Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста
1.2. Факторы, влияющие на развитие когнитивной сферы при
задержке психического развития
1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и
подбор диагностических методик оценки наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа
эксперимента
2.3. Анализ результатов диагностического исследования
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
3.1. Сюжетно-ролевая игра как одно из направлений психокоррекции
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Составление и проведение программы, направленной на
коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.3. Анализ динамики уровня развития наглядно образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста по
результатам коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Дошкольный возраст - период интенсивного развития когнитивной сферы. Формируются и систематизируются знания об окружающем мире, совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, повышается эффективность самого мышления. И в этом процессе важную роль выполняет воспитание и обучение.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) прослеживается отставания в развитии мышления, а это приобретает особое значение в процессе познания реального мира. Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Н. Ю. Борякова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стребелева, У. В. Ульянкова и многие другие. По данным исследования детей с ЗПР дошкольного возраста, мышление без коррекционного воздействия формируется очень медленно, они недостаточно обобщают общественный опыт. Проблемные задачи решают с трудом, испытывают сложности в понимании схематических изображений. Следует отметить, что мышление - основная форма познания окружающего мира. Оно протекает на базе чувственного познания. В условиях воспитания и образования обеспечивается целенаправленный и систематический характер развития наглядно-образного мышления, важно также учитывать тот факт, что неразвитость мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития мышления не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию умения решать доступные практические, несложные, проблемные задачи. Полученный опыт через игру, даст возможность понимать и решать задачи не только в наглядно - образном плане, но и в словесно-логическом плане. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, по мнению авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина имеет высокий потенциал развития не только эмоционально-личностной сферы, но и познавательных процессов и может быть использована как основная форма активности детей дошкольного возраста с ЗПР на коррекционных мероприятиях.
Цель работы - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить степень разработанности проблемы;
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для оценки уровня наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Экспериментальным путём оценить уровень наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Теоретически обосновать и составить программу коррекции наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
5. В процессе формирующего эксперимента апробировать коррекционную программу, направленную на коррекцию уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
6. Экспериментально проверить эффективность составленной коррекционной программы.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - сюжетно-ролевая игра как метод повышения уровня наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если проводить психологическую работу с применением сюжетно-ролевых игр.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (63), приложений (6).
Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают созревать все психические свойства, а также на этом этапе формируется личность ребенка. Через ознакомление с предметами и их свойствами, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются познавательные процессы и различные виды деятельности. Нужно отметить, что на протяжении всего психического развития ребенка, взрослый должен всегда быть рядом, направлять и помогать ребенку, а также принимать непосредственное участие в его полноценном развитии. Изучением мышления занимались такие авторы как:
A. В. Брушлинский, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, B. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и др. Мышление - это психический процесс, включающий в себя ощущение и восприятие, однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках, т. е. единичные предметы человек воспринимает как совокупность их случайных и основных признаков, а затем, выделяя в процессе мышления основное, познаёт разнообразие и зависимость между явлениями, и их закономерности
В ходе работы была реализована цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме исследования.
2. Изучены характеристики наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проведено экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста по подобранным методикам.
4. Составлена и частично апробирована программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «наглядно-образное мышление», «наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Для исследования развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. «Составление целого из частей»;
2. «Лабиринт» (Л. А. Венгер) ;
3. «Нелепицы»(Т. В. Чередникова);
4. «Нахождение недостающих деталей» (Т. В. Чередникова).
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления, а также есть дети с низким уровнем развития наглядно- образного мышления.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры
Данная программа составлена на основе с учетом разработок и рекомендаций следующих авторов: Н. А. Виноградова, А. О. Карабанова, Н. В. Краснощекова, Н. В. Позднякова.
Целью программы является повышение уровня развития наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных операций, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления;
- формирование познавательной мотивации к обучению;
- Развитие вербальных и невербальных средств общения;
- развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Коррекционная программа, направленная на развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры, включает в себя 3 этапа:
1) Этап объективизации трудностей, данный этап направлен на установление позитивного отношения среди сверстников;
2) Основной коррекционный этап. Данный этап подразумевает развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3) Закрепительный этап.
На формирующем этапе эксперимента была частично апробирована коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры. Частичная апробация программы осуществлялась с середины октября по конец ноября 2018 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 26 «Лесовичок» г. Екатеринбурга. Детский сад расположен по адресу: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.14.
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий, из первого этапа «Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в микрогруппе» проведено 2 коррекционно-развивающих занятия («Знакомство», «Любимая еда»), из второго этапа «Развитие наглядно-образного мышления» проведено 6 коррекционно-развивающих занятий посредством сюжетно-ролевой игры («Семья», «Путешествие по городу», «Зоопарк», «Больница», «Магазин» «Варим, Варим мы компот»), из третьего этапа «направленное на закрепления развития наглядно-образного мышления» проведено 2 занятия («Близнецы», «Прощание»).
