Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические технологии как условие формирования культуры здоровья учащихся начальных классов

Работа №97378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 8
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура
здоровья» 8
1.2. Особенности формирования культуры здоровья младших школьников . 15
1.3. Здоровьесберегающие организационно-педагогические технологии 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 32
2.1. Выявление уровня сформированности культуры здоровья учащихся
начальной школы на начальном этапе исследования 32
2.2. Деятельность по формированию культуры здоровья младших
школьников на основе здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 11 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 104


Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (далее ФГОС НОО) предъявляет требования к результатам освоения младшими школьниками учебной программы, в части создания благоприятных условий формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Результаты деятельности образовательного учреждения по формированию у младших школьников здорового образа жизни призваны обеспечить общество выпускниками начальной школы, которые физически подготовлены, устойчивы к неблагоприятным внешне-средовым факторам, осознано и бережно относятся к своему здоровью. Острота данной тематики подтверждается важностью проблемы на современном этапе развития общества, поскольку физическое состояние подрастающего поколения характеризуется негативными тенденциями, а именно: снижение уровня здоровья детей (каждый третий ребёнок по данным Всемирной организации здравоохранения болеет в течение года более четырёх раз в год), ухудшение физической подготовленности, увеличение хронических заболеваний детей, в то время как растёт их информационная загруженность.
Культура здоровья включает в себя использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности, правильно организованный режим труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от привычек, негативно влияющих на здоровье.
Культура здоровья - это осознанная человеком система операций и связей, обусловливающих уровень индивидуального и общественного здоровья, исходящих из отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Важный этап в формировании понятия «культура здоровья» - это младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. Поэтому от того, какие условия для учебной деятельности и развития ребенка созданы в образовательном учреждении, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни младшего школьника. Второй компонент для младших школьников особенно актуален, так как в это время происходит определение личной позиции в разных сферах жизнедеятельности.
Исследования уровня здоровья учащихся начальной ступени образования в разных регионах нашей страны говорят о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья учащихся (В. Н. Касаткин, Н. К. Смирнов, Е. А. Стальков, Т. Ф. Орехова). Ученые Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН отмечают увеличение количества заболеваний младших школьников на 89 %, за прошедшие десять лет. Отечественные ученые (М. М. Безруких, Н. А. Голиков, З. Ю. Тюмасева) говорят о том, что проблема увеличивается в процессе перехода учащихся из класса в класс.
Многочисленные исследования доказывают важность формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста, но среди авторов нет единого представления о педагогических технологиях, способствующих оптимизации данного процесса, однако особого внимания требует обращение к данной проблеме в школе. Перед психологами, учителями, родителями и медиками остро встает вопрос не только о преодолении, устранении нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на ребенка и способствовать формированию у него здорового образа жизни.
Таким образом, проблема выявления педагогических технологий, которые будут способствовать формированию культуры здоровья у детей младшего школьного возраста, и в классической, и в современной педагогике, психологии была и остается актуальной. Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между теоретической разработанностью проблемы формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью организационно-педагогических технологий для эффективного осуществления данного процесса.
В соответствии с вышеизложенным становится необходимым осуществление поиска путей и определения педагогических технологий формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста. В педагогике уже накоплен некий опыт в данной сфере, в частности в разработку различных аспектов данной проблемы внесли вклад: А. М. Асмолов, М. М. Безруких, Г. А. Бутко, И. В. Журавлёва, В. М. Нилов, Н. К. Смирнов, С. М. Степанова, А. А. Ошкина, В. П. Петленко, однако у авторов нет единого подхода к определению понятия «культура здоровья».
Объект исследования - процесс формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
Предмет исследования - использование организационно-педагогических технологий при формировании культуры здоровья в образовательном процессе.
Цель исследования - рассмотреть возможность использования организационно-педагогических технологий в начальной школе для формирования культуры здоровья младших школьников.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «культура здоровья» и особенности ее формирования в научно-методической литературе.
2. Изучить особенности здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий в начальной школе.
3. Выявить уровень сформированности культуры здоровья у младших школьников и разработать систему деятельности педагога и образовательного учреждения по реализации здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения:
- подходы к пониманию культуры здоровья (Э. Н. Вайнер, Л. Н. Волошина, Е. В. Волынская, Н. В. Гончарова);
- теории здоровьесберегающих педагогических технологий (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Н. К. Смирнов, А. Г. Щедрина);
- концепции образования в области здоровья (Н. М. Амосов, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы, список приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст является решающим в формировании здорового образа жизни, поэтому требуется особый подход к детям этого возраста со стороны учителей и родителей. Содержание взаимодействия учителя и родителей и детей в начальной школе, когда формируется здоровый образ жизни младших школьников, проявляется во включении взаимосвязанных и взаимозависимых элементов; общения, отношений, предполагающих коммуникацию в виде обмена информацией; познания личности учащихся вместе с их родителями; постоянном двустороннем контакте (связи).
Проанализировав понятие культура здоровья и особенности ее формирования у учащихся начальных классов в научно-методической литературе, изучив особенности здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий в начальной школе, проведя на практике диагностику по оцениванию уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников и проанализировать получившиеся результаты, можно сделать следующие выводы о том, что для успешного формирования культуры здоровья младших школьников необходимо:
• Знать и соблюдать реализацию организационно-педагогических здоровьесберегающих технологий;
• Организовать деятельность по формированию культуры здоровья младших школьников в интеграции трех компонентов: когнитивного, ценностного, поведенческого;
• Регулярно проводить диагностику, анализ результатов и на ее основе составлять план деятельности, заданий, упражнений по формированию культуры здоровья обучающихся и осуществлять мониторинг каждого урока с учетом особенностей развития учеников.
Однако проанализировав систему уроков за один учебный день и урок математики на базе МАОУ средней общеобразовательной школы № 69 в г. Екатеринбурге в 3 «А» классе, мы выяснили, что далеко не все важные аспекты и задачи здоровьесбережения соблюдаются в практической деятельности: начало занятий с 14 дня уже является отклонением от нормы, так как в это время работоспособность обучающихся находится на низком уровне, это время рационально использовать для проведения внеурочных мероприятий, походов в секции, организации мероприятий досугового характера), однако внешние показатели (освещение, температура в классе, учебная мебель и принадлежности) находятся в полном порядке и обеспечивают свои функции, однако внутренние показатели (здоровьесберегающая деятельность учителя, психологический комфорт в классе) требуют обязательной коррекции: просвещение педагога в вопросах здоровьесбережения, установление режимных моментов в классе, влияющих на благополучие здоровья (физкультминутки, релаксационные паузы, гимнастики для различных групп мышц), учителю также необходимо работать в рамках компонентов культуры здоровья, для этого была предложена система заданий для различных уроков, раскрывающая тот или иной компонент.
Проведение диагностической деятельности по методам опроса и анкетирования определило уровень сформированности культуры здоровья младших школьников как низкий. Поэтому необходимо рассмотреть с учащимися характеристику здоровьесберегающих понятий, определение и смысл которых может быть не понятен, затруднителен в характеристике. Ввести в образовательную деятельность систему уроков, раскрывающих содержание культуры здоровья, здорового образа жизни, проектную деятельность, раскрывающую темы сохранения и укрепления здоровья. Для обучающихся с полярными результатами уровня культуры здоровья был разработан комплекс дифференцированных учебных заданий, направленных на здоровьесберегающую деятельность.
Сопровождение учащихся в вопросах здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни дает им полные и фундаментальные знания для дальнейшей работы по охране своего здоровья и глубокого понимая такие важных сложных и актуальных вопросов, касающихся личного здоровья каждого.



