Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №119331

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей седьмого жизни с умственной отсталостью 8
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с умственной отсталостью 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 17
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.1 Исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 60

Эмоциональная сфера - это важная составляющая в процессе развития детей дошкольного возраста, так как эффективность общения обусловлена во многом способностью его участников, во-первых, к «чтению» эмоционального состояния другого, а во-вторых, к управлению своими эмоциями.
Старший дошкольный возраст характеризуется началом функционирования механизма эмоционально-когнитивной децентрации, то есть возникновения способности у ребёнка к предвосхищению последствий, возникающих в разнообразных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, и к осуществлению эмоциональной оценки не только своего поведения, но и других людей.
Характеризуя личность ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью, следует отметить значительную незрелость его эмоциональной сферы. Имеющиеся у ребенка седьмого года жизни с умственной отсталостью грубые первичные изменения в эмоциональной сфере влияют на своеобразное психопатологическое формирование характера, возникают новые отрицательные качества, которые резко осложняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому необходимо изучать эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, имеющие значительное влияние на воспитание детей с умственной отсталостью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в направлении социально-коммуникативное развитие в качестве одного из аспектов выделено развитие эмоционального интеллекта, что свидетельствует о необходимости развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Проблеме изучения эмоциональных состояний у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, были посвящены исследования О.К. Агавеляна, Л.С. Выготского, О.С. Дрокиной, Е.П. Кистеневой, К.С. Лебединской, А.Р. Лурии, Г.Е. Сухаревой, Н.В. Скоробогатовой.
Эмоциональное развитие детей с различными нарушениями отражено в работах таких исследователей как Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, О.П. Гаврилушкина, М.П. Кононова, В.Б. Никишина, Е.А. Стребелева и др.
Поиску психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью посвятили свои работы С.В. Ильина, Н.Л. Кряжева, Р.Н. Лаушкина, Л.А. Максимова, В.М. Минаева, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова, Т.Б. Пискарева, Т.Н. Рахманина, Л.Г. Стрелкова, Н.А. Синичкина и др.
Следует отметить, что в сравнении с другими сторонами личности, эмоциям умственно отсталых детей посвящено наименьшее количество исследований. Однако при осуществлении коррекционно-воспитательной работы эмоциональный компонент очень важно учитывать, поэтому остается актуальным поиск эффективных психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью будет более эффективным, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Теоретической основой исследования являются:
• положение о единстве аффекта и интеллекта, выдвинутое Л.С. Выготским;
• исследования, направленные на изучение особенностей развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста (М.П. Кононова, М.С. Певзнер, С.Л. Рубенштейн);
• исследования подходов относительно определения психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы (В.С. Вербовская, А.Т. Натальина, Е.В. Охотникова).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы показатели и описаны уровни развития эмоциональной сферы детей у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного тематического планирования по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, содержащего подробное описание психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями подготовительной к школе группы ДОО, учителями и учителями-дефектологами в образовательном процессе детей с умственной отсталостью.
Экспериментальная база исследования государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 16 детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что эмоциональная сфера структурно состоит из субъективно окрашенных реакций, отношения к окружающему миру, усилий и их переживаний.
Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка характеризуется малодифференцированностью и бедностью переживаний. Кроме того, умственно отсталые дети отличаются частным возникновением неадекватных эмоций и чувств. Из-за слабости интеллектуальной регуляции чувств возникают существенные затруднения в формировании высших духовных чувств. На развитие эмоциональной сферы у умственно отсталых детей оказывает значительное влияние организация их жизни и специальное педагогическое воздействие, который осуществляет педагог.
С целью выявления уровня развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 16 детей седьмого года жизни с легкой степенью умственной отсталости. Нами были выделены показатели развития эмоциональной сферы, на основании которых подобраны диагностические задания.
Проведение экспериментального исследования эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью позволило установить, что данная категория характеризуется преимущественно низким уровнем развития эмоциональной сферы. У них слабо развиты представления о базовых эмоциях человека, они слабо владеют мимикой и пантомимикой для демонстрации эмоций, у них не и не сформировано умение адекватного проявления эмоций в соответствии с ситуацией взаимодействия со сверстниками.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по развитию эмоциональной сферы у умственно отсталых детей седьмого года жизни. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие развитию эмоциональной сферы детей:
• отобраны разнообразные виды игр: психогимнастические, имитационные, театрализованные и релаксационные игры, обязательные для развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью;
• разработан и проведен комплекс занятий, по развитию эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами для эмоционального развития детей.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности согласно темам по развитию эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью, разработанным на основе программы М.В. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников».
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей со средним уровнем развития эмоциональной сферы на 13%, понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы на 13%.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей седьмого года жизни с умственной отсталостью.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: ййр://гд.ги/2011/02/17/зЬко1а-з1апбаг1-8Йе-бок.й1ш1.(дата обращения: 14.01.2018).
2. Анохин, П.К. Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 [Текст] / П.К. Анохин / под ред. В.В. Петухова. - М.: Генезис, 2012. С. 474-479.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М., 2000. - 288 с.
4. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб. : СОЮЗ, 2013. - 320 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - С.58-64.
6. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст] / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград, 2015. - 572 с.
7. Джеймс, У. Что такое эмоция [Текст] / У. Джеймс. - М., АСТ, 2013. - 274 с.
8. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М., 2014. - 214 с.
9. Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] / С.В. Ильина. - Курск, 2014. - 116 с.
10. Князева, О.Л. Я, ТЫ, МЫ [Текст]: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 2009. - 128 с.
11. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 32 с.
12. Колпакова, Н.В. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 41-46.
13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
14. Кошелева, А.Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе [Текст] / А.Д. Кошелева // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 2013. - 188 с.
15. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 208 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