ГЛАВА 1 . ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ
КОРРУПЦИИ 6
1.1Понятие, формы, причины и последствия проявления коррупции 6
1.2 История развития коррупции в Российской Федерации 15
1.3. Проявление коррупции на муниципальном уровне 19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ 24
1.3 Организационные основы, как проблемная область борьбы с
коррупцией 24
2.2. Анализ эффективности существующих организационных мер на
муниципальной службе 29
2.3. Субъективная оценка разработанных организационных мер по
противодействию коррупции 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
Коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности. Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Для более эффективного противодействия коррупции необходимы комплексные и рассчитанные на долгосрочную перспективу меры. В частности, необходимо менять отношение общества к коррупции, повышать его правовую культуру, бороться с таким явлением, как правовой нигилизм. Необходимо создание таких условий, как общественный контроль, прозрачность власти и т.п. Другим, не менее важным условием является разработка эффективных административно - правовых средств, ужесточение мер ответственности. Все это невозможно без эффективной антикоррупционной политики государства.
В последнее время в Российской Федерации все больше внимания уделяется проблемам противодействия коррупции. В выступлениях Президента РФ, руководителей органов власти, ключевых документах в области государственного и муниципального управления указаны мероприятия направленные на решение задач: по совершенствованию организационных основ, обеспечению исполнения законодательных актов, активизации антикоррупционного просвещения граждан и др. Одним из основных документов в области противодействия коррупции в РФ является Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010г.№460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции». Актуальность данной проблемы была затронута на заседании Совета по противодействию коррупции. Так Д.А.Медведев заявил, что «коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе».
За последние годы наша страна вышла на качественно новый уровень противодействия коррупции. Ратификация Россией основополагающих международных документов придала мощный импульс активному развитию отечественного законодательства в данной сфере. К настоящему времени приняты стратегические антикоррупционные документы, базовый федеральный закон о противодействии коррупции. Существенная роль в реализации этих актов отводится органам местного самоуправления. Коррупция наиболее ярко проявляет себя на местном уровне власти, и именно здесь могут быть созданы условия для противодействия коррупции со стороны гражданского общества.
Противодействие коррупции - это основное предназначение правовых, организационных, управленческих средств государства, которое приводит к созданию институтов, позволяющих работать публичным механизмам страны, увеличению эффективности государственной экономики, должному обеспечению прав и свобод граждан, укреплению правопорядка и законности, формированию морально- нравственных, культурных и правовых аспектов общества.
Степень разработанности. Коррупция, являясь одним из пороков человечества, рассматривалась многими учеными, которые пытались понять причины появления коррупции и найти пути решения этой проблемы. К таким ученым можно отнести: К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф.В.Кречетов, А.Р. Лыскова, В. Е. Шевченко[32], С. Р. Овчинского[27], Г. А. Сатарова[33][19].
Цель исследования. Цель работы - исследовать теоретические основы организационных аспектов противодействия коррупции на муниципальной службе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследовать понятие, структуру, причины и условия проявления коррупции в органах государственной власти;
- выявить основные направления усиления борьбы с коррупцией в органах государственной власти на муниципальном уровне
-оценить эффективность имеющихся организационных мер по борьбе с коррупцией.
Объектом исследования является коррупция в Российской Федерации, ее формы проявления и причины ее возникновения.
Предметом исследования являются организационные аспекты, возникающие в ходе процесса реализации средств и методов противодействия коррупции.
Информационная база исследования являются Конституция РФ, действующие законодательные и нормативно-правовые акты: Указ
Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010г.№460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции», ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и другие, а также официальная статистическая информация и научные публикации, представленные в периодических и электронных изданиях.
Теоретическая значимость работы. В качестве теоретической основы использовались работы отечественных ученых и практиков, раскрывающие проблемы в регулировании противодействия коррупции.
Практическая значимость работы заключается в выявлении оценки эффективности организационных мер по борьбе с коррупцией.
Структура и объем работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, рассмотрена методологическая база исследования.
Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование теоретических и исторических аспектов возникновения коррупции, проанализирована научная литература, нормативно правовые документы, направленные на противодействие коррупции, рассмотрен зарубежный опыт.
