Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста
1.2. Факторы, влияющие на развитие когнитивной сферы при
задержке психического развития
1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и
подбор диагностических методик оценки наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа
эксперимента
2.3. Анализ результатов диагностического исследования
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
3.1. Сюжетно-ролевая игра как одно из направлений психокоррекции
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Составление и проведение программы, направленной на
коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.3. Анализ динамики уровня развития наглядно образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста по
результатам коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста
1.2. Факторы, влияющие на развитие когнитивной сферы при
задержке психического развития
1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и
подбор диагностических методик оценки наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа
эксперимента
2.3. Анализ результатов диагностического исследования
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
3.1. Сюжетно-ролевая игра как одно из направлений психокоррекции
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Составление и проведение программы, направленной на
коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.3. Анализ динамики уровня развития наглядно образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста по
результатам коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Дошкольный возраст - период интенсивного развития когнитивной сферы. Формируются и систематизируются знания об окружающем мире, совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, повышается эффективность самого мышления. И в этом процессе важную роль выполняет воспитание и обучение.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) прослеживается отставания в развитии мышления, а это приобретает особое значение в процессе познания реального мира. Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Н. Ю. Борякова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стребелева, У. В. Ульянкова и многие другие. По данным исследования детей с ЗПР дошкольного возраста, мышление без коррекционного воздействия формируется очень медленно, они недостаточно обобщают общественный опыт. Проблемные задачи решают с трудом, испытывают сложности в понимании схематических изображений. Следует отметить, что мышление - основная форма познания окружающего мира. Оно протекает на базе чувственного познания. В условиях воспитания и образования обеспечивается целенаправленный и систематический характер развития наглядно-образного мышления, важно также учитывать тот факт, что неразвитость мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития мышления не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию умения решать доступные практические, несложные, проблемные задачи. Полученный опыт через игру, даст возможность понимать и решать задачи не только в наглядно - образном плане, но и в словесно-логическом плане. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, по мнению авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина имеет высокий потенциал развития не только эмоционально-личностной сферы, но и познавательных процессов и может быть использована как основная форма активности детей дошкольного возраста с ЗПР на коррекционных мероприятиях.
Цель работы - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить степень разработанности проблемы;
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для оценки уровня наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Экспериментальным путём оценить уровень наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Теоретически обосновать и составить программу коррекции наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
5. В процессе формирующего эксперимента апробировать коррекционную программу, направленную на коррекцию уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
6. Экспериментально проверить эффективность составленной коррекционной программы.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - сюжетно-ролевая игра как метод повышения уровня наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если проводить психологическую работу с применением сюжетно-ролевых игр.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (63), приложений (6).
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) прослеживается отставания в развитии мышления, а это приобретает особое значение в процессе познания реального мира. Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Н. Ю. Борякова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стребелева, У. В. Ульянкова и многие другие. По данным исследования детей с ЗПР дошкольного возраста, мышление без коррекционного воздействия формируется очень медленно, они недостаточно обобщают общественный опыт. Проблемные задачи решают с трудом, испытывают сложности в понимании схематических изображений. Следует отметить, что мышление - основная форма познания окружающего мира. Оно протекает на базе чувственного познания. В условиях воспитания и образования обеспечивается целенаправленный и систематический характер развития наглядно-образного мышления, важно также учитывать тот факт, что неразвитость мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития мышления не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию умения решать доступные практические, несложные, проблемные задачи. Полученный опыт через игру, даст возможность понимать и решать задачи не только в наглядно - образном плане, но и в словесно-логическом плане. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, по мнению авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина имеет высокий потенциал развития не только эмоционально-личностной сферы, но и познавательных процессов и может быть использована как основная форма активности детей дошкольного возраста с ЗПР на коррекционных мероприятиях.
Цель работы - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить степень разработанности проблемы;
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для оценки уровня наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Экспериментальным путём оценить уровень наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Теоретически обосновать и составить программу коррекции наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
5. В процессе формирующего эксперимента апробировать коррекционную программу, направленную на коррекцию уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
6. Экспериментально проверить эффективность составленной коррекционной программы.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - сюжетно-ролевая игра как метод повышения уровня наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если проводить психологическую работу с применением сюжетно-ролевых игр.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (63), приложений (6).
Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают созревать все психические свойства, а также на этом этапе формируется личность ребенка. Через ознакомление с предметами и их свойствами, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются познавательные процессы и различные виды деятельности. Нужно отметить, что на протяжении всего психического развития ребенка, взрослый должен всегда быть рядом, направлять и помогать ребенку, а также принимать непосредственное участие в его полноценном развитии. Изучением мышления занимались такие авторы как:
A. В. Брушлинский, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, B. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и др. Мышление - это психический процесс, включающий в себя ощущение и восприятие, однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках, т. е. единичные предметы человек воспринимает как совокупность их случайных и основных признаков, а затем, выделяя в процессе мышления основное, познаёт разнообразие и зависимость между явлениями, и их закономерности
В ходе работы была реализована цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме исследования.
2. Изучены характеристики наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проведено экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста по подобранным методикам.
4. Составлена и частично апробирована программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «наглядно-образное мышление», «наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Для исследования развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. «Составление целого из частей»;
2. «Лабиринт» (Л. А. Венгер) ;
3. «Нелепицы»(Т. В. Чередникова);
4. «Нахождение недостающих деталей» (Т. В. Чередникова).
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления, а также есть дети с низким уровнем развития наглядно- образного мышления.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры
Данная программа составлена на основе с учетом разработок и рекомендаций следующих авторов: Н. А. Виноградова, А. О. Карабанова, Н. В. Краснощекова, Н. В. Позднякова.
