ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 История развития проблемного обучения: отечественный и зарубежный
опыт 7
1.2 Дидактические основы проблемного обучения 14
1.3Отличительные особенности проблемного и традиционного обучения .... 20
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ 25
2.1 Психолого-педагогические особенности реализации технологии
проблемного обучения на возрастном этапе старших школьников 25
2.2 Методические особенности урока с проблемной ситуацией и его
структура 28
2.3Проблемное обучение в свете ФГОС нового поколения 35
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В СТАРШИХ КЛАССАХ 41
3.1Методические рекомендации для учителей по применению технологии проблемного обучения на уроках права в старших классах 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
Жизнь человека не стоит на месте. Все сферы жизнедеятельности совершенствуются и изменяются. Так и педагогика - как современная наука находится в процессе постоянного развития. Человек, по своей природе, довольно любопытен, тем самым ему интересно открывать новые для себя процессы, еще шире познавать окружающий мир, изучать взаимоотношения людей и вещей.
В системе образования России, на сегодняшний день, развиваются и реализовываются различные педагогические теории, технологии и концепции обучения, а с внедрением новых государственных образовательных стандартов наиболее актуальным стает их усовершенствование.
Огромное влияние на нынешнюю педагогическую практику оказало направление нетрадиционного обучения: развивающего, программированного, проблемного.
Теория проблемного обучения в отечественной и мировой педагогике начала разрабатываться с середины 50-х годов XX века. На сегодняшний день эта отрасль хорошо изучена и разработана. В ее основе лежит проблема, которую нужно решить учащимся: проанализировать предоставленный материал и самостоятельно извлечь новую информацию.
Преподаватель не остается в стороне, наоборот технология проблемного обучения требует от него профессионального мастерства. Он должен грамотно выстроить основу урока, в котором будет лежать противоречие между тем, что знает ученик, и отсутствием необходимых знаний или умений для решаемой задачи, так как учебный материал не дается в готовом виде, учащиеся должны сами прийти к верному знанию. Тем самым учитель должен реализовывать целенаправленную работу на формирование интеллектуальных и творческих особенностей обучающихся. Проблемное обучение является наиболее актуальным средством формирования мировоззрения.
Рассмотрев и изучив различные труды известных педагогов- психологов, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение необходимо, потому что при помощи него можно сформировать творческую личность, которая будет логически мыслить, находить решения из различных проблемных ситуаций, которые так часто бывают в повседневной жизни. А так же накапливая знания стараться анализировать себя и других, саморазвиваться и становиться лучше. Разрешая сложные задачи и проблемы, у учеников появляются познавательные способности, которые направлены на поиск новых идей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что технология проблемного обучения, довольно глубоко изученная сфера как в науке, так и на практике.Она является одной из 17 технологий, выделенных Министерством образования и науки как современные, и предусматривается как ведущая технология обучения во многих УМК. На практике имеют место быть определенные сложности в организации проблемного обучения. На наш взгляд разработано мало методик и рекомендаций по организации проблемного обучения в школах. Определенную сложность представляет подготовка учебного материала и проблемных познавательных задач, а главный недостаток - мало подготовленных педагогов по организации проблемного обучения.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что результаты - методические рекомендации учителю по технологии проблемного обучения праву можно будет применить учителю на практике в старших классах школы.
Практическая значимость работы состоит в возможности внедрения данных рекомендаций учителю к урокам права в старших классах в целях подготовки и реализации мер, направленных на совершенствование технологии проблемного обучения.
Объект исследования - старшие классы.
Предмет исследования - технология проблемного обучения праву.
Цель исследования: раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики технологии проблемного обучения и показать пример реализации по созданию проблемной ситуации на практике в старших классах.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации проблемного обучения;
2. Изучить историю становления проблемного обучения;
3. Раскрыть дидактические основы проблемного обучения;
4. Проанализировать психолого-педагогические особенности реализации технологии проблемного обучения на различных возрастных этапах;
5. Разработать методические рекомендации учителю для применения технологии проблемного обучения в старших классах.
Нами были выбраны следующие методы исследования:теоретические методы - анализ, обобщение; практические (эмпирические) - сравнение, изучение массового педагогического опыта.
По структуре работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методической, практической), заключения, списка источников и литературы и приложения.
Во введении описана актуальность, сформулированы цели и задачи исследования. В первой главе работы мы рассматриваем теоретические основы организации проблемного обучения. Она состоит из трех параграфов: история развития проблемного обучения: отечественный и зарубежный опыт; дидактические основы проблемного обучения; отличительные особенности проблемного и традиционного обучения.
Вторая глава исследования посвящена технологии организации проблемного обучения праву. Она также состоит из трех параграфов: психолого-педагогические особенности реализации технологии проблемного обучения на возрастном этапе старших школьников; методические особенности урока с проблемной ситуацией и его структура; проблемное обучение в свете ФГОС нового поколения.
В третьей главе представлены методические рекомендации учителю к урокам права в старших классах.
В заключении содержатся основные выводы.
