. - М.: Генезис. 2005 - 208 с.
29. Кудрявцев, В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л. Кириллов. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 390 с.
30. Лаптева, Ю.А. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников [текст] /Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова// Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование. - 2015. - С. 56 - 59.
31. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [текст] /Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова// Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 51 - 55.
32. Лаптева, Н.П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса: дань моде или осознанная необходимость? [Текст] /Н. И. Лаптева// Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6. - С. 42-46.
33. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [текст] /В.В. Лебединский [и д.р.] - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с.
34. Максимова, Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды [текст] /Л.А. Максимова// Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С. 108-112.
35. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-образовательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 // Вестник образования России. - 2003. - № 17. - С. 53-65.
36. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [текст] /В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
37. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. [текст] - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 592 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [текст] / Под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
39. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
40. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду [Текст]: принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.
41. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное
пособие для студентов; М. К. Акимова, Г, А. Берулава, Е. М. Борисова и др. / Пол ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 183 с.
42. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость [Текст] / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 656 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
44. Семаго, Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица [текст] /Н.Я. Семаго. - М.: АПКиППРО, 2007. - 17 с.
45. Семаго, Н.Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребенка [текст] /Н.Я. Семаго//Вестник практической психологии образования. - 2004. - №1. - С. 68-75.
46. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [текст] /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000.-208с.
47. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психологического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
48. Смолеусова, Т.В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности [Текст] /Т.В. Смолеусова// Вестник НГПУ. - 2015. - №1 (23). - С. 7-19.
49. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада [Текст] /А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.- 96с.
50. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] /Л.П. Стрелкова. - М., 1987. - 24 с.
51. Стрелкова, Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-яй: учебная книга: обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.П. Стрелкова. - М.: Интерпракс, 1994. - 240 с.
52. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение; Владос, 1999. - 291 с.
53. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
54. Фаустова, И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости [текст] /И.В. Фаустова, С.Н. Гамова// Современные проблемы науки и образования.
- 2016. - № 6. - С. 31-50.
55. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии [текст] /Г.Г. Филиппова// Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с.
56. Чистякова, М.И. Психогимнастика[текст] / Под ред. М.И. Буянова.
- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
57. Шавринова, Е. Н. Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательной деятельности педагога[текст] /Е.Н. Шавринова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №58. - С. 491-495.
58. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста[текст] /Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 214 с.
59. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие[текст] /А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 - 88 с.
60. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 60-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