Целью программы является повышение уровня развития наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных операций, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления;
- формирование познавательной мотивации к обучению;
- Развитие вербальных и невербальных средств общения;
- развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Коррекционная программа, направленная на развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры, включает в себя 3 этапа:
1) Этап объективизации трудностей, данный этап направлен на установление позитивного отношения среди сверстников;
2) Основной коррекционный этап. Данный этап подразумевает развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3) Закрепительный этап.
На формирующем этапе эксперимента была частично апробирована коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры. Частичная апробация программы осуществлялась с середины октября по конец ноября 2018 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 26 «Лесовичок» г. Екатеринбурга. Детский сад расположен по адресу: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.14.
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий, из первого этапа «Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в микрогруппе» проведено 2 коррекционно-развивающих занятия («Знакомство», «Любимая еда»), из второго этапа «Развитие наглядно-образного мышления» проведено 6 коррекционно-развивающих занятий посредством сюжетно-ролевой игры («Семья», «Путешествие по городу», «Зоопарк», «Больница», «Магазин» «Варим, Варим мы компот»), из третьего этапа «направленное на закрепления развития наглядно-образного мышления» проведено 2 занятия («Близнецы», «Прощание»).
Во время реализации коррекционной программы, использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие наглядно-образного мышления. Работа осуществлялась в групповых занятиях, что способствовало развитию познавательной мотивации у данной категории детей через включение их в совместную деятельность. Коррекционно-развивающие занятия были построены так, что в процессе занятий у группы детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря, включению детей старшего дошкольного возраста в совместную деятельность. Это является благоприятным условием для развития наглядно-образного мышления, так как ребёнок, который верит в свои силы и видит поддержку группы, более уверен в себе.
Задачи формирующего этапа эксперимента частично решены. Успешная реализация всех задач в полном объеме возможна только при полной апробации коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного этапа эксперимента являлась эффективности проведения коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный результаты констатирующего и контрольного эксперимента, наблюдается незначительная динамика развития наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления, долгосрочный процесс, который требует систематического и комплексного подхода Данная коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры рассчитана на 40 занятий, проведено из которых 10 занятий, это является следствием того, что программа не была реализована в полной мере. Коррекционно-развивающая программа предполагает длительное использование в течении всего учебного года. На основе полученных результатов прослеживается незначительная динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной коррекционной программы, будет присутствовать эффективность данной программы.
A. В. Брушлинский, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, B. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и др. Мышление - это психический процесс, включающий в себя ощущение и восприятие, однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках, т. е. единичные предметы человек воспринимает как совокупность их случайных и основных признаков, а затем, выделяя в процессе мышления основное, познаёт разнообразие и зависимость между явлениями, и их закономерности
В ходе работы была реализована цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме исследования.
2. Изучены характеристики наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проведено экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста по подобранным методикам.
4. Составлена и частично апробирована программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «наглядно-образное мышление», «наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Для исследования развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. «Составление целого из частей»;
2. «Лабиринт» (Л. А. Венгер) ;
3. «Нелепицы»(Т. В. Чередникова);
4. «Нахождение недостающих деталей» (Т. В. Чередникова).
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления, а также есть дети с низким уровнем развития наглядно- образного мышления.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры
Данная программа составлена на основе с учетом разработок и рекомендаций следующих авторов: Н. А. Виноградова, А. О. Карабанова, Н. В. Краснощекова, Н. В. Позднякова.
Целью программы является повышение уровня развития наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных операций, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления;
- формирование познавательной мотивации к обучению;
- Развитие вербальных и невербальных средств общения;
- развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Коррекционная программа, направленная на развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры, включает в себя 3 этапа:
1) Этап объективизации трудностей, данный этап направлен на установление позитивного отношения среди сверстников;
2) Основной коррекционный этап. Данный этап подразумевает развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3) Закрепительный этап.
На формирующем этапе эксперимента была частично апробирована коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры. Частичная апробация программы осуществлялась с середины октября по конец ноября 2018 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 26 «Лесовичок» г. Екатеринбурга. Детский сад расположен по адресу: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.14.
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий, из первого этапа «Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в микрогруппе» проведено 2 коррекционно-развивающих занятия («Знакомство», «Любимая еда»), из второго этапа «Развитие наглядно-образного мышления» проведено 6 коррекционно-развивающих занятий посредством сюжетно-ролевой игры («Семья», «Путешествие по городу», «Зоопарк», «Больница», «Магазин» «Варим, Варим мы компот»), из третьего этапа «направленное на закрепления развития наглядно-образного мышления» проведено 2 занятия («Близнецы», «Прощание»).
Во время реализации коррекционной программы, использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие наглядно-образного мышления. Работа осуществлялась в групповых занятиях, что способствовало развитию познавательной мотивации у данной категории детей через включение их в совместную деятельность. Коррекционно-развивающие занятия были построены так, что в процессе занятий у группы детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря, включению детей старшего дошкольного возраста в совместную деятельность. Это является благоприятным условием для развития наглядно-образного мышления, так как ребёнок, который верит в свои силы и видит поддержку группы, более уверен в себе.
Задачи формирующего этапа эксперимента частично решены. Успешная реализация всех задач в полном объеме возможна только при полной апробации коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного этапа эксперимента являлась эффективности проведения коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный результаты констатирующего и контрольного эксперимента, наблюдается незначительная динамика развития наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления, долгосрочный процесс, который требует систематического и комплексного подхода Данная коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры рассчитана на 40 занятий, проведено из которых 10 занятий, это является следствием того, что программа не была реализована в полной мере. Коррекционно-развивающая программа предполагает длительное использование в течении всего учебного года. На основе полученных результатов прослеживается незначительная динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной коррекционной программы, будет присутствовать эффективность данной программы.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



