Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Работа №84555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Изучение коррупционного поведения в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2. Понятие морали. Понимание коррупционного поведения как
аморального вида поведения 13
1.3. Социально-психологические особенности лиц, работающих в
сфере обслуживания 26
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Описание выборки 30
2.2. Организация исследования 30
2.3. Математические методы исследования 38
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРУПЦИОННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ 40
3.1. Анализ результатов особенностей коррупционного поведения у
мужчин 40
3.2. Изучение особенностей коррупционного поведения у
женщин 43
3.3. Сравнительный анализ особенностей коррупционного поведения в
сфере обслуживания 45
Выводы и рекомендации 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение

Актуальность. Проблема коррупции, как в нашей стране, так и во всем мире давно приобрела статус актуальной научной проблемы. Многочисленные исследования посвящены экономическим, правовым и социальным аспектам коррупции. В то же время психологические исследования можно пересчитать по пальцам. Такое положение дел объясняется, прежде всего, методологическими трудностями, с которыми сталкивается исследователь психологических аспектов коррупции. Если юридический аспект коррупционного поведения вполне сносно трактуется на юридическом языке, то в психологии отсутствует вообще какая-нибудь объяснительная модель данного феномена [6].
Проблема изучения коррупционного поведения - это сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный, междисциплинарный характер. Многочисленные исследования посвящены экономическим, правовым и социальным аспектам коррупции и коррупционного поведения личности (С.В. Алексеев [1], Ю.Ю. Болдырев [4], О.В. Ванновская [6], В.Л. Васильев [7], А.Л. Журавлев [15], Л.М. Закирова [18,19], М.М. Решетников [37], Л.В. Уварова [43], А.В. Юревич [47] и др.).
Коррупция - явление сложное, противоречивое, многоаспектное. Выявить характер проявления, степень распространенности коррупции непросто. Объясняется это не только тем, что она носит скрытый, латентный характер и не поддается официальному статистическому учету, но и тем, что формы, способы коррупционных сделок постоянно видоизменяются, приобретают порою весьма изощренные, трудноуловимые формы.
И, тем не менее, в последние годы исследователи, особенно социологи, все активнее обращаются к изучению различных аспектов этого сложного явления, используя социологические методы. В основном это анализ государственных и законодательных актов, анализ документов, статистических материалов, опросы населения, экспертов, представителей хозяйствующих субъектов и т.п. В основе многих исследований лежит субъективное измерение коррупции - восприятие коррупционных явлений различными слоями населения, представителями бизнеса, других социальных групп.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема дипломной работы «Психологические аспекты коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания».
Цель исследования: изучить психологические аспекты
коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Объект исследования: 40 мужчин в возрасте 35-55 лет, 40 женщин в возрасте 35-55 лет. Периодизация по Э. Эриксону.
Предмет исследования: коррупционное поведение.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях
коррупционного поведения у мужчин и женщин.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены задачи:
1. Рассмотреть изучение коррупционного поведения в отечественной и зарубежной литературе;
2. Рассмотреть понятие морали. Понимание коррупционного поведения как аморального вида поведения;
3. Выявить социально-психологические особенности лиц, работающих в сфере обслуживания;
4. Провести сравнительный анализ коррупционного поведения у мужчин и женщин, работающих в сфере обслуживания.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа и синтеза (для изучения отечественной и зарубежной литературы), метод сопоставления, систематизация полученных результатов;
- эмпирические: «опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), «методика диагностики социально-психологических установок личности в
мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной), коэффициент
корреляции Пирсона, t-стьюдента.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть применены на практике психолога.
База исследования: Турагентство «Алые паруса» г. Набережные Челны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.
Подобрали методики для исследования коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Провели сравнительный анализ результатов исследования и сформулировали выводы.
Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу изучения феномена коррупции с позиции психологии состоит в наличии методологической трудности определения феноменологической структуры коррупции и коррупционного поведения. С точки зрения социальной нормы коррупция рассматривается как вид девиантного поведения, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам или социальным ожиданиям. Однако критерии определения девиантного поведения в психологических исследованиях неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. В этом и заключается одна из сложностей психологических исследований коррупции. Граница межу нормой и отклонением достаточно размыта и зависит от того, кто и кому дает поведенческую оценку, а также от контекста общественных норм. Для исследования были использованы методики, позволяющие исследовать особенности коррупционного поведения лиц работающих в сфере обслуживания.
Отношение личности к субъектам социального окружения определяется в структуре направленности ценностными ориентациями, они же являются регуляторами поведения личности. Мотивационно¬ценностная сфера личности, являющаяся составляющей содержательной стороны направленности личности, формируется в процессе деятельности путем отражения и заимствование социальных ценностей. Очевидно, что для коррупциогенной личности характерно преобладание материальных, а не духовных ценностей личности, что предопределяет ее выбор в ситуации конфликта интересов между личными и общественно значимыми интересами в пользу личных интересов. Таким образом, ради удовлетворения своих потребностей человек совершает коррупционную деятельность.
Полученные результаты по методике терминальных ценностей свидетельствуют о том, что семейная жизнь, общественная жизнь, собственный престиж, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности более выражены у женщин. Для мужчин представляют ценность такие категории как профессиональная жизнь, общественная жизнь, уважение, материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности. В целом, по результатам исследования, можем говорить о том, что терминальные ценности мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания отличаются.
При анализе результатов методики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере показано, что и женщины и мужчины склонны к альтруизму, однако у мужчин данный показатель более выражен, при этом степень различия достоверна при р=0,05. Что касается установок, то и у мужчин и у женщин более выраженными являются установки на результат, хотя мужчины в отличие от женщин (р=0,01) проявляют стремление к итогу, и могут показывать более высокие результаты своей деятельности.
Существуют особенности взаимосвязи между терминальными ценностями и социально-психологическими установками лиц работающих в сфере обслуживания. Обследуемые стремятся добиться результата в своей деятельности наперекор всему - суматохе, препятствиям, поражениям и т.д.
Они могут могут стоят в рядах самых надежных сотрудников. Но они могут из-за стремления к достижению результата забыть обо всем остальном - например, кому-то невольно нанести вред или сделать дело быстро, но может пострадать, к примеру, качественно, внешний вид.
Респоденты все свое время тратят на то, чтобы что-то сделать, не жалея своего свободного времени, выходных, отпуска и т.д. У сотрудников есть установка на власть. Они хотят ощущать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого. Желание иметь власть в самостоятельности принятия решений, влиять на выполнение работы, иметь возможность развиваться и самосовершенствоваться. Они могут оказаться в последствии тиранами, но могут и стать хорошим руководителем.
Итак, в процессе анализа эмпирических данных тестирования мужчин и женщин работающих в сфере обслуживания по проблеме исследования подтвердились выдвинутая гипотеза, а именно: существуют различия в особенностях коррупционного поведения у мужчин и женщин.



1. Алексеев С.В. Коррупция в переходном обществе:
социологический анализ: Автореф. Дис. ...д-ра социол. Наук. -
Новочеркасск, 2010. - 389 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 246 с.
3. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология и коррупция. - М.: РНОПЭ, 2011. - С.37-41.
4. Болдырев Ю.Ю. Коррупция как системный порок российского
капитализма // Неэкономические грани экономики: непознанное
взаимовлияние / под ред. О.Т. Богомолова. - М.: Ин-т экономических стратегий, 2010. - С. 456-474.
5. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. III. - Вып.1. - С. 83-101.
6. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российкого гос. Пед. Ун-та им. А.И Герцена. - 2010. - № 102. - С. 323-328.
7. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 656 с.
8. Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб., 2010. - 303 с.
9. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. - 2011. - №3. - С.42-46.
10. Глинкина С.П. Международная коррупция // Новая и новейшая история. - 2011. - №1. - С. 13-30.
