Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Работа №53542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
477
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Понятие личность и личностные особенности в психологии 9
1.2. Зарубежный и отечественный опыт исследования личностных
особенностей детей из однодетных и многодетных семей 17
1.3. Специфика развития единственных детей и детей в многодетных семьях 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Изучение влияния типа семьи на индивидуально-личностные особенности
и направленность личности 40
2.3. Изучение влияния типа семьи на адаптационные возможности подростков 45
2.4. Изучение влияния типа семьи на самоотношение и особенности
межличностных отношений подростков 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы. В России за последние десятилетия произошли значительные преобразования в сознании людей, касающиеся семьи. Если раньше в традиционных русских семьях, как правило, считалось нормой иметь большое количество детей, то в современном мире отношение к многодетности изменилось - наблюдается тенденция к малодетности. Желанное количество детей в семье значительно сократилось - сначала до двоих детей, а теперь уже для многих родителей желателен лишь один ребенок, а в некоторых семьях и ни одного. Во многом это обусловлено процессами, протекающими в социально-политической и социально-экономической сферах нашей страны и мира в целом - экономический кризис, отсутствие социальной стабильности и уверенности населения в своем будущем, рост политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества. Более того, в обществе распространено негативное мнение о многодетных семьях, зачастую они воспринимаются как неблагополучные, их образ жизни связывается со всевозможными трудностями и ущемлениями, низким социальным статусом и плохим материальным обеспечением, включая бытовые условия, одежду, питание, образование. Существует стереотип, что дети из многодетных семей склонны к девиантному поведению. Так же на распространение малодетности повлиял рост разводов, смена функций семьи, ролей и типа главенства в семье. С другой стороны, произошли психологические изменения в социуме - потребность в рождении детей и семейные ценности отошли на «второй план», пропустив вперед такие потребности как профессиональная самореализация, материальное благополучие, образование и другие. К сожалению, подходя к вопросу воспитания, многие родители, не учитывают личностные особенности ребенка, связанные с типом семьи, а именно с количеством детей в семье. В результате чего, у детей могут появиться некоторые трудности в дальнейшем. Например, это может привести к трудностям при взаимодействии с людьми, построении близких взаимоотношений, социальной адаптации, к проблеме повышенной тревожности и так далее, что в свою очередь, может привести к дезадаптации в социальной среде, стремлению к изоляции от социума, внутриличностным конфликтам, чем определяется социальная значимость данного исследования.
Проблема личности детей в однодетных и многодетных семьях изучалась как зарубежными психологами (А. Адлер, М. Вагнер, Ф. Салловэй, Н.Т Хоментаускас), так и отечественными учеными. По мнению Адлера, для понимания личности конкретного человека необходимо учитывать атмосферу, в которой он вырос, структуру семьи и порядок рождения в ней. Вагнеру и Шуберту удалось выявить, что дети из многодетных семей менее гибкие, чем представители малодетных семей, они конформны, осторожны, ранимы, более тревожны, нуждаются в одобрении. По словам Вагнера, дети в многодетных семьях отличаются организованностью и лидерскими качествами.
Представители отечественной психологии обратились к изучению данной проблемы только к концу XX века. Отечественные ученые, среди них Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., Силина Е.А., Думитрашку Т.А., Карацуба Т.К. были уверены, что дети, воспитываясь в специфичной среде, возникающей внутри семьи в зависимости от ее типа, имеют различные личностные и поведенческие особенности. То есть имеются различия по определенным характеристикам личности у единственных детей и детей, имеющих братьев и сестер. Отечественные исследования показали, что детей из многодетных семей отличает меньшая пластичность, они хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем самостоятельность и независимость. Дети малого и большого сибства более настойчивы в достижении целей, эмоциональны, лучше кооперируются с другими детьми, проявляют большее уважение к родителям.
