Глава I. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы 6
1.1. История изучения криминального типа поведения 6
1.2. Девиантное поведение. История изучения 11
1.3. Просоциальное поведение. История изучения 19
1.4. Основные понятия исследования 28
1.5. Профайлинг 30
1.6. Маркеры анализа поведения человек 32
Глава II. Эмпирическое исследование представителей криминального и просоциального типа поведения 36
2.1. Характеристика исследования 36
2.2. Комплекс использованных психодиагностических методик 37
2.3. Результаты, полученные в ходе проведения эмпирического
исследования 40
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 59
На сегодняшний день, проблемы криминального типа поведения людей являются наиболее обсуждаемыми и актуальными в рамках механизмов взаимодействия людей в современном обществе. Следовательно, важнейшей задачей сегодня, выступает нахождение способов решения этих проблем, что должно привести к значительному снижению уровня преступности в обществе, а значит и к нормальному его функционированию. Но важно помнить о том, что в любом обществе, каким бы оно не являлось, существуют противоположность такому типу поведения. Таким антагонистом выступают люди с просоциальным типом поведения, другими словами это люди, склонные к оказанию помощи другим людям, а не вносящие разрушающий аспект в общество. Идеей данного исследования служит сравнение личностных особенностей у людей с этих типов поведения, что должно наглядно показать ключевые различия в способах их взаимодействия с обществом, и гипотетически дать ответы на определенные вопросы, связанные с выборов того или другого типа поведения.
Целью данного исследования является сравнение личностных особенностей людей с противоположными типами поведения, такими как криминальное и просоциальное поведение.
В данном исследовании мы сформулировали следующий перечень задач:
1) Анализ теоретического материала связанного, с темой исследования;
2) Сбор эмпирических данных о респондентах с целью определения личностных особенностей людей с криминальным и просоциальным типом поведения;
3) Анализ полученных результатов эмпирического исследования.
Объектом данного исследования являются личностные особенности.
Предметом данного исследования являются личностные особенности людей с криминальным и просоциальным типом поведения.
Гипотеза исследования была сформулирована нами следующим образом: существуют определенные различия личностных особенностей людей с криминальным и просоциальным типами поведения.
В рамках проведения данного исследования, нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: теоретические включают в себя анализ, сравнение, систематизация полученных теоретических данных по теме исследования. Эмпирические включают в себя такие методики как 16-ти факторный опросник Р.Кеттела, Методика агрессивности А.Басса- А.Дарки, Методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орёл. Также для сравнения полученных в ходе эмпирического исследования данных, нами был использован критерий математической статистики T- критерий Стъюдента.
Теоретико-методологической базой данного исследования выступают работы С.В. Познышева, в которых он дает глубокую психологическую характеристику преступников, а также работы Х.Хекхаузена в области изучения альтруистического поведения.
Методики исследования: 1) 16-ти факторный опросник Р.Кеттела; 2) Методика агрессивности А.Басса-А.Дарки; 3) Методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орёл.
Эмпирическая база исследования: в данном исследовании принимало участие 60 респондентов, из которых 30 составляли мужчины и 30 девушки. Эта выборка формировалась на базе АП «Уральское бюро полиграф».
Научной значимостью данного исследования является то, что при дальнейшей разработке данной проблематики, можно глубже проанализировать личностные особенности людей с криминальным типом поведения, что теоретически способствует снижению уровня преступности.
Практическую значимость данное исследование представляет для сотрудников государственных служб, отвечающих за безопасность (ФСБ, МВД и т.д.).
Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список литературы из 30 источников, приложения в количестве 56 страниц. Работа проиллюстрирована 1 рисунком, и 9 таблицами.
Итак, в данном исследовании показано сравнение личностных особенностей двух совершенно противоположных, антагонистичных типов поведения, с целью дальнейшей разработки полученных результатов, что поможет определить те или иные механизмы взаимодействия с обществом, а также в перспективе даст ответы на вопросы выбора формы социального или антисоциального поведения.
В зависимости от особенностей каждого из представленных типов поведения, группы, обладающие одним из них, выстраивают для определенные задачи в процессе коммуникации с социумом, что, следовательно, представляет их с определенного ракурса (люди с просоциальным типом ключевой задачей для себя ставят прежде всего помощь и заботу о благе другого человека, в то время как люди, обладающие криминальным типом, руководствуются исключительно личными мотивами как правило идущими вразрез с общественными нормами и правилами).
Проведя исследование личностных особенностей людей с криминальным и просоциальным типами поведения, а также проведя необходимый математический анализ данных результатов мы можем резюмировать, что действительно люди, с криминальным типом более склонны проявлять в большей степени именно негативные качества и руководствуются в основном сугубо интересами, которые чаще всего противостоят общественным. Что касается людей, обладающих противоположным (просоциальным) типом поведения, то ситуация представлена строго наоборот. Они зачастую проявляют более положительные эмоции и руководствуются не только личными мотивами (которые в отличие от криминального типа не несут в себе деструктивной составляющей для общества), но и склонны проявлять помощь другими и часто на перекор своим собственным интересам.
Таким образом, можно сделать вывод, что заявленная нами гипотеза исследования была полностью подтверждена.
1. t-критерий Стъюдента. Метод оценки значимости средних величин. Интернет ресурс: http://www.medstatistic.ru/theory/t cryteria.html
2. Алтунина И. Р. Социальная психология. Учебник, 2017
3. Веракса Н. Е. Социальная психология. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, 2011
4. Гилеева Н. С. Психология девиантного поведения, учебно-методическое пособие, 2014
5. Гилинский Я. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. - СПб., 1993.
6. Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004
7. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М., 2002
8. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося
поведения. - М., 2003.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2001
10. Кулик А. В. Профайлинговые технологии в системе уголовного судопроизводства. Статья 2016
11. Курс лекций Гомельского Государственного университета им.
Фронциска Скорины, 2015 г.
12. Курс лекций Ивановского Государственного университета, 2016.
13. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Сенсор, 2000
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебник, 2005
15. Нефедова А. В. Психология девиантного поведения, курс лекций, 2015
16. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления, статья 2018
17. Пол Экман Психология лжи, 2007
...