Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа специального психолога по оптимизации межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №97813

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Особенности общения детей с задержкой психического
развития 14
1.3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста в норме 23
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 Описание базы исследования 38
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
ГЛАВА 3. РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 55
3.1. Цель, задачи формирующего эксперимента 55
3.2. Составление, апробация коррекционной программы по
оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 55
3.3. Результаты контрольного эксперимента межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Исключительное подлинное богатство - это богатство человеческого общения. Данная точка зрения остается актуальной и в наше время. Существование любого нормального человека в буквальном смысле слова пропитана связями с другими личностями.
В особенности большая роль межличностных отношений в детстве, так как для детей общение с другими людьми является источником многообразных переживаний.
Межличностные отношения анализируются как избирательные выборы, как способность к коллективной деятельности.
Как раз в дошкольные годы, как представляют специальные исследования Л. И. Божович [10], А. Н. Леонтьева [34], возникают первые отношения между детьми.
Дети с задержкой психического развития - это часто встречаемый диагноз в наше время. Таких детей в настоящее время больше 22%. У детей с ЗПР очень сильно видно не правильное развитие психики по поведению и своеобразию любых видов деятельности Т. А. Власова [12], В. В. Лебединского [35], В. И. Лубовский [32], М. С. Певзнер [12], У. В. Ульенкова [67] и др.. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, в чувственной сфере, которые происходят из-за причин и условий происхождения данной аномалии, так отмечал В. В. Лебединский [35]
Область исследований, посвящённых изучению старших дошкольников с ЗПР, регулярно увеличивается, однако, описываемую проблему воспитания и обучения детей с ЗПР и их социализации нельзя считать до конца изученной.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 28». В исследовании участвовали 10 обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и 10 обучающихся с нормой в психологическом развитии.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Констатирующий этап, в ходе которого проводили оценку нарушений коммуникативной сферы.
2. Формирующий этап, представленный в виде коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие межличностных отношений внутри группы сверстников детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Контрольный этап, который показал, каких результатов добились в ходе формирующего эксперимента, а также недочеты в данной программе.
Цель исследования: оптимизация межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Разобрать современные научные подходы к проблеме межличностного общения нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития.
2. Выполнить психологическую диагностику в коллективе старших дошкольников с задержкой психического развития на предмет межличностных отношений с помощью подобранных методик.
3. Составить, апробировать и проверить эффективность составленной коррекционно-развивающей программы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс оптимизации развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: применялась разносторонняя методика изучения, содержащая анализ и конкретность, социально-психологических, психолого-педагогических источников по данной проблеме; разработку и осуществление констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественный, качественный анализ экспериментальных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полноценное формирование каждого ребенка - это основная задача социума на современном периоде развития - призывает поиска более результативных путей достижения данной цели. Защита прав ребенка на развитие в порядке с индивидуальными возможностями делается областью деятельности, в которой близко переплетаются круг интересов родителей, врачей, педагогов и психологов.
Дети, с отклонениями в интеллектуальной, физической, психической сферах, разбираются как предмет особенной социальной опеки и помощи, а взгляд к данным детям является мерой оценки степени цивилизованности социума.
Самым первым идею наибольшей сферы в обучении на нормально развивающихся детей доказал в своих работах Л. С. Выготский. Он утверждал, что проблема воспитания дошкольников с нарушениями развития являются реализация возмещения недостатков за счет стимуляции активности целых анализаторов и его интегрирование в жизни. Кроме того, компенсацию Л. С. Выготский понимал не в физическом, а в социальном моменте, поскольку полагал, что в коррекционно-воспитательном процессе доводится иметь в распоряжении дело не столько с причинами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями [15].
Одним из актуальных направленностей специальной психологии и коррекционной педагогики выражается исследование новых форм организации условий для профилактики и удачной коррекции нарушений в развитии дошкольника. К таким задачам причисляется организация системы ранней всесторонней помощи детям с дефектами в развитии.
Особенное исследование специальной психологии, новых результатов в науке и практике в сфере психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями является основой высокой квалификации и успешной профессиональной деятельности [31].
Оригинальность прохождения процесса социализации негативно влияет на формировании речевой компетентности ребёнка с ЗПР, также на характере коммуникативных отношений.