1. Алимова, Т. Г. Программа по формированию здорового образа жизни у учащихся [Текст] / Т. Г. Алимова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2016. - № 8. - С.43-54.
2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов. - Москва: АСТ, 2014. - 191 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - Москва, Издательство Московского университета, 1986. - 141 с.
4. Безруких, М. М. Школа и здоровье: история и современность [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. Н. Безобразова // Управление школой. - 2016. - № 17. - С. 43-47.
5. Богомолов, Б. Н. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Б. Н. Богомолов. - Москва: АСТ, 2013. - 736 с.
6. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. - Москва: Физкультура и спорт, 2012. - 212 с.
7. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст]: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - Москва: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота [Текст]: в 5 т. / Под ред. В. П. Петленко. - Санкт-Петербург, 1997. - Т. 5. - 560 с.
9. Волина, В. В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь [Текст] / В. В. Волина. - Москва: АСТ-Пресс, 1996.
- 256 с.
10. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе [Текст] / Е. А. Воронова. - Москва: Феникс, 2016. - 178 с.
11. Драгунский, В. Ю. Что любит Мишка [Текст] / В. Ю. Драгунский.
- Москва: Облако, 2017. - 20 с.
12. Егорова, О. В. Содружество семьи и школы - залог успеха в воспитании здорового образа жизни [Текст] / О. В. Егорова // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С.74-76.
13. Жаренкова, Т. Н. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях [Текст] / Т. Н. Жаренкова // Классный руководитель. - 2016. - № 1. - С. 120-121.
14. Казначеев, В. П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века [Текст] / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2016. - 194 с.
15. Калюжный, Е. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] / Е. А. Калюжный, В. Ю. Маслова, С. В. Михайлова. - Арзамас: АГПИ, 2015. - 284 с.
16. Кожанова, Н. Е. Работа учителя начальных классов по повышению воспитательного потенциала семьи [Текст]: дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Е. Кожанова. - Москва: 2015. - 214 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