Во время реализации коррекционной программы, использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие наглядно-образного мышления. Работа осуществлялась в групповых занятиях, что способствовало развитию познавательной мотивации у данной категории детей через включение их в совместную деятельность. Коррекционно-развивающие занятия были построены так, что в процессе занятий у группы детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря, включению детей старшего дошкольного возраста в совместную деятельность. Это является благоприятным условием для развития наглядно-образного мышления, так как ребёнок, который верит в свои силы и видит поддержку группы, более уверен в себе.
Задачи формирующего этапа эксперимента частично решены. Успешная реализация всех задач в полном объеме возможна только при полной апробации коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного этапа эксперимента являлась эффективности проведения коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный результаты констатирующего и контрольного эксперимента, наблюдается незначительная динамика развития наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления, долгосрочный процесс, который требует систематического и комплексного подхода Данная коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры рассчитана на 40 занятий, проведено из которых 10 занятий, это является следствием того, что программа не была реализована в полной мере. Коррекционно-развивающая программа предполагает длительное использование в течении всего учебного года. На основе полученных результатов прослеживается незначительная динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной коррекционной программы, будет присутствовать эффективность данной программы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 121 с.
2. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева // Символ науки. - 2016. - № 1 (2). - С. 75-82.
3. Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / А. Л. Венгер. - М., 1994. - 192 с.
4. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 210 с.
5. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
6. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М. : Смоленск, 1990. - 182 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1985. - 186 с.
8. Власова, Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина. - М. : Просвещение, 1991. - 100 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [Текст] / Л. С. Выгодский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983
Т.3 : Проблемы развития психики. - 1983. - 368 с.
12. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1989. - 368 с.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
14. Доминикевич, С. А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук / С. А. Доминикевич. - М., 1977. - 24 с.
15. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е. А. Ежканова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 1. - С. 25-33.
16. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Владос, 2003. - 32 с.
17. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик, В. Н. Секачев. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 154 с.
18. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986
Т.1 : Психическое развитие ребенка. - 1986. - 425 с.
19. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов психологии / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 384 с.
20. Зворыгина, Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31-40.
21. Зеленцова-Пешкова, Н. В. Игротерапия для дошкольников [Текст] / Н. В. Зеленцова-Пешкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2014. - 156 с.
22. Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] / В. Зинченко. - М. : АСТ, 2008. - 868 с.
23. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2013. - 144 с.
24. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. - М. : Айрис- пресс, 2004. - 112 с.
25. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
26. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М., 1997. - 175 с.
27. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 208 с.
28. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
29. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. - М. : Скрипторий, 2003 ; 2012. - 160 с.
30. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2008. - 251 с.
31. Лаврова, Г. Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре [Текст] / Г. Н. Лаврова. - Челябинск : Цицеро, 2010. - 195 с.
32. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. - М. : Издательский центр «Академия», 1982. - 340 с.
33. Левченко, Н. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Коррекционная педагогика, 2005. - 160 с.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : Изд. МГУ, 1981. - 465 с.
35. Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. - Смоленск, 1994. - 276 с.
36. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 2002. - 384 с.
37. Лурия, А. Р. Язык и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Педагогика, 1989. - 262 с.
38. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004. - 352 с.
39. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-патопсихологическая диагностика) [Текст] / И. Ф. Марковская. - М. : Компенсцентр, 1993. - 143 с.
40. Мастюкова, Е. М. Клиническая характеристика задержки психического развития [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - 1982. - № 4. - С. 19-39.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
42. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
43. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков. - М. : ИЦ ИЭТ, 2013. - 268 с.
44. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 284 с.
45. Павлий, Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий. - М., 1997.
- 184 с.
46. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб., 1997. - 434 с.
47. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Педагогика, 1966. - 95 с.
48. Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 444 с.
49. Рудик, П. А. Игры детей и их педагогическое значение [Текст] / П. А. Рудик. - М., 1988. - 33 с.
50. Светланова, И. А. Психологические игры для детей [Текст] / И. А. Светланова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2015. - 188 с.
51. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович. - М., 1990. - 466 с.
52. Слепович, Е. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович, С. С. Харин // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 102-109.
53. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
[Электронный ресурс]. - URL :
http://nsportal.rU/sites/default/files/2011/6/diagnostika.rar (дата обращения:
21.11.2018).
54. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
55. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 180 с.
56. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учебное пособие / О. К. Тихомиров. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
57. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
58. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева.
- М., 2001. - 336 с.
59. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 1976. - 128 с.
60. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов [Текст] / Т. В. Чередникова. - СПб. : Речь, 2004.-304 с.
61. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1960. - 92 с.
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1999. - 360 с.
63. Якиманская, С. И. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления [Текст] / С. И. Якиманская, В. С. Столетнев. - М. : Педагогика, 1989. - 240 с.