ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Формирование понятийного мышления у младших школьников 6
1.2. Общие рекомендации по формированию математических понятий 9
1.3. Использование метода проекта для формирования математических
понятий у учащихся начальных классов 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Выявление начального уровня сформированности математических
понятий у младших школьников 24
2.2. Формирование математических понятий младших школьников с
помощью проектов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Актуальность выбранной темы в том, что вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это, прежде всего, связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека.
В современных психолого - дидактических исследованиях освещаются различные подходы к формированию понятий у обучающихся младшего школьного возраста.
Формирование понятий - длительный и сложный процесс, которому уделяется большое внимание в математическом образовании младших школьников. Полное усвоения понятий в начальной школе является основой интеллектуального и общего психического развития ребенка.
Процесс обучения на современном этапе понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учение не ограничивается усвоением предмета, а понимается как процесс порождения смыслов. Изменения, происходящие в современной системе начального образования, определяют требования к результатам обучения: личностным, метапредметным и предметным.
Сложность формирования математических понятий в начальной школе заключается в том, что математические понятия имеют высокую степень абстракции. Возрастные особенности младших школьников, их недостаточной логической подготовки ограничивают способность младших школьников к изучению математических понятий. Перестройка процесса формирования математических понятий требует от учителей начальных классов понимания теоретических и научно-методических подходов к процессу формирования научных понятий.
Исследования таких известных ученых как Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов показывают, что путем определенной организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем школьном возрасте формирования психологических особенностей мышления, которые всегда считались характерными для обучающихся средних классов.
На протяжении всей начальной школы учащиеся должны перейти от использования конкретных средств и письменных расчетов к умственным операциям. Дети в начальной школе также должны уметь определять и про-должать модели, приводить примеры и не примеры математических утверждений, а также разрабатывать и проверять гипотезы.
При формировании математических понятий у учащихся начальных классов обучение должно давать не только практический результат, но и положительный развивающий эффект. Математика должна использоваться для развития критического мышления и решения проблем. Это возможно при помощи разнообразных форм обучения и введения новых и что не маловажно эффективных методов. К таким методам можно отнести метод проекта, так как он эффективен и развивает познавательную и исследовательскую деятельность, практические навыки, логическое мышление школьников.
Проблемой формирования понятий занимались многие ученые: Ж.Пиаже, Л.С., Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.П. Леонтьев и многие другие.
Исследованиями в области изучения метода проекта занимались Н.Ф. Матяш, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко и др.
На основании вышеизложенного, целью нашей работы является изучение влияния метода проекта на формирование математических понятий у учащихся в начальных классах.
Объект исследования - процесс формирования математических понятий.
Предмет исследования - метод проекта как средство формирования математических понятий.
Для достижения этой цели нами сформулированы следующие задачи:
- изучить основы формирования математических понятий у учащихся начальной школы;
- разработать критерии оценки уровня сформированное™ математических понятий и провести диагностику уровня сформированности математических понятий у учащихся 3 класса;
- подобрать проекты, направленные на формирование математических понятий;
- проверить эффективность подобранных проектов на практике.
Для достижения цели работы и задач, нами были использованы различные методы:
1) метод исследования психологической, педагогической и методической литературы;
2) математическая обработка результатов;
3) подбор проектов направленных на формирование математических понятий.
Поставленные цель и задачи определили логику и содержание данной работы. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка ис-пользованной литературы.
Теоретической основой данной работы являются труды таких ученых - педагогов как М.А. Бантова, А.В. Белошистая, Н.М. Белянкова, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Казачёк, С.Ф. Митенева, Н.В. Матяш.
База опытной работы. Опытно - поисковая работа проводилась на базе МБОУ СОШ с.Вознесенки муниципального района Дуванский район Рес-публики Башкортостан: 3 «А» класс (14 человек, учитель Садыкова Дарья Сергеевна) - экспериментальный класс, традиционная система обучения, 3 «Б» класс (15 человек, учитель Кузнецова Вера Владимировна) - контрольный класс, традиционная система обучения.