Г.Т. Хоментаускас занимался исследованием проблемы личности детей в однодетных семьях, он охарактеризовал специфику положения единственного ребенка и выделил их специфические черты личности. По его мнению, специфика положения единственного ребенка заключается в длительном общении ребенка с взрослыми, что обуславливает проявлению эгоцентризма, ощущения ценности, уникальности своей личности и завышенной самооценке. Поскольку ребенок лишен общения с ровесниками внутри семьи, он вынужден искать его за пределами семьи с другими детьми.
Т.К. Карацуба так же изучала психологические особенности единственных детей. По результатам проведенного ей исследования доказано, что у них ниже сила личности, чаще наблюдается истероидность и иппохондричность. Поведение единственных детей более естественно и непринужденно, проявление эмоциональных реакций непосредственно, вследствие чего они обладают сниженной моральной нормативностью.
Т.А. Думитрашку изучила влияние размера семьи на экстраверсию - интроверсию и уровень нейротизма детей, воспитывающихся в ней. Она выявила, что по уровню эксравертированности между детьми из однодетных и многодетных семей отличий не обнаружено. Уровень нейротизма у детей из многодетных семей чуть ниже, чем у единственных семей.
Среди более новых исследований важно отметить вклад Силиной Е.А. В 2013 году она провела исследование, которое позволило обнаружить, что учащимся, являющимся единственными детьми в семье характерна активность, самостоятельность, уверенность в себе, эгоистичность, независимость, их самооценка более высокая. Детей из многодетных семей отличает ответственность, практичность, рассудительность, молчаливость, они конформны и менее уверенны в себе. Так же Силина изучила феномен фрустрации и выявила, что школьники из больших семей обладают реакциями эгозащитного типа, а именно, интрапунитивной направленности, единственным детям характерна экстрапунтивность, то есть склонность к внешним обвинениям.
Итак, объектом данного исследования выступают личностные особенности подростков из однодетных и многодетных семей, а предметом исследования является влияние типа семьи на личностные особенности подростков.
Цель: Выявить личностные особенности подростков из однодетных и многодетных семей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме личности детей из однодетных и многодетных семей;
2) Изучить влияние типа семьи на личностные особенности подростков, а именно на:
- индивидуально-психологические особенности;
- направленность личности;
- адаптационные возможности;
- самоотношение;
- особенности в сфере межличностных отношений.
3) Сравнить личностные характеристики школьников из многодетных семей и единственных детей в семье;
4) Выявить наличие специфических характеристик личности учащихся в зависимости от типа семьи.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
1. Размер семьи определяет и отличает особенности личностных характеристик подростков, а так же специфику их межличностных отношений;
2. Феномен «однодетности» и «многодетности» проявляется в личностных и социально-психологических характеристиках детей.
Методологической и теоретической основой исследования выступают: принцип единства биологического и социального в человеке, принцип обусловленности развития личности как «внешними причинами», так и «внутренними условиями» (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов и др.), принцип развития ребенка в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, М.И. Лисина), представление об обусловленности психологических особенностей ребенка особенностями конфигурации семьи (А. Анастази, Р. Зайонц, И.В. Равич-Щербо, Т.А.Думитрашку, Т.Н. Андреева, Е.А. Силина, Л.Л.Баландина).
Методы и методики исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
1) Теоретические методы анализа и обобщения научных данных по проблеме личностных особенностей детей из однодетных и многодетных семей;
2) Эмпирические методы измерения и сравнения;
3) Статистический анализ данных проводился методом однофакторного дисперсионного анализа и множественного коэффициента квадратичной сопряженности Х2.
В диагностических целях применялись следующие методики:
1. Подростковый вариант многофакторной методики Р. Б. Кеттелла, для оценки индивидуально-личностных особенностей личности;
2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, предназначенный для диагностики адаптационных возможностей личности;
3. Методика изучения особенностей межличностных отношений ДМО Л.Н. Собчик;
4. Исследованию самоотношения учащихся способствовала методика МИС С.Р. Пантилеева.
5. Опросник для выявления направленности личности Смекала - Кучера.
