Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности

Работа №35732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностных
особенностей детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности
8
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста (подростков)
8
1.2. Зарубежные и отечественные научные представления об
одаренности детей
13
1.3. Современные исследования личностных особенностей детей с
разными видами одаренности
19
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей
детей младшего школьного возраста с разными видами
одаренности
26
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 26
2.2. Выделение групп детей с интеллектуальной и творческой
одаренностью. Анализ достоверности различий
38
2.3. Анализ показателей личностных качеств в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
41
2.4. Анализ достоверности различий в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению в группах детей с
интеллектуальной и творческой одаренностью
47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение

Актуальность данного исследования задается высокой практической и
теоретической значимостью изучения одаренности детей младшего
школьного возраста, обусловленной необходимостью разноаспектной
психолого-педагогической поддержки детей. Грамотное психологическое и
педагогическое сопровождение одаренных подростков необходимо в связи с
тем, что обучающие и воспитательные программы общеобразовательных
учреждений не рассчитаны на обучение детей, имеющих очень высокие
интеллектуальные, творческие, художественные, музыкальные и другие
способности. Более того, многими исследователями отмечается, что
одаренные дети обладают рядом характерных только для них личностных
особенностей, которые задают своеобразные, порой проблемные, способы
общения со сверстниками и со взрослыми, а также определяют организацию
учебной деятельности и специфику психологического благополучия ребенка.
В настоящее время, исследования проблем развития одаренности детей
представлены в работах множества ученых - Л.А. Венгера, Э.А. Голубевой,
Н.В. Гончаренко, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой, А.В. Кулемзиной, А.А.
Мелик-Пашаева, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевича, Т.В.
Якимовой и др. Однако, в вопросах выявления личностных особенностей
одаренных детей остается множество противоречий и пробелов.
Например, на данный момент, одной из наиболее признанных является
концепция Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлинского, В. Н.
Дружинина, В. С. Юркевич о наличии гармоничного и дисгармоничного
типов развития одаренности. При гармоничном типе одаренности дети
стремятся к творчеству, самостоятельны и инициативны, любознательны,
имеют выраженную мотивацию, независимы от мнения большинства,4
хорошо адаптированы к школе, к сверстникам, отличаются эмоциональной и
физической зрелостью. У детей с дисгармоничным вариантом развития
одаренности имеются различные психологические, психосоматические и
психопатологические проблемы, неравномерность психического развития, у
них обычно интеллектуальная сфера значительно опережает другие -
эмоциональную, социальную и физическую, часто бывают нарушены
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявляется
неконформность в общении [32, с. 27].
Проведенный нами анализ последних публикаций, посвященных
проблемам детской одаренности, также показал неоднозначность позиций и
интерпретаций результатов авторов при выявлении личностных
особенностей одаренных детей.
Так, В.С. Юркевич и Е.В. Лаутова отмечают, что одаренные дети
начинают ориентироваться на накопление знаний и порой начинают
испытывать трудности в творческих и креативных задачах и могут быть
дезадаптивными среди группы сверстников [45, 101].
Согласно В.С. Юркевичу для одаренных детей может быть характерна
неспособность к самоактуализации. Автор связывает это с несоответствием
высоких целей, ставящихся самим ребенком или родителем, учителем и
уровнем сформированности необходимых для осуществления целей
личностных качеств, прежде всего эмоциональных и волевых. [45, с. 37].
По данными И.С. Арон у эстетически одаренных детей выражены
следующие качества: беззаботность, беспечность, веселость,
импульсивность, разговорчивость, а из негативных: внутренняя
напряженность, излишнее самомнение, подозрительность, возбужденность,
недостаточно развиты качества: смелость, самостоятельность, самоконтроль,
радикализм [2, с. 80].5
В исследованиях В.А. Глухова и Е.М. Баранова выявлено, что
социометрический статус ребенка связан с интеллектуальными, творческими
способностями и мотивацией. То есть подростку, для того, чтобы иметь
высокий социометрический статус, необходимо также иметь
«сверхвысокие», и «высокие» интеллектуальные способности, и
дополнительно «высокие» творческие способности и при этом быть
ориентированным на успех. Чем выше интеллектуально-творческие
способности и мотивация подростка, тем соответственно и выше
социометрический статус ребенка [9, с. 87].