В заключении следует отметить, что под проблемным обучением мы понимаем организацию учебных занятий, которые предполагают создание проблемных ситуаций при помощи учителя и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их развитию. В результате происходит творческое освоение высококлассными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
В своей работе мы проанализировали отечественный и зарубежный опыт в истории развития проблемного обучения. На современном этапе эта теория достаточно хорошо разработана и исследована многими учеными, такими как: Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, В.В. Давыдов, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Е.Л. Яковлева. Однако анализ и исследования в этой сфере продолжаются.
Чтобы дать оценку эффективности данной технологии, нужно практиковать и проверять ее повсеместно на практике. Проводящиеся эксперименты в России, так и зарубежом подтверждают высокие результаты применения методов проблемного обучения. Впрочем, данная технология востребована, своеобразна в своей методике и дидактических основах. Рассматривая методы можно отметить, что значительным и своеобразным моментом проблемного обучения являются различные парадоксы, которые возникают в процессе научного знания и учебной деятельности.
При применении проблемных методов обучения, те знания и умения, которые опираются на небольшой опыт школьников, осваиваются ими на новом уровне применительно к незнакомой ситуации. Все это позволяет овладевать опытом, оперировать имеющимися знаниями и умениями и приобрести новые, которые являются продуктом их творческой деятельности.
В работе рассмотренряд отличительных особенностей проблемного обученияот традиционного и развивающего. И они могут конкурировать в образовательной среде. На проблемном уроке актуализация полученных знаний не выделяется, имеет латентный характер, потому что происходит в процессе подачи нового материала и решения новых проблемных задач. Некоторые ученые придерживаются мысли о том, что проблемное обучение - это природное, непосредственное обучение, как в жизни. Чтобы правильно организовать процесс обучения и воспитания детей нужно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
Обратим внимание на то, что правовое обучение в старшей школе довольно важно, так как оно достаточно широко охватывает интересы, склонности и способности учеников, создавая тем самым условия для них в соответствии с их интересами и планами на дальнейшее получение образования, или на приобретение будущей профессии. Это обучение выходит на осуществление личностно ориентировочного учебного процесса. Чтобы преподавателю создать проблемную ситуацию на уроке ему нужно обратиться к методическим приемам.
Мы отметили типы проблемных ситуаций и рассмотрели способы их создания. Основным способом создания, (но не единственным) является представление ученикам таких дидактических составляющих как: вопросы, задачи, упражнения, задания, которые мы называем проблемными. Проблемный вопрос и проблемная задача выступают как средство создания проблемной ситуации.
Рассматривая и анализируя ФГОС нового поколения, становится понятно, что главными его направлениями является формирование всесторонне развитой личности: человека, владеющего навыками творческой учебно-познавательной и практической деятельности и способного осмысленно и самостоятельно осваивать знания. Из всех методов обучения наиболее полно предъявленным требованиям отвечает именно проблемное обучение. При помощи этой технологии ученики будут сами разрешать правовые ситуации и открывать новые знания, которые связаны с их жизнью.
Безусловно, важна и подготовка учителя к урокам права. Она представляет трудоемкий процесс еще до начала учебного года. В первую очередь, учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями ФГОС как в области «Обществознание», в которую входит правовой блок, так и, несомненно, с областью «Право». Иметь обязательный минимум знаний для учащихся, изучить учебную программу, а также ознакомиться с учебно- методическим комплексом, начиная от нормативно-правовых источников и заканчивая дополнительной литературой по данному курсу.
На практике существуют различные сложности в организации проблемного обучения. Мы считаем, что разработано мало методик и рекомендаций по организации проблемного обучения в школах, так как есть сложность в подготовке учебного материала и проблемных познавательных задач, а главный недостаток - это низкий уровень подготовки педагогов по организации проблемного обучения.
Поэтому в конечном итоге, нами были разработаны методические рекомендации учителю к урокам права в старших классах по технологии проблемного обучения.
3. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников/ К. А. Арапов // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — 414с.
4. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / [А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская] под ред. [и с предисл.] Ю. К. Бабанского. - Москва : Педагогика, 1981. - 176 с.
5. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд- во Акад. пед. наук, 1957. - 517с.
6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.)/ Перевод с английского Н. М. Никольской. Ред. Ю.С. Рассказова. - Изд: «Лабиринт», М., 1999. 208 с.
7. Жан - Жак Руссо. «Эмиль или о воспитании»/Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. Изд: «Педагогика». -М.: Педагогика,1981. с. 350
8. Ковалев Н.Е Введение в педагогику: учебное пособие/ Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин - Москва: Просвещение,1975.-176 с.
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. - М., 1978, 4.22. с. 656
10. Компетенции и образование: модели, методы, технологии.
Монография. Часть IV. /Научный ред. к. ф. н. Е. В. Шутова. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 161 с.
11. Кудрявцев В.Т.Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология №4»— М.: Знание, 1991.— 80 с.
12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. -171 с.
13. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 102 с.
14. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных
педагогических чтениях / И.Я. Лернер // Советская педагогика.- 1968.
- №7.- С.102
15. Лернер. И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.:
Педагогика, 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982. -186 с.
16. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] : труды действ. членов и членов-корреспондентов АПН СССР/ Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные теории (вопросы). - М.: Педагогика, 1975. - 368 с
18. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]: методический материал / М. И. Махмутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с...