Структура ВКР:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Стимулирование роста умственных способностей ребенка путем передачи учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания, к числу которых относятся научные понятия, является одной из основных задач школы. Математика знакомит детей с понятиями, которые важны не только в обучении, но и в повседневной жизни. В обучении дети используют усвоенные математические понятия, их уверенность растет, они находят закономерности, используют логические рассуждения, предлагают решения и пробуют разные подходы к решению поставленных проблем. Изучение математики стимулирует любопытство, способствует творчеству и вооружает детей навыками, которые им пригодятся в жизни вне школы.
Актуальность нашей темы бесспорна и поэтому мы сформулировали цель, в которой необходимо теоретически изучить и обосновать как влияет метод проекта на формирование математических понятий у учащихся начальных классов.
Для решения задач, сформулированных во введении мы выбрали математические понятия, формируемые во втором классе.
В первой главе мы изучали теоретическую часть данной темы. Были изучены различные виды определений. Также представлены правила определения понятий и этапы введения определения. Мы изучили, какие методы и формы работы использовать при организации проектной деятельности. Рассмотрели этапы работы над проектом, примерные направления и темы проектов. Проанализировав литературу, мы сделали вывод, что использование метода проекта при формировании математических понятий способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, формирует заинтересованность учащихся в получении знаний.
Во второй главе нами проведено исследование уровня сформированности математических понятий у учащихся третьего класса. Мы определили критерии, по которым будем оценивать уровень сформированности математических понятий, подобрали задания для проведения диагностики. После проведения исследования нами были подобраны проекты, направленные на формирование математических понятий. Затем из часов внеурочной деятельности по ФГОС в 3 «А» классе проводились дополнительные занятия группы «Развивайка» по математике. С учащимися было выполнено 4 проекта: «Спор геометрических фигур», «Величины и единицы их измерения», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Зачем нужны математические знаки?». При работе над проектами нами были созданы условия, необходимые для формирования понятий:
- мотивация на участие в проекте;
- выполнение заданий, направленных на выявление существенных свойств и признаков понятий, закрепление понятий;
- организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
- рефлексия.
После чего была проведена повторная диагностика.
Из анализа результатов очевидно, что в каждом классе произошли изменения как в качественном, так и количественном аспекте:
- в экспериментальном классе увеличилось количество детей, проявивших высокий и средний уровень сформированности математических понятий.
- показатели контрольного класса претерпели лишь незначительные изменения, во многих случаях остались на уровне результатов, полученных на констатирующем этапе. Качественного изменения в работах детей не наблюдалось.
После проведения сравнительно-сопоставительного анализа по отдельным группам математических понятий было выявлено, что все математические понятия в экспериментальной группе стали более высокого уровня. В то же время можно заметить, что наибольший прогресс показали такие математические понятия как величины. Данный показатель вырос на 0,8 баллов и алгебраические понятия.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно - поисковой работы, учащиеся экспериментального класса показали более высокие результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольном классе. Можно сделать вывод, что метод проекта дает положительную динамику и способствует эффективному усвоению математических понятий.
1. Александрова, Э. И. Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта средствами математики [Текст] / Э.И. Александрова // Начальная школа, 2012. - № 6. - С. 69 - 72.
2. Алексеев. А.Г., Возможности развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А.Г. Алексеев //Исследовательская работа школьников,
2002. - №1 - С. 24-34.
3. Бантова, М. А. Методика математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова; под ред. М. А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 455с., ил.
5. Беспанская, Е. Д. Формирование понятийного мышления как один из аспектов профессионального образования [Электронный ресурс] / Е.Д. Беспанская - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream(дата обращения 27.01.2018г.)
6. Белянкова Н.М. Исследовательские задания и проекты в математическом образовании младших школьников: интегрированный подход [Текст] / Н. М. Белянкова // Начальная школа, 2011. - №1. - С.44-49.
7. Божович, Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка [Текст] / Е. Д. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 226 с.
8. Борченко О. Б. Активные формы обучения и воспитания при проведении занятий по математике [Текст] / О. Б. Борченко // Сборник материалов Всероссийской дистанционной научно-исследовательской конференции для педагогов «Инновации и современные технологии в системе образова¬ния», 2014. - №6. - С. 6-8.
9. Войшвилло, Е.К. Логика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.К. Войшвилло, Дегтярев М.Г.: — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Советская психология, 1990. - № 28 (1). - С. 84-96.
