ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Проблема здоровьесбережения: пути её решения в образовательном
процессе 6
1.2. Понятие и виды здоровьесберегающих технологий 12
1.3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 37
2.1. Исследование факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся
начальных классов, на начальном этапе исследования 37
2.2. Педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в
образовательном процессе младших школьников» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах [51].
Одним из направлений реализации этой задачи является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями [51].
Очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся, которое связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также их несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровья обучающихся. В самом общем виде под здоровьесберегающими технологиями понимают все те психолого-педагогические технологии, методы и программы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии способствуют рациональной организации учебного процесса таким образом, чтобы он соответствовал возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, а также гигиеническим требованиям. В настоящее время в образовательных учреждениях выявляются некоторые проблемы, которые связаны с использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным и здоровьесберегающим, общее несовершенство учебных программ и образовательных технологий, несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение гигиенических требований в процессе организации образовательного процесса, неправильное питание и недостаток двигательной активности обучающихся. Особенно актуально решение данных проблем в рамках начальной школы.
В связи с этим цель работы - теоретическое обоснование и организация опытно-поисковой работы по организации сохранения здоровья учащихся начальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающих технологий.
Объект исследования - образовательные здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования - потенциал применения образовательных здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему здоровьесбережения: пути её решения в образовательном процессе, охарактеризовать понятие и виды здоровьесберегающих технологий, изучить особенности применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
2. Выявить факторы, влияющие на уровень здоровья учащихся начальных классов, на начальном этапе исследования;
3. Провести опытно-поисковую работу по сохранению здоровья учащихся начальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающих технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования - проблема обеспечения здоровья обучающихся в образовательном процессе раскрыта в работах Г. К. Зайцева, Л. Г. Татарниковой, Ю. Л. Варшамова, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, В.А. Гурова, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнова, И.Ю. Глиняновой, Е.А. Шульгина, Т.А. Солдатовой и др. Вопросам использования здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками уделяли внимание Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураева, Э.М. Казина, А.И. Федорова, Н.Э. Касаткина, Г.И. Тушина, А.А. Сидоренко и др.
Методы работы - теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, количественный и качественный анализ данных).
Практическая значимость - разработанный педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе младших школьников» может быть использован в практической деятельности учителей начальной школы по сохранению здоровья обучающихся.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Цель работы, которая ставилась нами в начале работы - теоретическое обоснование и организация опытно-поисковой работы по организации сохранения здоровья учащихся начальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающих технологий. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи: проанализировали проблему здоровьесбережения: пути её решения в образовательном процессе, рассмотрели и охарактеризовали понятие и виды здоровьесберегающих технологий, изучили особенности применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе, организовали диагностику составляющих здорового образа жизни у младших школьников, разработали и внедрили в практику педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе младших школьников».
Рассмотрение понятия здоровьесберегающих технологий в психолого - педагогической литературе позволило нам установить, что здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В настоящее время существует несколько классификаций видов здоровьесберегающих технологий. Наиболее общая классификация выглядит так: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения; технологии обучения здоровому образу жизни, психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности; коррекционные технологии.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей - обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы - и собственную, и в образовательном учреждении - по здоровьесбережению. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несет и система образования. Учителя начальных классов используют в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие формы работы: утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, цветотерапия; релаксационные паузы (звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды); упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки; тематические воспитательные часы, праздники, оформление стендов, стенгазет и пр. Таким образом, система здоровьесбережения - это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, арт- педагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Результаты диагностики показали, что с учениками необходимо проводить работу по сохранению их здоровья, по повышению значимости здорового образа жизни. Для этого нами был разработан педагогический проект с целью показать значимость и возможность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Работа предполагала использование разнообразных форм, методов и средств работы, а также тесное сотрудничество педагога, родителей и обучающихся. Мы предполагаем, что реализация на практике данного педагогического проекта будет способствовать сохранению здоровья учащихся начальных классов и повышению у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. [Текст] / И. Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.
2. Агаджанян, Н. А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. [Текст] / Н. А. Агаджан. М.: Изд-во РУДН, 2012. - 27 с.
3. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии. [Текст] / Е. К. Ацдаркин. Учебное пособие. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. — 176 с.
4. Алямовская, В. Г. Оздоровительные технологии в образовательном учреждении: инновационный аспект. Лекции 1-4 [Текст] / В. Г. Алямовская. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 92 с.
5. Белогурова, Я. Г., Медведь Р. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций [Текст] / Я. Г. Белогурова // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 9-10.
6. Бех, И. Д. Личностно-ориентированное воспитание: Науч.-метод. пособие [Текст] / И. Д. Бех / Институт содержания и методов обучения. — К., 1998. — 204 с.
7. Бойченко, Я. Здоровьесбережение современной молодежи. [Текст] / Я. Боцченко. Монография. — Харьков: Изд-во И.С. Иванченко, 2013. — 195 с.
8. Бурлаков, А. Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка. [Текст] / А. Н. Бурлаков. Сборник тезисов и статей шестой научно-практической конференции, посвященной 15-летию Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС» г. Бердска (1-2 ноября 2006 г.), 2007. - 272 с.
9. Вайнер, Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя. [Текст] / Э. И. Вайнер. Москва: Чистые пруды, 2006. — 30 с.
10. Венедиктов, Д. Д. Социально-философские проблемы здравоохранения [Текст] / Д. Д. Венедиктов // Вопросы философии. - 2013. - № 4. - С. 14 - 24.
11. Горащук, В. П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика) [Текст] / В. П. Горашук. Луганск: Альма-матер, 2013. - 388 с.
12. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38.
13. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л. Г. горькова, Л. А. Обухова. Москва: 5 за знания, 2005. — 102 с.
14. Гребнева М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового
образа жизни» [Электронный ресурс] / М.В. Гребенева: URL:
schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc (дата обращения:
18.01.2019)
15. Григоренко, В. Г. Теория мотивированных дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физическом совершенствовании человека [Текст] / В. Г. Григоренко. — М.: Фонд социальных изобретений России, 2000. — 226 с.
16. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.
17. Дмитриева, Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. [Текст] / Е. В. Дмитриева. М., 2012. - 224 с.
18. Дубогай, А. Д. Физкультура: мы и дети [Текст] / Александра Дмитриевна Дубогай, Людмила Михайловна Мовчан. — К.: Здоровье, 1989. — 140 [2] с.
19. Дыхан, Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. [Текст] / Л. Б. Дыхан. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 412 с.
20. Дыхан, Л. Б., Кукушкин, В. С., Трушкин, А. Г. Педагогическая валеология. [Текст] / Л. Б. Дыхан. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.-Ростов н./Д. Изд.центр «МарТ», 2005. - 528 с.
21. Жерякова, С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века [Текст] / С. В. Жерякова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.
22. Золотых, И. В., Золотых, Н. А. Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения [Текст] / И. В. Золотых. Журнал «Начальная школа» №8/2012. С. 90-97
23. Иванова, Н. А. Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов [Текст] / Н. А. Иванова // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 48-50.
24. Ирхин, В. Н., Ирхина, И. В. Учитесь на здоровье. Здоровье ориентированный образовательный процесс на уроке. [Текст] / В. Н. Ирхин. М.: Чистые пруды, 2008. —- 32 с.
25. Исакова, А. П. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа [Текст] / А.П. Исакова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №11. - С. 6-8.
26. Казначеев, В. П. Здоровье нации, просвещение, образование. [Текст] / В. П. Казначеев. Москва - Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 248 с.
27. Казначеев, В. П., Казначеев, С. В. Адаптация и конституция человека. [Текст] / В. П. Казначеев. М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 2013. - 80 с.
28. Кирпичев, В. И. Физиология и гигиена младших школьников. [Текст] / В. И. Кирпичев. Пособие для учителя. М. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. -144 с.
29. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. [Текст] / В. И, Ковалько. М.: «ВАКО», 2005г., 296с.
30. Курбатова, А. С., Ягин, В. В. Проблема здоровьесбережения в современной российской школе [Электронный ресурс] / А. С. Курбатова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=24977(дата обращения: 02.12.2018).
