ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Определение понятий «отношения», «межличностные отношения». Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 16
1.3. Специфика межличностного взаимодействия старших
дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Обзор диагностических методик для изучения межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Психологическая диагностика межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.4 Возможности сказкотерапии в коррекции межличностных отношений
у детей старшего дошкольного возраста 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Программа по коррекции нарушений межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Результаты промежуточного мониторинга межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 60
3.3. Методические рекомендации для педагогов и психологов по
коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет и системы отношений, включающей его в социум. Развитие ребёнка не может проходить без установления отношений с окружающей социальной средой в процессе общения, позволяющей осуществлять обмен идеями и интересами, формирующими установки личности и её позиции.
Природа межличностных отношений сложна и противоречива, в них проявляются сугубо индивидуальные качества личности, сопряжённые с эмоционально-волевыми свойствами и интеллектуальными возможностями, а также усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Изучению особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития посвящены работы Е. В. Васильевой, Л. П. Григорьевой, И. А. Коневой, И. А. Коробейникова, Т. З. Стериной, Е. Н. Хохлиной и других.
Так, на сегодняшний день изучение особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным аспектом в воспитании, помогающим понять процессы общения и снизить агрессивные тенденции в поведении, решить вопросы обособленности ребёнка в коллективе и включить в жизнь группы.
Актуальность данной проблемы в том, что возникает необходимость в коррекции нарушений межличностных отношений у детей с задержкой психического развития с тем, чтобы сформировать благополучные условия для личностного развития детей данной категории.
Цель исследования - коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития.
3. Подобрать диагностические методики для изучения межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Составить методические рекомендации для педагогов и психологов к программе по коррекции нарушений межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии.
Методологической основой исследования является:
- теория коммуникативной потребности в межличностных отношениях М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирнова и др.;
- теоретические представления о межличностных отношениях дошкольников Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Мясищева, Т. А. Репиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Констатирующий, формирующий эксперимент и промежуточный мониторинг;
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Целью выпускной квалификационной работы была коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии. Проанализировав теоретические источники, было выявлено, что проблема межличностных отношений стала предметом изучения многих исследователей. И. А. Коробейников считает, что для успешной социализации дошкольнику необходимо своевременное личностное, познавательное и эмоционально-волевое развитие. А наиболее сензитивным периодом для развития межличностных отношений является именно дошкольный возраст. Так как именно при взаимодействии со сверстниками ребёнок получает опыт общения, учится контролировать себя в различных ситуациях, познаёт социально-нравственные нормы и правила поведения.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что старшие дошкольники с ЗПР действительно испытывают трудности в межличностном общении со сверстниками. Это объясняется тем, что данная группа детей имеет ряд психологических особенностей. Незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаток контакта со взрослыми, бедность представлений о окружающем мире. Всё это негативно влияет на формирование их личностных особенностей и поведения в обществе. Таким образом, происходит нарушение в сфере их коммуникативных способностей. Отсюда следует вывод, что дети с ЗПР нуждаются в коррекционной помощи в межличностном общении со сверстниками.
Средством коррекции межличностных отношений нами была выбрана сказкотерапия. Так как именно сказка является необходимым элементом в воспитании ребёнка. Она обладает простым языком доступным для ребёнка. Сказка способна рассказать жизни, причём без назидания и нравоучения. Благодаря сказке дошкольник учится строить взаимоотношения с окружающим миром. А благодаря своей многогранности именно сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
На основе выполненной работы, можно сделать вывод, что сказкотерапия оказывает положительное воздействие при коррекции межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И оказывает важнейшее значение в их формировании, что полностью подтверждает гипотезу данного исследования.
Благодаря частичной апробации программы дети стали более внимательны друг к другу. Стали обращать внимание на чувства и эмоции близких, на изменение их настроения. У ребят повысилась самооценка, чувство уверенности в себе, своих возможностях при общении с другими детьми. Они стали более открыто выражать и показывать свои чувства и эмоции.
1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] : учебное пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2001. - 89 с.
2. Алексеенко, В. В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка от 2 до 7 лет [Текст] / В. В. Алексеенко, Я. И. Лощенко.- М. : ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. - 218 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе [Текст] : методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева.
