Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Анализ проблемы взаимодействия ДОО и семьи в вопросах
воспитания дошкольников 7
1.2. Современные аспекты взаимодействия ДОУ и семьи 14
1.3. Комплекс форм взаимодействия, направленных на повышение
эффективности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в физическом воспитании детей 20
1.4. Психологические и педагогические условия взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Анализ эффективности взаимодействия между дошкольной
образовательной организацией и семьёй 37
2.2. Содержание работы по повышению эффективности взаимодействия
ДОУ и семьи в вопросах физического развития воспитанников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Приложение 3 85
На сегодняшний день в рамках развития системы дошкольного образования и совершенствования методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста важную роль играет проблема взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и семьи. Одним из главных аспектов в контексте данной проблемы является организация взаимодействия родителей и сотрудников детского сада в направлении разработки и поддержания совместной стратегии по вопросам воспитания и обучения ребенка, гармоничного формирования его личности.
Общеизвестным является тот факт, что первым институтом социализации для ребенка является именно семья, благодаря родителям у ребенка формируются первые навыки общения, правила и нормы поведения, моральные и нравственные ориентиры усваиваются ребенком именно на примере родителей, их поведения и отношений.
Таким образом, можно утверждать, что семья является отправным пунктом, который определяет уровень, содержание и особенности эмоционального, социального и нравственного развития ребенка, способствует формированию личности ребенка.
Однако, в настоящее время возможности, цели и видение основных задач по воспитанию ребенка семьи претерпевают серьезные изменения, например, такие как снижение уровня передачи опыта через преемственность поколений в воспитании и общении с детьми, изменение роли родителей в процессе первичной адаптации ребенка к обществу, тревожные признаки отстранения родителей от ответственности за своего ребенка, его жизнь, здоровье и воспитание.
Следовательно, для того, чтобы направить ситуацию в положительную сторону, родителям необходима поддержка и помощь специалистов, в качестве которых выступают сотрудники дошкольного образовательного учреждения, обладающие знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления воспитательной и образовательной деятельности по формированию и гармоничному развитию личности ребенка.
Актуальность данной работы обозначена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, указывает «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [73]. Согласно ФГОС ДО, одним из условий, необходимым для развития детей, соответствующего специфике дошкольного возраста, обозначено «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» [72].
Данная проблема рассмотрена в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей, в том числе Н. В. Лепетиной [48], Е. В. Мигуновой [53], А.С. Макаренко [51], В. А. Сухомлинского [68]. Выше названные авторы в своих трудах обращают особо внимание на то, что полноценный образовательный процесс не может быть осуществлен без участия родителей. Дошкольное учреждение может удовлетворить образовательные потребности семьи и ребенка только в том случае, если родители буду являться непосредственными участниками образовательного процесса, систематически взаимодействовать с сотрудниками ДОУ.
На основании вышесказанного можно утверждать, что институт семьи и дошкольная образовательная организация являются двумя первыми и наиболее важными институтами, в которых осуществляется первичная социализация ребенка, а, следовательно, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходима система постоянного сотрудничества между воспитателями, педагогами и родителями.
К сожалению, не все семьи осознают и используют все многообразие способов воздействия на ребенка. Причины различны: одни родители не хотят, не могут или не готовы воспитывать ребенка, другие - не имеют необходимых знаний, третьи - не осознают, зачем это нужно и насколько важно. В каждом из этих случаев необходима помощь дошкольного учреждения, которое выполняет значительную роль в развитии ребенка. Именно в образовательной организации есть квалифицированные специалисты, которые обладают знаниями, навыками и опытом в воспитании, которыми не обладают большинство родителей.
Необходимо разработать особые условия для того, чтобы взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах физического воспитания было эффективным. Чтобы стороны слушали и слышали друг друга, шли навстречу друг другу, помня о конечной цели своего сотрудничества.
Исходя их актуальности рассматриваемой темы, нами была определена проблема исследования, которая состоит в необходимости разработки педагогических условий для совершенствования процесса взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников.
Цель - теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй с целью полноценного физического развития ребенка дошкольника.
Объект - процесс физического воспитания дошкольников.