Выборка. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани. Общий объем выборки составил60 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из них 24 девочки и 36 мальчиков. Среди участников 18 подростков из многодетных семей, 16 представителей однодетных семей, а так же 26 человек из семей, в которых 2 ребенка.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных результатов в психологической и педагогической практике: в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся, проведения коррекционно-развивающей работы, в психологическом консультировании, при организации воспитательной работы, а так же в рамках изучения таких дисциплин, как психология личности, психология развития, социальная психология и так далее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило эмпирически подтвердить влияние типа семьи на личностные особенности ребенка и выявить специфические психологические характеристики, характерные подросткам в зависимости от конфигурации семьи. Благодаря однофакторному дисперсионному анализу были установлены достоверные различия в особенностях личности подростков из однодетных, двухдетных и многодетных семей. Таким образом, социальная среда, семейная атмосфера, в которой воспитывается ребенок, имеет колоссальное значение для становления его личности.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Исследование индивидуально-личностных черт показало, что единственные дети активны, энергичны, общительны, возбудимы, предприимчивы. Их отличительными чертами является самоуверенность, эгоцентричность, требовательность. Подростки из многодетных семей менее активны по сравнению с единственными, они осторожны, сдержанны, не любят риск. Их отличает постоянство интересов и привязанностей, упорство, они обладают развитой рефлексией, склонны к самоанализу. В однодетных семьях подростки предпочитают групповые, командные действия, а в многодетных семьях индивидуальную работу.
2. При рассмотрении адаптивных способностей установлено, что подросткам из однодетных семей характерна более высокая нервно-психическая устойчивость, хороший уровень адаптационных и коммуникативных способностей, они легче устанавливают контакты с окружающими людьми и приспосабливаются к новым условиям. У ребят из многодетных семей наблюдаются более низкие показатели адаптивных возможностей, следовательно, им сложнее адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям и труднее привыкать ко всему новому.
3. В результате изучения особенностей самоотношения было выявлено, что у представителей двухдетных семей в большей степени развито чувство самоценности. Они высоко оценивают свою личность, и, как правило, ожидают положительное отношение к себе со стороны окружающих. У единственных детей наблюдается иной характер отраженного самоотношения - они не склонны ожидать от всех окружающих без исключения одобрения к себе, а допускают возможность того, что могут вызывать у людей разные чувства и не всегда только положительные, что указывает на наличие более адекватной самооценки.
4. В многодетных семьях уровень самообвинения выше, при этом обвинение может распространяться не только в свой адрес, но и на окружающих, что выражается в гневе, досаде. У единственных детей присутствует тенденция к отрицанию собственной вины, а так же склонность к переносу обвинений на окружающих и внешние объекты, в том числе на различные обстоятельства.
5. Установлено влияние конфигурации семьи на особенности межличностного поведения подростков. Преобладающим типом межличностных отношений единственных детей является «властный - лидирующий» тип, это указывает на лидерские, волевые качества, развитые организаторские способности. У подростков из многодетных семей преобладает «покорно-застенчивый» тип, следовательно, в отношениях с окружающими они проявляют скромность, застенчивость, послушность, которая может перерастать в покорность. Типичный стиль отношений для подростков из двухдетных семей - «ответственно - великодушный», что свидетельствует о развитом чувстве ответственности, желании приносить пользу окружающим. Другими характерными для них типами взаимодействия выделены «властный - лидирующий» и «недоверчивый - скептический».



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.
3. Андреева, Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей из многодетной семьи: монография / Т. Н. Андреева. - Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та, 2009. - 289 с.
4. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
5. Ачильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья. М.: Магистр-пресс, 2009. — 236 с.
6. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.В. Многодетная семья в современной России: учеб.пособие. М.: Академия, 2007. — 334 с.
7. Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Дис....канд. психол. Наук. - Пермь, 2003. - 197 с.
