ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «культура здоровья» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Условия, способствующие формированию культуры здоровья у
младших школьников 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 21
2.1. Исследование уровня культуры здоровья обучающихся на
начальном этапе исследования 21
2.2. Организация работы по формированию культуры здоровья
обучающихся начальных классов и анализ полученных результатов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность проблемы исследования. В современной России выделяется ряд глобальных перемен, на фоне которых ярко обозначилась проблема здоровья населения, и в том числе детей. По результатам исследования последних лет наблюдается резкое ухудшение здоровья населения России. Падает рождаемость, увеличивается смертность, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Перечисленные негативные тенденции особо остро отражаются на здоровье детей.
В современных условиях развития общества возрастает актуальность формирования в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (далее - ЗОЖ). Здоровье каждого индивида и общества в целом имеет невероятную ценность. Это тот дар, который мы получаем с рождения. Здоровье лишь можно восстанавливать, сохранять, приумножать и оберегать. Особенную актуальность приобретает проблема формирования основ культуры здоровья в младшем школьном возрасте, когда активно развивается личность ребенка.
Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой - недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования основ культуры здоровья. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полноценной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Особое внимание формированию основ культуры здоровья у млад-ших школьников уделяется на уроках курса «Окружающий мир».
Объект исследования - процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - условия, способствующие формированию основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить результативность формирования культуры здоровья обучающихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир».
Для этого мы поставили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Определить условия формирования основ культуры здоровья у младших школьников и их значение для формирования культуры здоровья обучающихся.
3. Разработать систему работы с обучающимися начальных классов по формированию культуры здоровья в процессе изучения курса «Окружающий мир» и выявить её результат.
Методы исследования: теоретические - анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические - тестирование младших школьников, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическая основа исследования. Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования культуры здоровья занимались ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии - И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии - Л.С. Выготский и др., экологии - Е.А. Гольман, Л.В. Моисеева и др.; и педагогики - Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования основ культуры здоровья у младших школьников представлены в работах И.М. Новиковой, Г.С. Туманян, С. Дерябо, В. Ясвина, Н.С. Гаркуши. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для формирования основ культуры здоровья у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Е.В. Панкратьева» г. Нижняя Тура.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Наше исследование было посвящено проблеме формирования культуры здоровья младших школьников.
Мы выяснили, что культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры, которая направлена на преодоление «факторов» риска, возникновение и развитие болезней, а также на оптимальное использование природных и социальных условий в интересах сохранения здоровья школьников.
Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой - недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Под культурой здоровья следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Под культурой здоровья младших школьников будем понимать систему, представленную совокупностью элементов, обеспечивающих комплекс теоретических и практико-ориентированных знаний и представлений в области личного здоровья, здоровья окружающих, здорового образа жизни и без-опасного поведении, а также адекватное использование и применение принципов активного оздоровления.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся формирования культуры здоровья у младших школьников младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива».
Учитывая то, что формирование культуры здоровья затрагивает разные стороны развития личности младшего школьника и на основе изучения публикаций по проблеме исследования были выделены критерии сформированности культуры здоровья у младших школьников: знаниевый, аксиологический, деятельностный. Знаниевый критерий включает в себя уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Аксиологический критерий включает в себя ценностное отношение обучающихся младшего школьного возраста к здоровью, здоровому образу жизни, доминирование в иерархии ценностей - здоровья. Деятельностный критерий отражает, насколько младшие школьники способны реализовывать основные положения здорового образа жизни в поведении, привычках и действиях.
Исследовательская работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Е.В. Панкратьева» г. Нижняя Тура в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте принимали участие 17 человек, школьники 3 «Б» класса.
Цель констатирующего этапа исследования было определение уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. Для этого были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников, проведена диагностика культуры здоровья у младших школьников, проанализированы полученные результаты.
На формирующем этапе исследования, для успешного формирования культуры здоровья младших школьников применялись такие активные методы формирования культуры здоровья как: проблемный рассказ, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций.
