ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 8
1.1. Понятие, метод и принципы преподавания права 8
1.2. Анализ ФГОС СПО по направлениям и формируемым компетенциям... 17
1.3. Сравнительный анализ ОПОП (ППССЗ) СПО на примере города
Екатеринбурга 20
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СПО 22
2.1. Формы и методы работы студентов СПО при изучении правовых
курсов 22
2.2. Организация самостоятельной работы студентов СПО при изучении
правовых дисциплин 33
2.3. Организация практических занятий студентов СПО при изучении
правовых дисциплин 40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО МОДУЛЮ «ПРАВО» 47
3.1. Формы и метода контроля освоения компетенций 47
3.2. Фонд оценочных средств к блоку «Право» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Носителей многочисленных знаний, пытавшихся передать их другим людям, нередко обожествляли. С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы образования и воспитания. В трудах древних философов и педагогов «учебные программы» были пронизаны идеями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина, необходимости соблюдать общепринятые правила человеческого общежития.
Правовое образование базируется на содержательном комплексе существующих в науке понятий о правовой действительности и представляет собой комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения.
Интерес к правовому обучению в современной форме возник в конце XX века, в свете всем известных преобразований государства, появления частной собственности и перехода к рыночной экономике. Перед государством возникла серьёзная проблема: большая часть населения оказалась безграмотна в правовом плане даже на начальном этапе.
Задача построения правового государства в Российской Федерации, переход к рыночным отношениям в экономике, кризис в социальной, политической сферах, поляризация мнений и общественных движений, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования. «Учитывая тот факт, что в настоящее время во всех учебных заведениях, начиная со средней общеобразовательной школы, вводятся основы права, можно утверждать, что все россияне в той или иной мере овладевают основами знаний о российской правовой системе, о важнейших законах, регулирующих права и свободы граждан, о содержании российской Конституции»1.
Основными направлениями модернизации среднего профессионального образования (далее СПО), как известно, являются: личностная ориентация содержания образования; его деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование профессиональных и общекультурных компетенций - готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и особые способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В своей работе мы заинтересовались особенностями формирование правовых компетенций в СПО.
Цели формирования правовых компетенций зависят от уровня развития общества и ряда областей научного знания, формируются на основе государственной и общественной политики в области правового образования. Основополагающей целью изучения права на современном этапе является воспитание обучающихся в духе глубокого осознания необходимости соблюдения прав человека: формирование в человеке осознания собственного достоинства и уважения к другим людям. Представление о достоинстве человеческой личности являются ключевым понятием в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные права, а естественным следствием явится сознательное социально активное поведение.
Изучение правовых дисциплин дает самые необходимые в повседневной жизни каждого человека практические знания о праве и его отраслях, об устройстве государства и его органов, о юридических организациях и юридической профессии, о правовых и иных мирных процедурах решения про - блем, о важнейших правах и обязанностях гражданина, а также дополнительные сведения из истории и философии права и государства. Обладание названными знаниями делает человека компетентным гражданином. Названные цели и задачи определили особенности преподавания правовых дисциплин. Разберем некоторые их них в своей работе.
Актуальность темы обусловлена тем, что правовое образование - одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине, т.е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания правовых дисциплин - совокупности методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому результату.
На сегодняшний день от преподавателей правовых дисциплин требуется целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т. д., чтобы через активную познавательную деятельность студенты анализировали и постигали противоречивые процессы преобразований нашего общества.
В связи с этим в настоящей работе рассмотрены и представлены такие методы и приемы обучения, которые позволят достичь выше представленной цели и сделать процесс преподавания правовых дисциплин не только познавательным, но и интересным для обучающихся.
Степень разработанности темы Вопросы преподавания правовых дисциплин изучали такие ученые, специалисты в области педагогики и права как Е.В. Гнатышина, Е.В.Евплова, В.А. Затонский, Е.М. Ибрагимова, В.В. Лазарев, В.А. Козбаненко, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев. Большая роль в данной области отводится Е.А. Певцовой, М.В. Чередниковой и Е.М.Кропаневой. Однако изучение особенностей и содержания процесса преподавания изучения права на уровне среднего профессионального образования является актуальной, в силу отсутствия специальной литературы по данным вопросам...
411. Образование является одним из самых важных факторов развития современного общества. В XXI веке резко увеличивается потребность государства в высокообразованных, культурных гражданах, уважающих свою Родину и умеющих вести межнациональные диалоги.
