Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Работа №97914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие «эмоциональная сфера 8
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста 17
1.3. Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностическое исследование эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у
детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81


Актуальность исследования. Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно - смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания, чувственно-эмоционального постижения окружающего. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Уровень сформированности эмоциональной сферы дошкольника существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития его эмоциональной сферы. В этот период ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми: родителями, воспитателями, сверстниками.
Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
В связи с этим значение эмоциональной сферы понимается в настоящее время как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка. Осознание важности эмоциональной сферы в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка. Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, проявлять чувства и эмпатию, распознавать мотивы нравственного поведения. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Многие годы, система дошкольного воспитания и обучения, ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка. Формированию эмоциональной сферы, часто уделялось недостаточно внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [21, c. 54]. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть
альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка опять-таки не всегда уделяется достаточное внимание.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольной образования, ориентированной на интеллектуальное развитие дошкольников.
- между большим потенциалом сказки в развитии эмоциональной сферы дошкольника и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая состоит в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста».
Целью работы является обоснование эффективности сказки в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сказка, способствующая развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть следующие задачи:
1. Учить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению уровней развития эмоциональной сферы у старших дошкольников, проанализировать результаты и сделать выводы.
3. Показать роль сказки в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий с использованием сказки, направленный на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В выпускной работе применялись следующие методы:
- теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
- эмпирические - педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности, МДОУ
№56 г. Асбеста Свердловской области.
Структура и объем работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы, включающего 54 источника, 10 таблиц, 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Эмоциональная сфера - это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих переживаний человеком эмоций, эмоциональных состояний, чувств и настроений.
Эмоция - кратковременный психический процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, и отражающий форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.).
Чувство - длящийся комплекс эмоций, проявляющийся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
Настроение - внутреннее психическое состояние, длительное несильное чувство, возникающее на совокупность определенны факторов, которое не имеет предметной направленности.
Развитие эмоциональной сферы является одним из центральных новообразований развития в старшем дошкольном возрасте. Это новообразование неразрывно связано с развитием познавательных процессов (воображением, мышлением, восприятием), а также с формированием новых мотивов поведения ребенка. Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного механизма эмоциональной регуляции — эмоциональной коррекции поведения ребенка.
Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими новообразованиями:
- формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний;
- ведущий тип восприятия эмоций - аналитико-синтетическое - способность выделять элементы экспрессии и обобщать их;
- способность регулировать эмоции;
- дети способны не только выражать собственные эмоции, но и распознавать эмоциональные состояния других людей;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- развитие эмоциональной сферы дошкольника неразрывно связано с его общением со взрослыми с сверстниками.
Успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста возможно при всестороннем учете особенностей указанных психических состояний процесса и создании необходимых условий для развития эмоциональной сферы.
Неиссякаемым источником развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста являются сказки.
Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.
Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.
Теоретические обоснования и методические выводы позволили провести опытно-поисковую работу, которая была ориентирована на разработку комплекса занятий, направленного на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В процессе опытно-поисковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- выделены показатели уровня развития эмоциональной сферы: распознавание эмоций, эмоциональное состояние, уровень тревожности;
- подобраны диагностические методики, на основе которых проведены диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников по указанным показателям;
- проведена диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников по указанным показателям ДОУ №56 г. Асбеста Свердловской области.
- разработан комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического исследования показали:
- дети лучше понимают негативные эмоции грусти, злости. У детей преобладают негативные эмоции над позитивными, недостаточно распознается детьми эмоция страха.
- у 80 % детей эмоциональное состояние в норме. Негативные переживания отсутствуют. Однако имеются внутренние конфликты, которые являются следствием затруднений в контактах с окружающими их людьми. Двое детей больше других испытывают негативные внутренние переживания в виде беспокойства, тревоги и даже страхов.
- 50% детей показали высокий уровень тревожности.
Это обусловлено тем, что в ДОУ не проводится целенаправленная систематическая работа по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан комплекс занятий с использованием сказки, направленных на развитие показателей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В содержание комплекса занятий были отобраны русские народные и авторские сказки, соответствующие возрастным особенностям старших дошкольников. Выбор
содержания, форм и методов организации занятий должен обеспечить положительный результат в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников, а именно:
- эффективно развивать способности детей к распознаванию эмоций и эмоциональных состояний;
- снизить уровень негативных эмоциональных состояний;
- снизить уровень тревожности;
Таким образом, цель выпускной работы выполнена, задачи реализованы.



1. Алпатов, В. М. История лингвистических учений [Текст] : Учебное пособие 4-е изд., испр. и доп. / В.иМ. Алпатов. - М. : Издательский дом: Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.