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ “О противодействии коррупции” под «коррупцией» понимается злоупотребление служебными полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
На основании изученных данных выделены основные организационные аспекты борьбы с коррупцией на муниципальной службе.
Анализ показывает, что все организационные антикоррупционные меры можно сгруппировать по основным направлениям:
-реализация максимальной открытости и прозрачности
государственных и муниципальных органов;
-создание эффективной системы контроля над деятельностью служащих занимающих должности на муниципальной службе;
-преодоление низкой правовой культуры, как среди служащих, так и среди населения.
Центральным элементом антикоррупционной политики является применение органами власти Российской Федерации мер организационного характера. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования организационных аспектов борьбы с коррупцией.
Правовое и организационное обеспечение мер по профилактике коррупции выступает важным фактором снижения коррумпированных проявлений. Профилактика коррупции предполагает применение широкого спектра мероприятий. Главным преимуществом профилактических мер в том, что они позволяют пресечь коррупцию на ранних стадиях. Добиться эффективного выполнения Национальной стратегии можно объединив усилия всех институтов гражданского общества.
В качестве практической основы выступило рассмотрение применяемости организационных мер на муниципальном уровне.
Для выявления оценочного мнения, мы воспользовались методом анкетирования.
Результатом проведенного исследования стала субъективная оценка антикоррупционных организационных мер на муниципальной службе. По мнению граждан совершенствование перечисленных мер помогут в более эффективной борьбе с коррупцией:
-совершенствование системы муниципальных органов и контроля их деятельности;
-прямая зависимость количества сотрудников числу населения;
-мониторинг общественного мнения о состоянии законности на муниципальной службе
-регламентация использования муниципального имущества и ресурсов
-повышение ответственности органов местного самоуправления и их лиц за бездействие по устранению причин коррупции
-повышение контроля над доходами и расходами муниципальных служащих, за видами их деятельности.
В ходе работы нами была достигнута основная поставленная цель. Мы рассмотрели теоретические основы, и меры по противодействию коррупции в муниципальной службе. Наиболее эффективными мерами являются: разработка должностной инструкции, расчет предельной штатной численности работников, проведение проверок по установлению законности использования недвижимости и другого имущества муниципальной собственности, Осуществление контроля за предоставлением гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими муниципального сведений о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. С их помощью которых, возможно, обеспечить снижение коррумпированности органов местного самоуправления. Имеющиеся меры позволят, обеспечить свободный доступ ко всей информации о деятельности муниципальной службы тем самым обеспечит, открытость деятельности служащих, улучшит кадровый отбор с помощью запланированных мероприятий, помогут выявлению коррупционных нарушений на ранних стадиях.
1. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003г. Ратифицирована ФЗ от 8 марта 2006г.№40 “ О ратификации Конвенции ООН против коррупции”//Сборник законов РФ.2006.№12 С.1231.
2. Конституция РФ (принятая 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках Конституции Российской Федерации от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ)
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ “О
противодействии коррупции” (в ред. от 22.12.2014 г.)
4. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 431 - ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции”.
5. Федеральный закон от 9 февраля 2009г.№8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ”.
6. Федеральный закон от 21 июля 2014г.№212-ФЗ“Об основах общественного контроля в Российской Федерации”
7. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г.№230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”
8. Федеральный закон от 27.07.2004г.№ 79-ФЗ“О государственной
гражданской службе Российской Федерации” ст.59.2 и 59.3(введена ФЗ от 21.11.2011 №329-ФЗ).
9. Федеральный закон от 2 марта 2007 года №25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (ред.от 25.11.2013).
10. Федеральный закон 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации .
11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996г.№ 14- ФЗ-Часть 2 ст. 575в ред.Федерального закона от 25.12.2008 №280-ФЗ
12. Указ президента Российской Федерации от 13 апреля 2010г.№460 “О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг”.
13. Агеев В.Н. Противодействие коррупции на местном уровне: ограничение прав и свобод муниципальных служащих.//Проблемы политики и общества.-2013.-№2.С.243-268.
14. Борков В.Н. Коррупционное преступление как основной элемент системы коррупционных отношений //Современное право.-2015.-№4.-С14.
15. Гараев Р.Ф.Понятие коррупции/Следователь №2-2015.-С.43-50.
...