Предмет - психолого-педагогические условия повышения эффективности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольника.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую психолого-педагогическую литературу по проблемам взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
2. Проанализировать эффективность взаимодействия образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания.
3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей в контексте физического воспитания и оздоровления детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения, разработанные в трудах педагогов, психологов, физиологов о влиянии биологических и социальных факторов на развитие человека (А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, А.А. Бодалёв, Ю.Д. Железняк, П. К.Петров П. К.)
- культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.)
- исследования в области взаимодействия субъектов образовательного процесса - М. В. Александрова, Т.А. Антонова, Е.С. Волкова, Н.К. Мишина, Е.П. Арнаутова, Л.В. Байбородова и другие.
Практическая значимость исследования. Результаты работы по повышению эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического развития детей дошкольного возраста могут быть использованы руководителями дошкольных образовательных учреждений для оптимизации системы физического воспитания детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В рамках анализа научно-теоретической литературы по теме исследования были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ научно-методической литературы по проблемам взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания дошкольников.
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности родителей и дошкольной образовательной организации с помощью общения на основе открытости и мотивированности обеих сторон. Под взаимодействием в вопросах физического воспитания понимается способ организации физического воспитания дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации на основе открытости и заинтересованности обеих сторон с целью полноценного физического развития дошкольника.
2. Изучены современные аспекты взаимодействия ДОУ и семьи.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем заявляют обязательным условием взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Семья - уникальный первичный социум. Семья дает возможность ощутить ребенку психологическую защищенность, «эмоциональные тылы», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей включает следующие подходы.
Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.
К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современные родители имеют достаточно много возможностей для получения информации, причем не всегда правильной, отсутствие знаний и навыков требует поддержки педагогов, проговаривания как новых тем, так и старых в новом звучании.
Целью педагогического коллектива на современном этапе дошкольного образования является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад - семья».
3. Рассмотрены психологические и педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Для повышения эффективности взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в вопросах физического развития дошкольников, сохранение и укрепление здоровья, необходима реализация следующих условий:
1. Установление доверительно-деловых контактов с родителями.
2. Ознакомление педагога с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.
3. Сформированность системы обратной связи педагогов с родителями.
4. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации должно быть активным;
5. Совместные исследования личности ребенка, выработка согласованного взгляда на его воспитание; передача педагога родителям необходимых сведений о ребенке.
В условиях современного детского сада наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне.
Таким образом, формирование психолого-педагогических условий и целенаправленная работа по организации продуктивного взаимодействия ДОО и родителей будет способствовать созданию дифференцированной системы повышения педагогической грамотности семьи с учетом ее особенностей.
В рамках практической части исследования был проведен анализ эффективности взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьёй. Объектом исследования выступила работа, проводимая с семьями в МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 468 г. Екатеринбурга с двумя подготовительными группами.
На основании проведенного анкетирования родителей и анализа физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ можно говорить о том, что с точки зрения педагогов у родителей недостаточно инициативы во взаимодействии с дошкольной образовательной организацией, не хватает активного участия в жизни дошкольной образовательной организации.
На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о низкой роли образовательной организации в вопросах физического воспитания ребенка с точки зрения родителей. Информированность родителей о том, какую роль играют работники, помимо воспитателя, очень низка.
При этом, высоко оценивая возможности образовательной организации, родители, вероятно, перекладывают на педагогов ведущую роль в воспитании, которая согласно нормативным актам принадлежит именно им, недооценивая важность своего участия. Парадоксальным подтверждением последнего факта является вторая группа, в которой высок авторитет воспитателя, родители интересуются жизнью ребенка в дошкольной образовательной организации, и при этом инициатива родителей очень незначительна.
Результаты исследования обусловили актуальность создания программы взаимодействия ДОУ и семьи для повышения эффективности взаимодействия в вопросах физического развития и укрепления здоровья воспитанников.
Целью данной программы является разработка эффективной системы взаимодействия сотрудников- детский сад комбинированного вида № 468 г. Екатеринбурга и родителей воспитанников по физическому развитию детей, укреплению их здоровья.
В рамках разработки программы были изучены основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности сотрудников ДОУ и родителей воспитанников в соответствии с возрастными особенностями детей, а также составлен план реализации психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников.