- М. : Т.Ц. Сфера 2000. - 88 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2012 - 382 с.
5. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Белинская. - СПб. : Речь, 2006. - 126 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2003. - 124 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
8. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. М. : Изд-во «Ось - 89», 2007.
- 144 с.
9. Винникова, Е. А. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира [Текст] : учеб.- метод. пособие / Е. А. Винникова. -□ Минск : БГПУ, 2011. - 272 с.
10. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. О курочке Рябе и Рождестве зверей [Текст] / Т. М. Грабенко - СПб. : Речь, 2006. - 64 с.
11. Гребенщикова, Л. Г. Основы куклотерапии [Текст] / Л. Г. Гребенщикова СПб. : Речь, 2007 - 80 с.
12. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984.¬119 с.
13. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Т. А. Репиной. - М. : Просвещение, 1987. - 207 с.
14. Ефимкина, Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография [Текст] / Р. П. Ефимкина. - СПб. : Речь, 2006. - 263 с.
15. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Г. Грабенко. - СПб. : Речь, 2006. - 208 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь, 2008. - 240 с.
17. Киселева, М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М. Б. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
18. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. - М. : Аст, 2010. - 446 с.
19. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников.- М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
20. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы [Текст] / Л. Д. Короткова - М. : ЦГЛ, 2004. - 99 с.
21. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, O. A. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
22. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь : программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободянник. - М. : Генезис, 2003. - 208 с.
23. Кряжева, Н. Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Екатеренбург : У- Фактория, 2006. - 208 с.
24. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Куличковская, О. В. Степанова. - СПб. : Речь, 2008. - 137 с.
25. Лабиринт души: Терапевтические сказки [Текст] / под ред. О. В. Хухлаевой, В. Е. Хухлаева. - М. : Академический Проект, 2008. - 207 с.
26. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - СПб. : Питер, 2001.- С. 126-131.
27. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Речь, 2003. - 206 с.
28. Микляева, Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина.- М. : Психология, 1998. - 276 с.
30. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / избр. психол. труды / под ред. В. Н. Мясищев, А. А. Бодалева. - М. : Модэк МПСИ, 2004. - 356 с.
31. Никишина, В. Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [Текст] / В. Б. Никишина // Ярославский педагогический вестник. - № 4. - 2002. - С. 19.
32. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
33. Основы специальной психологии [Текст] / учеб. пособие для студ. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Академия, 2002. — 480 с.
34. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] /
B. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 104 с.
35. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. - Изд. 2-е. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. - 350 с.
36. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка [Текст] /
C. В. Савченко, О.Г. Ивановская. - СПб. : Речь, 2006. - 296 с.
37. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик - семицветик» [Текст] / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева ; под ред. Н. Ю. Куражевой. - СПб. : Речь, 2014 - 160 с.
38. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогика, 2013.
39. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] : под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 2008. - 200 с.
40. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва ; Воронеж, 2004. - 300 с.
41. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т. А. Репина.- М. : Педагогика, 1988. - 230 с.
42. Сакович, Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.
43. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст] /И. В. Стишенок. - СПб. : Речь, 2005. - 144 с.
44. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2006. - 366 с.
46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 160 с.
47. Смирнова, Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Смирнова. - Москва, 1981. - 54 с.
48. Специальная психология [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского.М. - : Академия, 2005. - 464 с.
49. Теплов, Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях [Текст] / отв. ред. Б. М. Теплов, Э. А. Голубева, Е. П. Гусева. - М. : Наука, 2004. - 342 с.
50. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р. К. Терещук.- Кишинев: Штиинца, 1989. - 190 с.
51. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р. М. Ткач. - М. : Сфера, 2008. -118 с.
52. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / под ред. Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2000. - 176 с.
53. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В Ульенкова, В. В. Кисова. // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 26-33.
54. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л. Б. Фесюкова. - Харьков : Фолио ; М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. - 464 с.
55. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е., Хухлаев, И. М. Первушина.- 3-е изд. - М. : Генезис, 2010. - 175 с.
56. Чех, Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку [Текст] / Е. В. Чех. - СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2009. - 144 с.
57. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - 160 с.
58. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 384 с.