31. Ларионова, И. С. Здоровье как витальная ценность [Текст] / И. С. Ларионова. - М., 2014. - 190 с.
32. Левина, С. А., Тукачева, С. И. Физкультминутки [Текст] / С. А. Левина. Волгоград: Учитель, 2005. 68 с.
33. Лисицын, Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. - [Текст] / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 2011. - 328 с.
34. Лисицын, Ю. П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья [Текст] / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение. - М: Наука, 2009. - С. 48 - 62.
35. Макарова, Л. П., Соловьёв, А. В., Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
36. Максименко, Т. А., Вакуленко, Л. С. Лечебная физкультура для детей первого года жизни [Текст] / Т. А. Максименко: Учебно-методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2011. — 48 с.
37. Малюкова, И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. [Текст] / И. В. Малюкова — М.: АСТ. СПб «Сова», 2007. — С.641-645.
38. Маркова, Р. И., Шеховцова, Л. Д., Прокофьева, И. В., Секишева, Т. А. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / Р. И. Маркова // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/170/41280/(дата обращения: 21.12.2018).
39. Менчинская, Е. А. Педагогика. Психология. Управление. Основы
здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические
рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. [Текст] / Е. А. Менчинская. М.: Вента Граф, 2008 г. -112 с.
40. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. [Текст] / А. М. Митяева. Учебное пособие. — М.: Академия, 2010. — 192 с.
41. Михайленко, Н. В. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада. [Текст] / Н. В. Михайленко // Дошкольное воспитание. 2014. - №9. - С.59 - 65.
42. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы. [Текст] / В. О. Морозов. Орский гуманитарно-технолог. ин¬т, В.О. Морозов. — Орск: Изд-во ОГТИ, 2014. — 188 с.
43. Никанорова, Т. С., Сергиенко, Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст] / Т. С. Никанорова. Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. — 96 с.
44. Никишина, И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы,
технологии. [Текст] / И. В. Никишина. М.: Планета, 2014. - 90 с.
45. Обухова, Л. А., Лемяскин, Н. А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья. [Текст] / Л. А. Обухова. М.: «ВАКР», 2005 г.
46. Омельченко, С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков [Текст] / С. А. Омельченко: Монография. — Луганск: Альма-матер, 2007. — 352 с.
47. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. —304 с,
48. Ошкина, А. А. Психологические основы формирования основ здорового
образа жизни у дошкольников [Текст] / А. А. Ошкина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология Выпуск № 4 (11) / 2012. С. 22-28
49. Ошкина, А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников [Текст] / А. А. Ошкина: автореф.дисс.кан.пед. наук. - СПб, 2009г. - 25с.
50. Патрикеев, А.М. Физкультура в вопросах и ответах. [Текст] / А. М. Патрикеев. М.: Издательские решения, 2015. — 510 с.
51. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л. И. Пензулаева. М.: Мозаика-синтез, 2011. — 101 с.
52. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"[Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 11.01.2019)
53. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения: 11.01.2019)
54. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] URL:
https://www.menobr.ru/article/65401 -qqq- 18-m1-profstandart-pedagoga (дата
обращения: 11.01.2019)
55. Прохорова, Г. А. Утренняя гимнастика для детей [Текст] / Г. А. Прохорова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 80 с.
56. Розанов, В. В. Сумерки просвещения. [Текст] / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. - С.17.
57. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. [Текст] / Н. К. Смирнов. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
58. Смирнов, Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. [Текст] / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2008. — 288 с.
59. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии. [Текст] / Е. В. Советова. Ростов — на — Дону: Феникс, 2007 г. — 285 с.
60. Сократов, Н. В., Апрелева, Н. Н., Акимова, Л. А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога. [Текст] / Н. В. Сократов. Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
61. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1974. - 20 с.
62. Фомина, Н. И., Фигурова, А. Ю. Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы [Текст] / Н. И. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 224-227.
63. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций [Текст] / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения: 12.11.2018)
64. Шамхалов, Р. И. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] / Р. И. Шамхалов // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 148-150.
65. Шишова В. В., Данилова М. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1136-1138.