План реализации психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников предоставлен в Приложении 3.
Анкетирование и интервьюирование родителей
Предоставление информации о физическом развитии ребёнка, полученных инструктором на занятиях, воспитателем и педиатром в распечатанном виде в конвертах каждому родителю.
Проведение родительских собраний - 1 раз в месяц в вечернее время, открытых уроков - 1 раз в 2 месяца, и круглых столов с участием родителей, и специалистов ДОУ.
Проведение лекций о необходимости формирования у детей культурно-гигиенических знаний, умений и навыков, режима дня, правильного здорового питания и т.д.
Создание тематических стенгазет, уголков, брошюр, буклетов, рисунков, разделов сайта и иных творческих наглядных материалов по теме «Здоровый образ жизни»
Публикация на сайте ДОУ статей и сборников, касающихся физического воспитания детей, содержащих рекомендации и указания относительно данной темы.
Просмотр фильмов, презентаций, чтение докладов на родительских собраниях о профилактике искривления осанки, плоскостопия и иных заболеваний.
Совместная организация спортивных мероприятий при участии как родителей, так и сотрудников ДОУ, призы победителям конкурсов и участникам концертов. Произнесение речи родителями, запись видеоматериала.
1. Ажищева, Т. А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-formy- raboty-uchitelya-logopeda-s-roditelyami(дата обращения: 11.03.2018).
2. Александрова, М. В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: моногр. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 43 с.
3. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 590 с.
4. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 168 с.
5. Антонова, Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. № 6. С. 66-70.
6. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52-58.
7. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.: Педагогика, 1993. - 121 с.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности. - М.: Карапуз, 2001. - 89 с.
9. Багманян, М. М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 21-25. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56812.htm (дата обращения: 11.05.2018).
10. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия Холдинг: 2003. - 224 с.
11. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. -
М.: Академия Естествознания, 2010. - 92 с.
12. Бодалёв, А. А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 1995. - 110 с.
13. Большой психологический словарь / Под редакций Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: АСТ, 2009. - 201 с.
14. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энцикл., 1997. - 315 с.
15. Бочарова, Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском
саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное
воспитание. 2004. №1. С. 46-51.
16. Бурухина Л. А., Бритвина О. Н., Третьякова Н. В. Взаимодействие
ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vzaimodeystvie-doo-i-semi-v-voprosah- fizicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-i-formirovaniya-u-nih-navykov-zdorovogo- obraza-zhizni(дата обращения: 09.08.2017).
17. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 71 с.
18. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
19. Ведерникова, Ю. В. Проектная деятельность в сфере здоровьесбережения как средство формирования партнерских отношений детского сада и семей дошкольников // Ped.Rev.. 2015. №4 (10). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektnaya-deyatelnost-v-sfere- zdoroviesberezheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-partnerskih-otnosheniy- detskogo-sada-i-semey(дата обращения: 02.10.2018).
20. Видра, Д. Движение и здоровье // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 23-28
21. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. - Киев: Здоров'я, 1979. - 232 с. (Библиотека для родителей и детей).
22. Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. - М., 1985. - 162 с.
23. Геллер, Е. М. Знакомьтесь: Спортландия. - М.: Знание, 1989. - (Серия «Физкультура и спорт», № 4). - С. 27-35.
24. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 231 с.
25. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
26. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
27. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С. 41-44.
28. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 44-49.
29. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. - С. 87-91.
30. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 60-68.
31. Доскин, В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
32. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель
В. А. Титов. М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
33. Егоренкова, Ж. Н. Спортивный праздник с родителями «Моя семья» // Инструктор по физкультуре, 2017. №1. - С. 53-57
34. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
35. Залуцкая, Е. Н. Досуг с родителями «Путешествие в страну детства» с использованием подвижных и коммуникативных игр// Инструктор по физкультуре, 2017. №1. - С. 38-41
36. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века // Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М., 2000. - 156 с.
37. Иванова, Л. А. Инновационные формы взаимодействия педагогов
ДОУ и родителей через // Magister Dixit. 2012. №1. URL:
https:ZZcyberleniHka.ru/articleZH/iHnovatsionnye-formy-vzaimodeystviya- pedagogov-dou-i-roditeley-cherez(дата обращения: 02.03.2018).
