ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Историческое происхождение технологии модульного обучения 5
1.2 Сущность и особенности модульного обучения 7
1.3 Отличительные характеристики технологии модульного обучения от
других педагогических технологий 14
ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗРАБОТК МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО» 20
2.1 Основные положения по разработке модульной программы и её
внедрению в учебный процесс 20
2.2 Инструкция по составлению модульной программы по «Праву» 23
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО» ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ УГЛУБЛЕННОГО
УРОВНЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
Современное российское образование нуждается в постоянном прогрессивном развитии, повышении уровня качества процесса обучения, в активном осуществлении, диктуемого ФГОС, системно-деятельностного подхода и выход на субъект-субъектную основу построения отношений учебно - воспитательного процесса. Для этого постоянно ведутся поиск и разработка современных педагогических технологий, которые смогли бы удовлетворить эти требования, так как традиционное обучение себя изжило и давно нуждается в преобразовании. По причине того, что в настоящее время главной целью образовательного процесса является не объем приобретенных знаний, а именно умение их использовать в практической деятельности и, конечно же, само качество этих знаний. Оно включает в себя процесс становление личности учащегося, выделение его индивидуальных способностей, развитие мотивационной сферы, коммуникативных навыков и волевых черт характера, а также развитие умения осознанно относиться к себе, своей жизни, окружающей среде, разумно расценивать личные способности и др.
Исследования показывают, что в настоящее время очень актуальна проблема реализации системно-деятельностного подхода и качественного преподавания учебной дисциплины «Право», считающейся достаточно сложным и, в то же время, важным гуманитарным предметом, что связано, в первую очередь, с ее большим количеством теоретического материала, который нужно усвоить за очень короткий срок.
Решение проблемы преподавания права мы нашли в использование технологии модульного обучения, ведь её внедрение способно сделать процесс обучения привлекательным для учащихся, ведь каждый урок их ждет что-то новое, а это является отличной причиной появления и удержания интереса к изучению предмета.
Интерес к изучению технологии модульного обучения впервые был вызван после трудов Б.Ф. Скинера, а последующей разработкой занимались зарубежные ученые, такие как Дж. Расселла, Р. Хертса, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса, и др., а в России это были П.А. Юцявичене Пасвянскене, Н.В. Борисова, К.А. Вазина, Т.М. Громкова, П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского, Д.В. Чернилевского, М.А. Чошанова. А также становление технологии модульного обучения связано с именами В.В. Карпова и М.И. Катханова, С.Я. Батышева В.В. Гузеева и другие.
Объектом исследования является технология модульного обучения.
Предмет исследования - это применение технологии модульного обучения на уроках «Право» в 10-11 классе на углубленном (профильном) уровне.
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать эффективность использования технологии модульного обучения на уроках права для повышения качества знаний и умений и практически разработать методическое обеспечение модульной рабочей программы по учебной дисциплине.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу, включая интернет-пространство;
2) изучить основные теоретические аспекты технологии модульного обучения;
3) выявить особенности и главные отличия технологии модульного обучения от других педагогических технологий;
4) изучить требования к построению модульной программы;
5) разработать и оформить содержание модульной программы
Структура ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Любая образовательная организация стремится к тому, чтобы найти способы сделать своё образование уникальным, качественным и высокоэффективным, чтобы учебный процесс мог гарантировать реализацию индивидуальных образовательных потребностей для каждого своего обучающегося, учитывая его интересы, возможности и склонности. Поэтому, в поисках решения данной задачи многие видят ответ в использовании технологии модульного обучения. Оно подразумевает под собой необходимость кардинально изменить систему построения взаимоотношений учителя и обучающегося в учебном процессе. Главной обязанностью обучающегося становится самостоятельное обучение, а обязанности учителя заключаются в осуществлении организационно - мотивационном управлении деятельностью обучающегося.
В заключении о проделанной работе хочется выделить основные решенные задачи, которые были поставлены для реализации цели исследования
В ходе изучения и анализа научной и учебно - методической литературы по теме были выделены главные теоретические особенности и характеристики технологии модульного обучения, они отражаются в следующем.
Технология модульного обучения:
• ориентирована на самостоятельное обучение. Это помогает обучающемуся планировать свою деятельность, учит его самоорганизации и самоконтролю;
• подразумевает разнообразие используемых учебных элементов. Это позволяет удерживать и подпитывать интерес обучающихся к изучению предмета;
• предусматривает разработку модульной программы с конкретной структуризацией содержания обучения, выделение целей, логичное изложение теоретического и практического материала в определенных информационных блоках;
• имеет особую балльно - рейтинговую систему оценки и контроля усвоения знаний.
Также изучены требования к составлению модульной программы и на основании этих требований была подготовлена практическая часть выпускной квалификационной работы, которая отражается в методической разработке модульной программы по предмету «Право» на углубленном уровне для 10 - 11 классов. Включает в себя:
• пояснительную записку;
• общую характеристику модульной программы по учебной дисциплине «Право» на профильном (углубленном) уровне;
• личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы;
• используемые учебные элементы;
• виды деятельности;
• теоретическое и практическое содержание рабочей программы по модулю;
• разработанную систему оценки и контроля знаний по усвоению модулей, включая систему штрафов.
Методическая разработка модульной программы составлена в соответствии с ФГОС СОО1 и готова к реализации.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 29.04.2018)
2. "Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования" (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) // СПС «КонсультантПлюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289/ (дата обращения 20.05.2018)
3. Баландина Е. А. Универсальность модульного обучения как средства организации индивидуально-личностного обучения в школе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №. 1 (12). - С. 37-39
4. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. - М.-Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.-174 с.
5. Батышев С.Я. Блочно - модульное обучение - М., Транс-сервис. - 1997. - 225 с.
6. Буркова Е. М. Внедрение технологии модульного обучения в практику школы //Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 4. - С.47-52
7. Береснева Е. В. Использование модульной технологии в преподавании дисциплины «Теория и методика обучения химии в вузе» //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2011. - №. 138. - С.174-185
8. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе) //Московский институт стали сплавов. - 2005. - 44 с.
9. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. - 1987. - №. 8. - С. 30-33.
10. Гузеев В. В. Модульно-блочные и цельноблочные технологии //Химия в школе. - 2008. - №. 9. - 234 с.
11. Данилина Е. А. Принципы модульного обучения и обучающий модуль как структурная единица организации учебного процесса //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №. 3. - С.71-74
12. Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе //М.: СПб. - 1992. - 141 с.
13. Лозинская, А. М., Шамало, Т. Н. Модульно-рейтинговая технология обучения физике: учебно-методическое пособие / А. М. Лозинская, Т. Н. Шамало; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2014 — 164 с.
14. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология [Текст] / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Традиция, 2004 -559 с.
15. Насырова Э. Ф. Дидактические цели модульного обучения студентов //Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 8. - №. 4. - С.4...