11. Давыдов, В. В. Определение мышления [Текст] / В.В. Давыдов // Культурно-историческая психология, 2006. - № 2. - С. 3-16.
12. Дирина, А.И. Методические рекомендации по организации математических факультативов [Электронный ресурс] / А. И. Дирина // Наука и право. 2017 - URL: http://ucheba.dlldat.com(дата обращения: 19.02.2018).
13. Елисеева И. В. Обучение четвероклассников решению задач разными способами [Текст] / И.В. Елисеева // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: по материалам Международной научно¬практической конференции. Часть 2, 2015. - С.67-68.
14. Землянская, Е. Н. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС [Текст] / Е.Н. Землянская, М. Я. Ситниченко // Наука и школа, 2013. - № 5. - С. 12-17.
15. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова //Начальная школа, 2004. - №2.
16. Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 319 с.
17. Кадыр-Алиева, Н. Ф. Компетентностный подход к обучению на уроках
математики [Текст] / Н. Ф. Кадыр-Алиева // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно¬
методический сборник, 2015. - № 1. - С.34-36.
18. Казачёк А. А. Актуальные вопросы преподавания математики и гуманитарных дисциплин [Текст] / А. А. Казачек // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно¬
методический сборник, 2015. - № 1. - С.36-37.
19. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности [Текст] / В. А.Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А.Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. - №4.
20. Карандашев Ю. Н. Психология развития [Текст] / Ю.Н. Карандашев - Минск: БГПУ им. М.Танка, 1997. - 240 с.
21. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н. В.Матяш, В. Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 106 с.
22. Мендыгалиева, А. К. Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса «Математика в 1 - 4 классах» [Текст] / А.К. Мендыгалиева // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции, 2016. - С.57-61.
23. Митенева, С. Ф. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ [Текст] / С. Ф. Митенеева // Сборник материалов Всероссийской дистанционной научно-исследовательской конференции для педагогов «Инновации и современные технологии в системе образования», 2014. - №6. - С. 9-12.
24. Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно¬исследовательской работе [Текст] / Л.А.Орлова //Начальная школа, 2007. - №3.
25. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю, Пахомова — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
26. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение - что это? [Текст] / Н.Ю.Пахомова //Методист, 2004. - №1 - С. 42-45.
27. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / Н.Ю.Пахомова //Методист, 2004. - №4.
28. Пацановская, С. В. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] / С. В. Пацановская, А. И. Синицина // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник, 2015. - № 1. - С.48-50.
29. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I [Текст] / гл. ред. Романова И. В. - Чебоксары: ЦДИП «Inet», 2015. - 144 с.
30. Полат, Е. С. Метод проектов [Текст] / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Бело-русский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Мн.: РИВШ БГУ,
2003. - 240с.
31. Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов [Текст] / Т. Степанова //Учитель. - 2004. - №4.
32. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И. С. Сергеев/ - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
33. Швец, И. В. Актуальные вопросы преподавания математики [Текст] / И.В. Швец // Педагогическая деятельность в режиме инноваций. 2015. - №1. - С.50-53.
34. Эльконин, Д. Б. Избранные психологически труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
35. Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде [Текст]: автореф. Дис. ... канд. Пед. наук / И.А. Юмашева. Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург. - 2005. - 24 с.
36. Юсупов, Р. Г., Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции [Текст] (14 апреля 2016 г., г. Нижний Новгород) / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. - 226 с.
37. Ядов, В.А. Социология в России [Текст] / В.А. Ядов. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
38. Якиманская, И.С. Современные аспекты педагогической работы [Текст]: монография в 3 книгах, 62Н.1. / Якиманская И.С., Ахмерова А.Ф., Ахметов А.Г., Гилев Г.А., Кабанов А.М., Коровкина Т.В., Максимов Н.Е., Петренко М.А., Попков А.И., Романовский С.К., Рубан Г.А., Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л., Харитонова С.В., Черняева А.Ю. - Одесса: КУПРИ¬ЕНКО СВ, 2013. - 173 с.
39. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей подростков [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во АПН, 1961. - 271 с.
40. Ямбург, Е.А. педагогика нон-фикшн [Текст] / Е.А. Ямбург // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4 (12). - С. 11-19.
41. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.