В нашей работе исследовали специфику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста разных групп (с нормальным интеллектом, с нарушениями интеллекта); акцентировали параметры, описывающие качество межличностных отношений, подобрали методики для диагностирования; в экспериментальной группе провели комплексную диагностику с целью обнаружения своеобразия межличностных отношений; составили и провели коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; с целью выявления результативности коррекционных занятий провели контрольный эксперимент; подвергнуть анализу динамику межличностных отношений после апробации коррекционно-развивающей программы.
Констатирующий эксперимент показал, что контрольная и экспериментальная группы очень сильно отличаются друг от друга. В экспериментальной группе дошкольникам сложнее налаживать межличностное общение; лишь у трех из пяти позитивная социовалентность; намного ниже, чем в норме взаимность контактов (75 % и 93 % соответственно); эмоционально-психологическая атмосфера снижена; высокий уровень конфликтности отмечен у 26 % детей в экспериментальной группе (только у 11 % детей в контрольной группе); коммуникативные качества намного ниже; в группе преимущественно дезадаптивные дошкольники (5 в экспериментальной группе и 1 в контрольной).
С целью коррекции формы межличностных отношений детей с задержкой психического развития, были реализованы коррекционно-развивающие занятия, сконцентрированные на формирование речевой активности, повышения уровня дружелюбия, снижение конфликтности, выявление хороших качеств друг друга, развитие отзывчивости, сплочение коллектива.
Использованные в работе диагностические методики, сконцентрированные на раскрытие специфических особенностей отношения к ровесникам, показали себя с хорошей стороны, что позволяет советовать их в роли диагностических в работу специального психолога с детьми с задержкой психического развития.
Составленная в исследовании коррекционно - развивающая программа может применяться в практической работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психической развития как в специальных коррекционных группах дошкольных учреждений, так и в обычных условиях.



1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : Ось, 2003. - 224 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] : учебное пособие / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2001. - 89 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе [Текст] ; Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е. А. Алябьева. - М. : Т. Ц. Сфера, 2000. - 128 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2012. - 382 с.
5. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Н. В. Бабкина. - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2016. - 60 с.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская; Ун-т Рос. акад. Образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 146 с.
7. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Белинская. - СПб. : Речь, 2006. - 126 с.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2003. - 124 с.
9. Бгажнокова, И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. [текст] / И. М. Бгажнокова Дефектология. - 1995. - № 5 - С. 30
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
11. Бреслав, Г. М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 243 с.
12. Власова, Т. А., Учителю о детях с отклонениями в развитии. [Текст] / Т. А. Власова, С. М. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 157 с.
13. Винникова, Е. А. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира [Текст] / учеб-метод. пособие / Е. А. Винникова. - Минск: БГПУ, 2011. - 272 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / учеб-метод. пособие / Л. С. Выготский - М. : Просвещение, 1991. - 91 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых, и умственно отсталых детей [Текст] : Сборник статей и материалов / Л. С. Выготский / под. ред. Л. С. Выготского. - М. : Просвещение, 1924. - 287 с.
16. Готовимся к школе [Текст]: программно-методическое
оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / И. К. Белова, Р. В. Былич, И. Н. Волкова и др.; науч. ред. С. Г. Шевченко. - Москва: Ника-пресс, 1998. - 192 с.
17. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 119 с.
18. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Т. А. Репиной. - М. : Просвещение, 1987. - 207 с.
19. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. [Текст] // Дефектология. / Е. А. Екжанова - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
20. Зейгарник, Б. В., Патопсихология [Текст] / Б. В. Зейгарник - М. : Издательство Московского университета, 1986. - 387 с.
21. Зейгарник, Б. В., Введение в патопсихологию [Текст] /Б. В. Зейгарник - М. : МГУ, 1969. - 345 с.
22. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 208 с.
23. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] /
A. А. Катаева, Е. А. Стребелева - М. : Просвещение, 1988. - 140 с.
24. Киселева, М. Б. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. Б. Киселева. СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
25. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский - М. : Аст, 2010. - 446 с.
26. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная
адаптация [Текст] / И. А. Коробейников - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
27. Колесник, Н. Т. Клиническая психология [Текст] : учебник для бакалавров / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова, Г. И. Ефремова - отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 363 с.
28. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии [Текст] /
B. В. Кисова, И. А. Конева - отв. ред. И. Аведон. - СПб. : Питер, 2006. - 322 с.
29. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободянник. - М. : Генезис, 2003. - 208 с.
30. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. - М. : Юрайт, 2015. - 134 с.
31. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] : исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина - СПб. : Питер, 2001. - 131 с.
32. Лубовский, В. И. Задержка психического развития [Текст] : специальная психология // под ред. В. И. Лубовского. - М. : Речь, 2003. - 206 с.
33. Леднёв, В. С. Научное образования: развитие способностей к научному творчеству. [Текст] / В. С. Леднев - М. : МГАУ, 1989. - 120 с.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : АПН РСФСР, 1973. - 235 с.
35. Лебединский, В. В., Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2003. - 134 с.
36. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 1985. - 246 с.
37. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина - М. : Психология, 1998. - 276 с.
38. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] : избр. психол. труды / В. Н. Мясищев / под ред. В. Н. Мясищев, А. А. Бодалева - М. : Модэк МПСИ, 2004. - 356 с.
39. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко - Издательство политической литературы, 1990. - 435 с.
40. Малофеев, Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами [Текст] // Дефектология / Н. Н. Малофеев // Московский педагогический вестник - № 6
- 1997. - С.3.
41. Мачихина, В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]// Дефектология / В. М. Мачихина - М. : - 1992. - № 4 - С. 19.
42. Маховер, К. Проективный рисунок человека [Текст] / К. Маховер
- М. : Смысл, 1996. - 90 с.
43. Никишина, В. Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [Текст] / В. Б. Никишина // Ярославский педагогический вестник. - № 4. - 2002. - С. 19.
44. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
45. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: рекомендовано / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с.
46. Осмоловская, И. М., Игра на уроках [Текст] / И. М. Осмоловская
- М. : Педагогика, 2004. - 125 с.
47. Петрова, Б. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / Б. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 104 с.
48. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогика, 2013. - 249 с.
49. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально - психологического исследования [Текст] : под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 2008. - 200 с.
50. Репина, Т. А. Проблема ролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва - Воронеж, 2004. - 300 с.
51. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т. А. Репина - М. : Педагогика, 1988. - 230 с.
52. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
53. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М. : изд. центр «Владос», 2006.
- 366 с.
54. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : «Владос», 2003. - 160 с.
55. Смирнова, Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Смирнова. - М. : Просвещение, 1981. - 54 с.
56. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского - М. : Академия, 2005. - 464 с.
57. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР [Текст] / Е. С. Слепович - М. : Академия, 1990. - 245 с.
58. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Е. С. Слепович - Минск, 1989. - 265 с.
59. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский - М. : Просвещение, 1981. - 184 с.
60. Теплов, Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях [Текст] / Б. М. Теплов / отв. ред. Б. М. Теплов, Э. А. Голубева, Е. П. Гусева. - М. : Наука, 2004. - 342 с.
61. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р. К. Терещук - Кишинев: Штиинца, 1989. - 190 с.
62. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р. М. Ткач. - М. : Сфера, 2008. - 118 с.
63. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / под ред. Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2000 - 348 с.
64. Тупаногов, Б. К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития [Текст] / Б. К. Тупаногов // Дефектология - 1994. - № 4 - С.9.
65. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер - М. : Просвещение, 2008. - 456 с.
66. Тригер, Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер // Дефектология - 1985 № 5 - С. 24.
67. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В Ульенкова, В. В. Кисова. // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 33.
68. Усанова, О. Н. Дети с проблемами психического развития [Текст] / О. Н. Усанова - М. : Просвещение, 1995. - 312 с.
69. Фопел, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] : Психологические игры и упражнения / К. Фопель - М. : Просвещение, 2001. - 278 с.
70. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е., Хухлаев, И. М. Первушина - 3-е изд. - М. : Генезис, 2010. - 175 с.
71. Цыпина, Н. А. Обучение чтению детей с ЗПР [Текст] / Н. А. Цыпина - М. : Просвещение, 1994. - 156 с.
72. Чистякова, М. И. Психогимнатика [Текст] / М. И. Чистякова / под ред. М. И. Буянова - 2-е изд. - М. : Просвещение «Владос», 1995. - 328 с.
73. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 384 с.
74. Щур, В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей [Текст] / Психология личности: теория и эксперимент / В. Г. Щур. М. : Просвещение, 1982. - 245 с.
75. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин - М. : Издательский цент «Академия», 2007. - 269 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