Для повышения знаниевого критерия нами были проведены следующие занятия:
1. Урок «Окружающего мира» по теме: «О здоровом образе жизни», направленного на формирование у третьеклассников культуры здоровья, где перед обучающимися ставились проблемные вопросы и ситуации, предлагались задания творческого характера, таким образом обучающиеся должны были прийти к выводу, что значит быть здоровым.
2. В рамках темы: «Воздух и его охрана» был проведен проект на тему: «Оценка загрязненности воздуха с помощью лишайников». Цели проекта: определить степень загрязненности атмосферного воздуха на пришкольном участке и разработать простейшие способы по его очистке.
3. Для закрепления знаний о здоровье и здоровом образе жизни обучающимися были разработаны в группах три лэпбука, направленные на формирование культуры здоровья.
4. Для формирования ценностного отношения к здоровью (аксиологический критерий) был проведен классный час (нетрадиционный урок по окружающему миру) на тему: «Друзья Вода и Мыло».
5. Для того, чтобы сформировать у обучающихся положительное отношение к спорту и ведению здорового образа жизни, в рамках темы «Здоровый образ жизни», нами был создан социальный видеоролик «Будь здоров - занимайся спортом».
6. Одним из методов формирования культуры здоровья является метод гигиенического практикума (деятельностный критерий). Данная форма организации деятельности обучающихся направлена на развитие и совершенствование гигиенических умений и навыков.
В процессе занятий у детей формировалось нравственное отношение к своему здоровью. Ребёнок начинал понимать, что здоровье это важнейшая ценность, которая является одним из важных условий достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В результате занятий повысился уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
Целью контрольного исследования было определение динамики сформированности культуры здоровья у младших школьников. Была проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. С целью выявления динамики развития знаниевого, аксиологического и деятельностного критериев культуры здоровья у обучающихся младшего школьного возраста, мы провели сравнение результатов диагностики, которые были получены на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Сравнивая уровни сформированности культуры здоровья у обучающихся младших классов на констатирующем и контрольном этапах исследования, можно сказать, что на контрольном этапе исследования уровень сформированности культуры здоровья у большинства обучающихся класса имеет положительную динамику: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности культуры здоровья увеличилось с 24% до 41%; со средним уровнем с 41% до 47%; а количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось с 35% до 12%.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированные нами педагогические условия являются эффективными для формирования культуры здоровья младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены.
1. Аджигеримова, Г. С. Влияние некоторых социально-гигиенически факторов (факторов риска) на состояние здоровья детей [Текст] / Г. С. Аджигеримова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №5. - С. 231 - 235.
2. Аникеева, Н. Г. Сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников как педагогическая проблема [Текст] / Н. Г. Аникеева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. - 2014. - С. 60 - 61.
3. Базелюк, Н. Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека [Текст] / Н. Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. - № 2. - С. 237-239.
4. Баранов, А. В. О социальной парадигме здоровья [Текст] / А. В. Баранов // Петербургская социология. - 2016. - №1. - С. 9-12.
5. Барзилович, Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни [Текст] / Е. Ю. Барзилович. - СПб.: Питер, 2013. - 415 с.
6. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций [Текст] / Е. В. Беликова. - М.: ЭКСМО, 2016. - 160 с.
7. Виленский, М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] / М. Я. Виленский // Вестник балтийского федерального университета имени И.Канта - 2016.-№ 11.- С. 8-18.
8. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 11-15.
9. Выготский, Л. С. Воспитание детей [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Логос, 2010. - 841 с.
10. Гавриш, Т. Здоровый образ жизни. Синоним - безопасный тип поведения [Текст] / Т. Гавриш // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2015. - С. 52-56.
11. Гаркуша, Н.С. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников / Н.С. Гаркуша; гл. ред. В.В. Кравец // Воспитательная работа в школе. - М.: Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 93-112.
12. Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье [Текст] / Л. Герасимова // Начальная школа До и После. - 2008. - № 6. - С. 109-112.
13. Гольман, Е. А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации [Текст] / Е. А. Гельман // Журнал исследований социальной политики. - 2014. - Т. 12. - № 4. - С. 509-517.
14. Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 18.10.2018 г.)
15. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - 2 изд., испр. и доп. [Текст] / Е. В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
16. Дерябо С. Описание методики С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью [Электронный ресурс] / С. Дерябо, В. Ясвин. - URL: https://pandia.ru/text/78/302/42348.php.(Дата обращения: 15.10.2018)
17. Дзапарова, Н.К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников [Текст] / Н.К. Дзапарова // Этническая педагогика: теория и практика. Материалы всероссийской конференции. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2012. - 63 с.
18. Егорова, Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности: опыт отечественного и зарубежного образования [Текст] / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2017. - № 11. - С. 10¬12.
19. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. - М.: Наука, 2016. - 238 с.
20. Здоровый образ жизни: определение. Что такое здоровый образ жизни и его составляющие [Электронный ресурс] // Help-OK помощь и волонтёрство. - 2018. - URL: http://help-ok.ru/zoj/zdorovyj-obraz-zhizni-opredelenie-chto-takoe-zdorovyj-obraz-zhizni-i-ego-sostavlyayushhie.html (дата обращения: 18.10.2018).
21. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. - 2010. - № 9. - С. 45-47.
22. Казакова, Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении : метод. пособие [Текст] / Т. Казакова // Здоровье детей. - 2017. - № 4 (февр.). - С. 3-30.
23. Калинина, М. Быть здоровыми должны взрослые и дети [Текст] / М. Калинина // Минская школа сегодня. - 2016. - № 5. - С. 42-51.
24. Кольцов, Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека [Текст] / Д. А. Кольцов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2014. - № 4. - С. 27-31
25. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка /
B. Кудрявцев // Педагогика. - 2016. - №4. - С. 56-59.
26. Лешина, И.А. Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни: сборник учебно-методических материалов [Текст] / И.А. Лешина,
C. И. Куптараева. - Нефтекамск: МБУ ИМЦ, 2015. - 58 с.
27. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст] / В. В. Марков. - М.: Академия, 2011. - 289 с.
28. Мысина, Т. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью [Текст] / Т. Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2011. - №2. - С. 46 - 57.
29. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия [Текст] / Ю. В. Науменко // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2015. - №3. - С. 52-66.
30. Новикова, И. М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших младших школьников [Текст] / И. М. Новикова // Педагогика. - 2016. - №5. - С. 21 - 30.
31. Новикова, И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2016. - № 8 - С. 52-55.
32. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч 1. [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
33. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях :
Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвщение, 2012. - 96 с.
34. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях : Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012. - 121 с.
35. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012 - 135 с.
36. Плешаков, А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
37. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012 - 102 с.
38. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 133 с.
39. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014 - 141 с.
40. Полтавцева, Н. В. Приобщаем младших школьников к здоровому образу жизни [Текст] / Н. В. Полтавцева. - Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
41. Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. - 2016. - №5 - С. 29 - 34.
42. Сергеева, В. П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / В. П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 с.
43. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст] / М. Сильченко // Педагогика. - 2016. - №3. - С. 69-72.
44. Скумин, В. А. Культура здоровья: избранные лекции [Текст] / В.А. Скумин. - Чебоксары: К здоровью через культуру, 2002. - 264 с.
45. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: Управление ГОУ, 2003. - 272 с.
46. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ,2017. - 111 с.
47. Соловьева, Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации [Текст] / Н.И. Соловьева // ЭКО. - 2004. - № 17. - С 23-28.
48. Тихомирова, Л. Ф. Формируем у детей отношение к своему здорвью [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Педагогика. - 2016. - №4. - С.40 - 49.
49. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г. С. Туманян. - М.: Академия, 2016. - 336 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013.- 16 с.