412. В настоящее время основными направлениями модернизации процесса образования выступают личностная ориентация содержания образования; его деятельностный характер, практическая направленность, вследствие чего обучаемые могут использовать в реальной жизни усвоенные знания, навыки и умения для решения стоящих задач.
413. Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
414. Дисциплины, формирующие правовые компетенции преподаются во всех СПО в ходе изучения таких дисциплин как «Обществознание», Обществознание вкл. экономику и право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». В этой связи можно сделать вывод, что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах, обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности, а так же быть достаточно осведомлены об ответственности за то или иное правонарушение.
415. На современном этапе основополагающей целью изучения права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям.
416. Основной целью правового образования в СПО является формирование правовых компетенций, которые реализуются, по нашему мнению, в недостаточном объёме. В большинстве программ подготовки специалистов среднего звена отсутствует «Право» как отдельная дисциплина и изучается лишь внутри отдельных предметов, в качестве модуля.
417. Рассмотрев возможные формы и методы преподавания права в СПО можно сделать вывод, что они являются симбиозом форм и методов преподавания права в школе и высших учебных заведениях, так как, необходимо совместить содержание общего образования с формой обучения принятой в СПО.
418. Не стоит забывать, что такие дисциплины как «Обществознание», «Правовое обеспечения введения в профессию» - это лишь обзорный курс. Он направлен на формирование у учащихся системных представлений о праве и соответствующих базовых знаний. Студенты профессиональных образовательных организаций, независимо от профиля и направления подготовки, имеют право на необходимый им уровень правовых знаний, необходимый им в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Иначе говоря, правовое обучение этой категории является необходимым.
419. К сожалению педагогического сообщества, вопросы перехода к профильному правовому образованию во время прохождения базовых дисциплин средних профессиональных организаций пока еще разработаны не в полной мере как в дидактическом направление в целом, так и в конкретно - методическом вопросах в частности. Разработка фонда оценочных средств к разделу (модулю) «Право» в предмете «Обществознание вкл.экономику и право» служит хорошим практическим помощником при изучении данной дисциплины, так как сформированные критерии оценивания помогают преподавателю избежать спорных вопросов в оценивание, сразу формируются представления студентов о том, что именно им необходимо изучить, предоставляется возможность самостоятельно организовать процесс своего обучение.
420. Переход среднего профессионального образования к формированию правовых компетенций несёт в себе серьёзный стратегические разработки в сфере усовершенствования модели российского образования. В связи с этим, делая попытку спрогнозировать развитие образования в ближайшие годы можно выразить предположение, что многие вопросы по данной тематике будут решать только опытным путём, а затем проходить апробацию на высшем уровне системы образования Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
423. от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс].
424. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 29.02.2018)
3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1380 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.03 Цирковое искусство" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2014 N 34946) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172360/ (Дата обращения 16.02.2018)
4. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 974 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 50.02.01 Мировая художественная культура" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014N33739)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169 380/ (Дата обращения 16.02.2018)
5. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 639 (ред. от 17.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Делопроизводитель" (Зарегистрировано в Минюсте России
425. 20.08.2013N29509)URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388 5/ (Дата обращения 16.02.2018)
6. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1353 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34864) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118588/ (Дата обращения 16.02.2018)
7. Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 454 (ред. от 27.11.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014N32871 )URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166 855/ (Дата обращения 16.02.2018)
8. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502 (ред. от 24.07.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014N32766)URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_166959/ (Дата обращения 16.02.2018)
9. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 348 (ред. от
426. 17.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно- компрессорных машин и установок (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 N 32652) URL:
427. http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_165769/ (Дата обращения 16.02.2018)
10. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 796 (ред. от 09.04.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.01 Картография" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014N33726)URL: http: //www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_16 8239/ (Дата обращения 16.02.2018)
428. Научная и учебная литература:
11. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации//Педагогическое образование в России, 2016 № 5 с.75-81
12. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - " Просвещение", 1985 с.178
13. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки / Бережная И.Ф. // Среднее профессиональное образование, 2013. - №9. - с. 24-26.[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnayadeyatelnost-studentov-v-protsesse- professionalnoy-podgotovki (Дата обращения: 22.03.2018)
14. Боголюбов. Л.Н. Учебник Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень/под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, А.Ю. Лазебникова. 2-е изд. Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение».-М: Просвещение,2014.-208 с.
15. Бозиев Р. С. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим[Текст]/ Р. С. Бозиев, А. И. Донцов // Педагогика. - 2016. - № 1. - с. 128...