11. Глинкина С.П. Коррупция: фатальная угроза? // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О. Т. Богомолова. М. : И-т экономических стратегий. - 2010. - С. 427-455.
12. Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. - СПб.: Алетейя, 2010. - 384 с.
13. Девятовская И.В., Сыманюк Э.Э. Психологические предикторы коррупционного поведения личности и их коррекция // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 205-208.
14. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? - Самара: Академия, 2011. - 264 с.
15. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 56-64.
16. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 1. - С. 8-21.
17. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореф. дис. ...д-ра психол.наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. - 49 с.
18. Закирова Л.М., Хамитова Л.М. Исследование ценностной сферы лиц с различным уровнем коррупционного поведения //Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2015. - №2 (65). - С. 62-72.
19. Закирова Л.М. Проблема изучения феномена коррупции в отечественной психологии // Актуальные проблемы экономики и права. -
2010. - № 4 (16). - С. 52-56.
20. Закирова Л.М. Личностные особенности лиц с коррупционным поведением // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 26-34.
21. Зинченко Г.П. Социальный механизм коррупции // Международная научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией на Юге России как системная проблема. Препятствия и стратегии». - Ростов-на-Дону: ЦПИИС,
2011. - 157 с.
22. Коц, А., Черных, Е. Депутат Геннадий Гудков: «Коррупция для России страшнее НАТО!» // Комсомольская правда. - 2010. - 15 января.
23. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - СПб.: Питер, 2010. - 268 с.
24. Кувалдин В.П. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. - М.: Смысл, 2010. - 402 с.
25. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 2010. - № 1. - С. 21.
26. Комиссаров В.С. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 2010. - № 1. - С. 28.
27. Кравченко А.И. Социология девиантности. - М.: Академия, 2010. - 483 с.
28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2011. - 511 с.
29. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции: Мировой криминологический анализ. - М.: ОО «Волтерс Клувер», 2010. - 912 с.
30. Лопашенко Н.А. Состояние и проблемы борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики // Государство и право. - 2000. - № 10. - С. 67-72.
31. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
32. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2011. - С.641-648.
33. Общая социология: учеб. пособ / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 654 с.
34. Официальный сайт Президента РФ: сайт Москва, 2016. URL: http://www.Kremlin.Ru/articles/corrupt.shtml (дата обращения: 23.03.2016).
35. Преступность и реформы в России / под. ред. А.И. Долговой. - М.: ИнфрА, - 2011. - 307 с.
36. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О.А. Алякринского. - М.: Логос, 2013. - 356 с.
37. Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2011. - 128 с.
38. Радаев В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. - М. : Центр политических технологий, 2011. - 156 с.
39. Римский В.Л. Коррупция как системная проблема российского общества и государства // Социология и коррупция. - М.: РНОПЭ, 2010. - С. 68-79.
40. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия. (Психолого-социальные концепции личности в ХХ столетии). - СПб.: Речь, 2011. - 254 с.
41. Сенин И.Г. Руководство опросник терминальных ценностей. - Ярославль: Изд-во Содействие, 2010. - 30 с.
42. Социально-психологические исследования криминальной
деструктивности личности сотрудников правоохранительных органов / под ред. Д. В. Сочивко, Е. Е. Гавриной. - Рязань, 2010. - 178 с.
43. Уварова Л. В. Методика оценки антикоррупционной устойчивости при профессиональном психо-ическом отборе кандидатов на должности судей // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №7-4 (14). - С. 48-55.
44. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская Газета. - 2016. - №5. - С.33-54.
45. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ, 2015. - 450 с.
46. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Академия, 2012. - 428 с.
47. Юревич, А.В., Ушаков, Д.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. - М.: Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 177¬208.
48. Banfield E.C. Corruption as a Feature of Governmental Organization // J, Law and Economics, 2010. V. 18(3).
49. Simon D.R., Eitzen D.S. Elite Deviance. 3 ded. Boston; London; Allyn and Baco № 2010
50. Reder M.W. Comment // J. Law and Economics. 2010. V. 18(3).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