Коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Определение понятий «отношения», «межличностные отношения». Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 16
1.3. Специфика межличностного взаимодействия старших
дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Обзор диагностических методик для изучения межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Психологическая диагностика межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.4 Возможности сказкотерапии в коррекции межличностных отношений
у детей старшего дошкольного возраста 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Программа по коррекции нарушений межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Результаты промежуточного мониторинга межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Методические рекомендации для педагогов и психологов по
коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Определение понятий «отношения», «межличностные отношения». Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 16
1.3. Специфика межличностного взаимодействия старших
дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Обзор диагностических методик для изучения межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Психологическая диагностика межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.4 Возможности сказкотерапии в коррекции межличностных отношений
у детей старшего дошкольного возраста 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Программа по коррекции нарушений межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Результаты промежуточного мониторинга межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Методические рекомендации для педагогов и психологов по
коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет и системы отношений, включающей его в социум. Развитие ребёнка не может проходить без установления отношений с окружающей социальной средой в процессе общения, позволяющей осуществлять обмен идеями и интересами, формирующими установки личности и её позиции.
Природа межличностных отношений сложна и противоречива, в них проявляются сугубо индивидуальные качества личности, сопряжённые с эмоционально-волевыми свойствами и интеллектуальными возможностями, а также усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Изучению особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития посвящены работы Е. В. Васильевой, Л. П. Григорьевой, И. А. Коневой, И. А. Коробейникова, Т. З. Стериной, Е. Н. Хохлиной и других.
Так, на сегодняшний день изучение особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным аспектом в воспитании, помогающим понять процессы общения и снизить агрессивные тенденции в поведении, решить вопросы обособленности ребёнка в коллективе и включить в жизнь группы.
Актуальность данной проблемы в том, что возникает необходимость в коррекции нарушений межличностных отношений у детей с задержкой психического развития с тем, чтобы сформировать благополучные условия для личностного развития детей данной категории.
Цель исследования - коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития.
3. Подобрать диагностические методики для изучения межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Составить методические рекомендации для педагогов и психологов к программе по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Методологической основой исследования является:
- теория коммуникативной потребности в межличностных отношениях М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирнова и др.;
- теоретические представления о межличностных отношениях дошкольников Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Мясищева, Т. А. Репиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Констатирующий, формирующий эксперимент и промежуточный мониторинг;
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Природа межличностных отношений сложна и противоречива, в них проявляются сугубо индивидуальные качества личности, сопряжённые с эмоционально-волевыми свойствами и интеллектуальными возможностями, а также усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Изучению особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития посвящены работы Е. В. Васильевой, Л. П. Григорьевой, И. А. Коневой, И. А. Коробейникова, Т. З. Стериной, Е. Н. Хохлиной и других.
Так, на сегодняшний день изучение особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным аспектом в воспитании, помогающим понять процессы общения и снизить агрессивные тенденции в поведении, решить вопросы обособленности ребёнка в коллективе и включить в жизнь группы.
Актуальность данной проблемы в том, что возникает необходимость в коррекции нарушений межличностных отношений у детей с задержкой психического развития с тем, чтобы сформировать благополучные условия для личностного развития детей данной категории.
Цель исследования - коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития.
3. Подобрать диагностические методики для изучения межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Составить методические рекомендации для педагогов и психологов к программе по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Методологической основой исследования является:
- теория коммуникативной потребности в межличностных отношениях М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирнова и др.;
- теоретические представления о межличностных отношениях дошкольников Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Мясищева, Т. А. Репиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Констатирующий, формирующий эксперимент и промежуточный мониторинг;
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Целью выпускной квалификационной работы была коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии. Проанализировав теоретические источники, было выявлено, что проблема межличностных отношений стала предметом изучения многих исследователей. И. А. Коробейников считает, что для успешной социализации дошкольнику необходимо своевременное личностное, познавательное и эмоционально-волевое развитие. А наиболее сензитивным периодом для развития межличностных отношений является именно дошкольный возраст. Так как именно при взаимодействии со сверстниками ребёнок получает опыт общения, учится контролировать себя в различных ситуациях, познаёт социально-нравственные нормы и правила поведения.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что старшие дошкольники с ЗПР действительно испытывают трудности в межличностном общении со сверстниками. Это объясняется тем, что данная группа детей имеет ряд психологических особенностей. Незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаток контакта со взрослыми, бедность представлений о окружающем мире. Всё это негативно влияет на формирование их личностных особенностей и поведения в обществе. Таким образом, происходит нарушение в сфере их коммуникативных способностей. Отсюда следует вывод, что дети с ЗПР нуждаются в коррекционной помощи в межличностном общении со сверстниками.
Средством коррекции межличностных отношений нами была выбрана сказкотерапия. Так как именно сказка является необходимым элементом в воспитании ребёнка. Она обладает простым языком доступным для ребёнка. Сказка способна рассказать жизни, причём без назидания и нравоучения. Благодаря сказке дошкольник учится строить взаимоотношения с окружающим миром. А благодаря своей многогранности именно сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
На основе выполненной работы, можно сделать вывод, что сказкотерапия оказывает положительное воздействие при коррекции межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И оказывает важнейшее значение в их формировании, что полностью подтверждает гипотезу данного исследования.
Благодаря частичной апробации программы дети стали более внимательны друг к другу. Стали обращать внимание на чувства и эмоции близких, на изменение их настроения. У ребят повысилась самооценка, чувство уверенности в себе, своих возможностях при общении с другими детьми. Они стали более открыто выражать и показывать свои чувства и эмоции.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что старшие дошкольники с ЗПР действительно испытывают трудности в межличностном общении со сверстниками. Это объясняется тем, что данная группа детей имеет ряд психологических особенностей. Незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаток контакта со взрослыми, бедность представлений о окружающем мире. Всё это негативно влияет на формирование их личностных особенностей и поведения в обществе. Таким образом, происходит нарушение в сфере их коммуникативных способностей. Отсюда следует вывод, что дети с ЗПР нуждаются в коррекционной помощи в межличностном общении со сверстниками.
Средством коррекции межличностных отношений нами была выбрана сказкотерапия. Так как именно сказка является необходимым элементом в воспитании ребёнка. Она обладает простым языком доступным для ребёнка. Сказка способна рассказать жизни, причём без назидания и нравоучения. Благодаря сказке дошкольник учится строить взаимоотношения с окружающим миром. А благодаря своей многогранности именно сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
На основе выполненной работы, можно сделать вывод, что сказкотерапия оказывает положительное воздействие при коррекции межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И оказывает важнейшее значение в их формировании, что полностью подтверждает гипотезу данного исследования.
Благодаря частичной апробации программы дети стали более внимательны друг к другу. Стали обращать внимание на чувства и эмоции близких, на изменение их настроения. У ребят повысилась самооценка, чувство уверенности в себе, своих возможностях при общении с другими детьми. Они стали более открыто выражать и показывать свои чувства и эмоции.
Подобные работы
- Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Работа специального психолога по оптимизации межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