8. Баландина Л.Л. Психологические особенности старшеклассников из однодетных и многодетных семей //Вестник 111 ПУ. Серия 1. Психология. № 1-2. Пермь, 2002,- С. 27-38.
9. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12) Режим доступа: http://psystudy.ru
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008. - 398 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 352с.
12. Бойко В.В. Малодетная семья. - М.: Мысль, 1988. - 237 с.
13. Васильева С. Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvoye-detey.ru/otnosh/kak-poryadok-rozhdeniya-detey-v-semye-vliyayet-na-razvitiye-ikh-lichnosti.html
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2008. - 671 с.
15. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. СПб.: КАРО, 2006. - 296 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей A.A., Архангельская В.В. Психология личности. - Спб.: АСТ, 2009. -624с.
17. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.: Питер, 2009.- 272 с.
18. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Эксмо, 2008.- 159 с.
19. Джандосова Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: Дисс.канд. психол. наук. - СПб., 1992.
20. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учеб.пособие. М.: МГУ, 2006. — 127с.
21. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу. Введение в теорию Альфреда Адлера. - Минск, 1995. - 54с.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи. Спб.: Питер, 2006.- 176с.
23. Думитрашку Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье: Дис. канд. психол. наук. М., 1992.
24. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей //Вопросы психологии, 2006, №2- С. 52 - 64.
25. Ерохина А.С. Особенности социального положения и развития детей из многодетных семей // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф.
- Новосибирск: Изд. «СибАК». -2014. - № 2(17).
26. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.
27. Карацуба Т.К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье. Автореф. дис....канд. психол.наук.
- М., 1998 - 221 с.
28. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Проспект, 2008. - 208 с.
29. Козлов Н.И. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.psychologos.ru/articles/view/kulturno -
istoricheskaya teoriya l. s.vygotsko go
30. Лисина М.И. Формирование личности р-ка в общении. - Спб: Питер.- 2009. - 320 с.
31. Кон И. С.Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. - 383с.
32. Конаныхина И. Н. Функционирование многодетной семьи в современных российских условиях: Дис.... канд. психол. наук, Саратов, 2004.- 121 стр.
33. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений - М.: «Академия», 2000.- 232 с.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. — Спб.: Питер, 2008. - 583с.
35. Матвиенко Е. Единственный ребенок в семье. Особенности
воспитания [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://paidagogos.com/?p=6167#hcq=4ofZRwp
36. Мезенцева Л.И. Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/20/osobennosti-mezhlichnostnykh- otnosheniy-edinstvennykh-i
37. Национальная энциклопедическая служба: порядок рождения и
личность [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/porj adok-rozhdenij a-i-lichnost
38. Общее понятие о личности и ее психологических особенностях
[электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //psyznaiyka. net/view-
napravlenost.html?id=ponyatie-lichnosti-psihologicheskih-osobennostyax
39. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для. студ. высш. учеб.заведений. - М.: Академия, 2005.- 368 с.
40. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их
соотношение [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //psylist.net/difpsi/fxiepe.htm
41. Равич-Щербо И.В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка // Социальная работа. Вып. 5. М., 1992. С. 121¬138.
42. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Трубников В.И., Белова Е.С., Кириакиди Э.Ф. Психологические предикторы индивидуального развития //Вопросы психологии, 1996. № 2. С. 42-54.
43. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: ООО Апрель Пресс, 2006. - 312 с.
44. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? - Перм.гос.пед.ун-т., Пермь, 2005 -161 с.
45. Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-5. - С. 1243-1246.
46. Силина Е.А., Канаева Л.А. Онтогенез когнитивного развития детей из семей различного размера // Фундаментальные исследования. - 2012. - №11-5. - С. 1154- 1158.
47. Структура личности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/articles/pers/struktura lichnosti.html
48. Теплов Б.М. Избранные труды, Т.2. М.: Педагогика, 1985. - 360с.
49. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Под ред. С. Е. Сапожниковой. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 240с.
50. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель- Пресс, 2000. - 512с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