38. Иезуитов, А. Н. Философия взаимодействия. - Л.: Наука, 1982. - 97 с.
39. Кабанов, А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1969. - 176 с.
40. Картушкин, М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с. (Программа развития).
41. Кенеман, А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
42. Ким, Т.К. Характеристика программ и форм физкультурно¬
оздоровительной деятельности, используемых в условиях семейного быта // Преподаватель XXI век. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-programm-i-form-fizkulturno- ozdorovitelnoy-deyatelnosti-ispolzuemyh-v-usloviyah-semeynogo-byta (дата
обращения: 16.12.2017).
43. Кожухова, Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. лед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
44. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
45. Коменский, Я. А. Материнская школа. М., 1947. - 148 с.
46. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 68 с.
47. Кузнецова, Е. А. Совместное физкультурное занятие с родителями «Цирковое представление» // Инструктор по физкультуре, 2017. №1. - 23-28 с.
48. Лепетина, Н. В. Стимулирование и развитие образовательной активности родителей в современной школе: дис. канд. пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2011. - 64 с.
49. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951. - 157 с.
50. Луначарский, А. В. Социологические предпосылки советской педагогики. Педагогическая энциклопедия, 1927, т. 1, 169 с.
51. Макаренко, А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: в 8-ми т. Т. 5. - М., 1985. - 56 с.
52. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников в семье. — М., 1979. - 83 с.
53. Мигунова, Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.
№3 (14). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/innovatsii-v-podgotovke-
pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-vzaimodeystviyu-s-semiey (дата
обращения: 11.03.2018).
54. Мигунова, Е.В. Организация продуктивного взаимодействия
детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник НовГУ. 2017. №4 (102). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZorganizatsiya-produktivnogo-vzaimodeystviya- detskogo-sada-s-semiey-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.08.2018).
55. Морозова, В. Ю. Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-3.htm.
56. Мурзина, Е. М., Нефедоа И. В. С Семейный час «Здоровый ребенок - счастливый ребенок» // Инструктор по физкультуре, 2017. №1.
57. Ноткина, Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993. - 69 с.
58. Павлов, И. П. Полн. собр. соч, т. 3, кн. 1. Изд-во АН СССР, 1952. - 49 с.
59. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
60. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
61. Петровский, В. А., Кларина Л.М., Смывина Л. А.. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993. - 86 с.
62. Полиевский, С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. - М.: Медицина, 1984. - 72 с.
63. Полтавцева, Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в
дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и
воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. - М.: Просвещение, 2004. - 106
с.
64. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 марта 1960 г. Об утверждении временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде. - 3 с.
65. Рубцов, В. В. Совместная деятельность, или проблемы генетической психологии // Психологический журнал. - 1989. - № 3. - с. 58¬65
66. Рунова М., Гронец И. Занятия-игры по физической культуре в летнее время// Дошкольное воспитание. 2004. № 6. - с. 21-28
67. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014. - 214 с.
68. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3¬х т. Т. 3 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская, — М.: Педагогика, 1981. - с. 105
69. Теория и методика физического воспитания. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. В 2-х т. Т. II. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 89
70. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677. - с. 86
71. Ушинский, К. Д. Сочинения, т. 8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 132 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
73. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
74. Фомина, А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной группы к школе группы. - М.: Просвещение, 1984.
75. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
76. Шабас, С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества
дошкольного образования // СДО. 2017. №8 (80). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotrudnichestvo-s-roditelyami-kak-uslovie- kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya(дата обращения: 16.09.2018).
77. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
78. Цымбалова, Л. Н. Подвижные игры для детей. - М.: ТЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский Центр «Март», 2004.
79. Шалин, М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013.
80. Шерайзина, Р. М., Зиновьева С. Д. Продуктивное взаимодействие
дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании современного ребенка // ЧиО. 2016. №1 (46). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/produktivnoe-vzaimodeystvie-doshkolnoy- obrazovatelnoy-organizatsii-i-roditeley-v-vospitanii-sovremennogo-rebenka(дата обращения: 23.11.2018).
81. Щербак, А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники
в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на
саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
82. https:ZZkazanreporter.ru/postZ3171_zapret_messendzherov_v_shkolah_ kazani-_chto_proishodit