Также Т.А. Климонтова отмечает, что одаренные подростки
характеризуются принадлежностью к крайним статусным социальным
категориям. Подростки с высоким умственным развитием и школьной
успеваемостью пользовались большей популярностью у сверстников. В то же
время если их умственное развитие значительно превышало средний
показатель в группе сверстников, то наблюдалось снижение их
социометрического положения [13, с. 50].
В исследованиях Н.М. Фостик обнаружено, что в школе у подростков с
творческим и гармоничным типом одаренности наблюдается снижение
творческой активности к окончанию подросткового периода. У подростков с
интеллектуальным типом одаренности снижается интеллектуальное
развитие, особенно вербальный интеллект, т.е. у одаренных подростков в
течение подросткового периода происходит «сглаживание» их
индивидуальности, причем наиболее сильно меняются самые выраженные
способности [39, с. 21].
Таким образом, сложная картина научных данных о выявленных
личностных особенностях одаренных детей обусловила необходимость
дополнительных научных изысканий в этой области.6
Соответственно, цель исследования – проанализировать личностные
особенности, присущие детям младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
Объект исследования – личностные особенности.
Предметом исследования являются личностные особенности детей
младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобрать психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучить личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
Гипотеза: личностные особенности детей с разными видами
одаренности различаются.
В данной исследовательской работе применены методы
теоретического анализа научной психологической литературы, а также метод
эмпирического исследования – тестирование, с использованием следующих
методик:7
1) методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков);
2) подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ;
3) методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия
Стюдента.
Выборку составили учащиеся 4-5 классов (средний возраст 10 лет) в
количестве 60 человек, из которых 34 мальчика и 26 девочек. Базой
исследования стала МАОУ школа № 150.
Область применения результатов исследования: возрастная
психология, педагогическая психология, психология развития, социальная
психология, семейная психология.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование личностных особенностей
детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности. Для
проведения исследования была поставлена цель - проанализировать
личностные особенности, присущие детям младшего школьного возраста с
разными видами одаренности.
В процессе реализации поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной
научной литературы, а также современных научных исследований,
посвященных изучению личностных особенностей детей младшего
школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобраны психодиагностические методики для определения
личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными
видами одаренности.
3. Изучены личностные особенности детей младшего школьного
возраста с разными видами одаренности.
В исследовании были применены следующие методики: методика
«Карта одаренности» (А.И. Савенков); подростковая версия личностного
теста Кеттелла 14PF / HSPQ; методика «Способность к самоуправлению»
(Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась методом анализа
достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.51
Было исследовано 60 детей младшего школьного возраста, учащиеся 4-
5 классов (средний возраст 10 лет), из которых 34 мальчика и 26 девочек.
Исследование было проведено на базе МАОУ школа № 150, г. Казань.
Это позволило получить следующие результаты:
1. Две группы детей действительно имеют статистически достоверные
различия в показателях одаренности (уровень значимости - p≤0,05).
Соответственно, выделяются две группы детей – с творческой (tэмп=7,3) и
интеллектуальной (tэмп=-8,2) одаренностью. Причем дети с
интеллектуальной одаренностью также обладают более высоким уровнем
литературной одаренности (tэмп=-2, при p≤0,05) по сравнению с детьми из
группы творческой одаренности. Тогда как дети с творческой одаренностью
имеют достоверно более высокий уровень художественной одаренности
(tэмп=5,9, при p≤0,05), чем представители группы интеллектуально
одаренных детей.
2. В группах детей с интеллектуальной и творческой одаренностью
имеются статистически достоверные различия в показателях личностных
качеств и способности к самоуправлению. Так, группа детей с
интеллектуальной одаренностью обладает более высоким уровнем анализа
противоречий (tэмп=-2,1, при p≤0,05), более высоким уровнем критерия
оценки качества (tэмп=-2,2, при p≤0,05), более высоким уровнем показателя
интеллекта (tэмп=-2,3, при p≤0,05), также более высоким показателем
фрустрированности (tэмп=-2,2, при p≤0,05).



Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. –
Екатеринбург, 2000. — 624 с.
2. Арон И.С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре
психологической готовности к профессиональному самоопределению //
Концепт. 2012. №7 С.79-83.
3. Артемьева Т.В. Психология развития: курс лекций: Учеб. пособ. /
Татарский государственный гуманитарно – педагогический
университет, Казань, 2008. – 79 с.
4. Белова Е.В., Боброва Е.В., Зверева Л.И. Психологические особенности
одаренного ребенка // Пермский педагогический журнал. 2012. №3
С.90-93.
5. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности. М.,
2003. 95 с.
6. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом
возрасте в условиях разных моделей обучения: автореф. дис. ... канд.
психол. наук / Е.Г. Будрина. - М., 2005. 32 с.
7. Бурзунова Е.А. Изменение личностного потенциала одаренных
подростков в условиях повышенной учебной нагрузки // Вестн. Том.
гос. ун-та. 2011. №353 С.166-169.54
8. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 17-31.
9. Глухова В.А., Баранова Е.М. Соотношение социометрического статуса
с интеллектуально-творческими способностями и личностными
особенностями одаренных подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия:
Психология. 2016. №2 С.82-90.
10. Глухова В.А. Социальная психология развития творческих
способностей и одаренности: технология лонгитюдного исследования:
учебное пособие /В.А. Глухова, В.Г. Грязева-Добшинская. -Челябинск:
Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 132 с.
11. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели
Дж. Рензулли к инте-гративной модели мотивации // Психологические
исследования: электронный научный журнал. -2011. - № 1(15).
12. Грязева-Добшинская, В.Г. Психология творчества и одаренности.
Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные
разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск:
Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 262 с.
13. Климонтова Т.А. Внутренний мир одаренного подростка как
психологическая открытая система // Вестник ЧГПУ. 2009. №11-1
С.46-55.
14. Климонтова Т.А. Самоотношение и его влияние на положение
интеллектуально одаренных подростков в учебной группе: автореф.
дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Климонтова; Иркутский гос. пед. ун-т.
- Иркутск, 2003. - 18 с.55
15. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в
условиях общеобразовательной школы» // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. 2010. №5 С.64-69.
16. Краснова В.И. Изучение самоопределения в предпочтительных видах
деятельности одаренных подростков // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135)
С.467-468.
17. Краснова В.И. Самореализация одаренного подростка как
педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2012.
№3 С.248-251.
18. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений /
О.Б. Крушельниц-кая. - М.: МПСИ,2008. -208 с.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный
жизненный цикл развития человека. Уч.пос. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –
464 с.
20. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях
культуротворческой модели школы // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент. - 2010-. -№2.
21.Ларионова Т.В., Волгина А.М. Виды одаренности детей и критерии ее
выявления // Гаудеамус. 2008. №13 С.168-174.
22. Лаутова Е.В. Проблема профессионально-личностного
самоопределения одаренных детей // Материалы Международной56
научно-практич. конференции «Диалог одаренных детей в Открытом
обществе». - Оренбург: РИ КГО УОГУ, 2002. - С. 94-96.
23. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование. 2000. № 1. С.
115-118.
24. Лёзина, С.В. Исследование роли личностных факторов в развитии
одаренности (Младшие школьники и подростки): дис. ... канд. психол.
наук / С.В. Лёзина. - М, 2001. - 197 с.
25. Максимова А.В. Особенности взаимоотношений одаренного
подростка с семьей // Magister Dixit. 2011. №4 С.33.
26.Малкова И.Ю., Мацута В.В., Подойницина М.А. Образовательный
портал как условие становления профессионального сообщества,
ориентированного на развитие одаренности детей и подростков:
обоснование содержания и результаты апробации в Сибирском
федеральном округе // СПЖ. 2013. №49 С.50-58.
27. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого
потенциала одаренных детей: учеб. пособие /А.М. Матюшкин. - М.:
Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192 с.
28. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере
образования с одарёнными детьми и подростками: социальнопсихологическая составляющая // Социальная психология и общество.
2012. № 1. С. 5-25.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