2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современной учебно-воспитательном процессе [Текст] : Пособие для педагога / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Школьная пресса, 2003. - 144 с.
3. Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка [Текст] / Ю. Бердникова. - СПб. : 2007. - 168 с.
4. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С.13-26.
5. Буренина, И. А. Театр всевозможного: От игры до спектакля [Текст]. Выпуск 1 / И.А. Буренина.- СПб. : Музыкальная палитра, 2002. - 114 с.
6. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. В. Вайнер. - М. :2006.-245 с.
7. Веккер, Л. М. Психические процессы: [В 3-х т.]. Т. 3. Субъект.
Переживание. Действие. Сознание [Текст] / Л.М. Веккер. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1981. - 326 с.
8. Вилюнас, В. К. Психология и механизм биологической мотивации [Текст] Монография / В. К. Вилюнас. - М. : 1986. - 424с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. - М.: Педагогика, 1991. - 536 с.
10. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в
театрализованной деятельности [Текст]. Методическое пособие. / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. -М.: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
11. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. -2005. - №2. - С.137-149.
12. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ /Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2015. - 149 с.
13. Диагностика эмоционально-личностного развития детей 3-7 лет [Текст] / сост. Н. Д. Денисова. - М. : Учитель, 2017. - 196 с.
14. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1 / Н. С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 91 с.
15. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 2 / Н. С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 49 с.
16. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман.- СПб. : Тускарора, 2003. - 184 с.
17. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», - 2000. - 736 с.
18.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2011 - 240 с.
19.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
21. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. СПб. : Питер,
2003.- 464 с.
22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
23. Ионова, Н. В. Сказка как средство формирования дружеских
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Ионова, А. В. Ипатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]- Режим доступа URL: http://e-koncept.ru/2015/85132.htm.
24. Карелина, И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет сказками [Текст] / И. О. Карелина. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.
25. Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований [Текст]: избранные научные статьи / И.О. Карелина. - Прага: «Sociosfera-CZ», 2017. - 157 c.
26. Книгин, И. А. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / И. А. Книгин. - М.: Вако, 2015. - 96 с.
27. Кольцова, В. А. История психологии в лицах. Персоналии [Текст] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. - сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005.- 322 с.
28. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : Учебное пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.- 147 с.
29. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 2001. - 254 с.
30. Лабунская, В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Феникс, 2009. -347 с.
31. Лазарус, Р. С. Эмоция как процесс защиты [Текст] / Р.С. Лазарус. - 2004 // Психология эмоций: хрестоматия / Витис Вилюнас. - СПб. : Питер,2004.- 507 с.
32. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тесты.- М., 1984.- 214 с.
33. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А. Г. - М. : Издательство «Институт практической психологии»,1997. - 384 с.
34. Листик, Е. М. Изучение условий становления способности к
распознаванию эмоций по выражению лица детей старшего
дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Листик // Психолог в детском саду. - 2004. - №1. - С. 14.
35. Литвинцева, Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии [Текст] / Л. А. Литвинцева. - М. : Детство-Пресс. 2012. - 144 с.
36. Макарова, Т. А. Особенности формирования эмоциональной сферы дошкольника в центре гуманизации воспитания и образования / Т. А. Макарова // Сайт Центра развития ребенка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.children37.narod.ru
37. Молоднякова, А. В. Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие
по методике работы со сказкой из цикла "Зимние чудеса"/ А. В. Молоднякова. [Электронный ресурс]- Режим доступа
http://открытыйурок.
38. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: Учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
40. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова// Молодой ученый. 2011. - №1. - С. 221-224.
41. Психология [Текст]. Учебник / О.К. Тихомиров: под ред. О.В. Гордеевой. - М., 2006.- 656 с.
42. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986. - 176 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л.
Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2015. - 718 с.
44. Стрелкова, Л. П. Особенности эмоционального развития дошкольников / Л. П. Стрелкова./ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://hghltd.yandex.com/yandbtm7url
45. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Под ред. Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2016 - 176 с.
46. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка.[Текст] :Репринтное издание / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт,2007 - 1239 с.
47. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. - 464 с.
48. Филиппова, О. Г. Эмоционально-ценностное развитие ребенка-
дошкольника/О. Г. Филипова//Сайт Центра развития ребенка.
[Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.children37.narod.ru
49. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е. Губский,
Г.Кораблева. В. Лутченко. М.: Инфра-М, 2009. - 576 с.
50. Царегородцев, Г. И. Философия [Текст]: Учебное пособие. 3-е изд. / Г. И. Царегородцева, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. - М.: Изд-во «Весть», 2009. с.
51. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: Учебное пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород :НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие - 4-е изд., стер. / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
53. Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998. - №3. - С. 42.
54. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С. Г. Якобсон. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