Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы профилактики игровой зависимости
у младших школьников 7
1.1. Подходы к проблеме игровой зависимости в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Особенности игровой зависимости у младших школьников 14
1.3. Анализ психолого-педагогических подходов к профилактике
игровой зависимости у младших школьников 21
Выводы по первой главе 28
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике игровой
зависимости у младших школьников 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 30
2.2. Описание программы профилактики игровой зависимости у
младших школьников 39
2.3. Анализ результатов профилактической работы 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения
XXI век - это век современных технологий, в котором компьютер - это неотъемлемая часть жизни людей разных возрастов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентируется на достижение планируемых результатов обучения, среди которых важное место занимает повышение знаний о компьютерных технологиях. По мнению исследователей, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно, активно использовать для решения коммуникативных и познавательных задач считается важным элементом развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [52].
На сегодняшний день остро стоит вопрос о компьютерной компетенции младших школьников, поэтому тема профилактики игровой зависимости школьников является актуальной. Начиная с малых лет, каждый ребенок имеет доступ к компьютерной технике: смотрят мультфильмы, живут в виртуальном мире посредством онлайн-игр [37]. Учителя современной школы задают домашние задания, которые требует выполнения на компьютере, где ученикам нужно найти дополнительную информацию в Интернете, а, следовательно, работать с информационно коммуникационными технологиями. Сможет ли младший школьник, который включен в такой учебный процесс, в будущем социализироваться? Время, что обучающийся проводит за компьютером и в сети Интернет, может с двух сторон влиять на развитие личности - как положительно, так отрицательно. Если рассматривать положительную сторону, то работа за компьютером развивает у обучающихся интеллектуальные способности, повышает уровень эрудиции, формирует разные виды памяти. Социальные сети приобретают огромный круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн - игры помогают развивать воображение.
К такому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными [20]. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Возникает противоречие между использованием компьютерных игр, как средством обучения и воспитания и пагубным влиянием таких игр на неокрепшею психику младшего школьника.
Проблема данного исследования - это недостаточность в современной практике комплексных программ, направленных на профилактику игровой зависимости у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Объект исследования - игровая зависимость у младших школьников.
Предмет - психолого-педагогическая программа профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Гипотеза: программа профилактики игровой зависимости младших школьников, предполагающая знакомство младшего школьника с понятием «игровая зависимость», положительными и отрицательными сторонами Интернет, а также участие в тренингах и играх; взаимодействие с родителями по профилактике игровой зависимости, является эффективной, так как обеспечит повышение знаний о компьютерной зависимости и способах расслабления после работы с компьютером младших школьников и их родителей, что позволит сохранить психологическое и физическое здоровье школьников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Обобщить особенности игровой зависимости у младших школьников.
3. Проанализировать психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников.
4. Выявить характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости.
5. Разработать и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, проанализировать результаты исследования.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы: наблюдение, сбор данных (описание), анализ полученных данных, опрос (анкетирование), математическая обработка результатов исследования .
Теоретико-методологическая основа исследования:
- понятие и феномен «игровая зависимость» рассматривали такие авторы, как В.Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н.Ивлева, К. Янг и др;
- эмпирические исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина);
- О.В. Литвиненко, Ю.Н. Мураткаина описывали психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости, взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 40» г. Каменск-Уральский в параллели третьих классов.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы в образовательных организациях психологами и педагогами с целью профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований, приложений.
В современной образовательной среде понятие «игровая зависимость» встречается очень часто. Это связано с новым образом жизни подрастающего поколения. Особенно остро эти проблемы возникают в младшем школьном возрасте, которые очень враждебны и обидчивы, самостоятельны и внушаемы.
Таким образом, проанализировав на теоретическом уровне подходы к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе, обобщив особенности игровой зависимости у младших школьников, проанализировав психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников, выявив характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости; разработав и апробировав программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, получились следующие выводы.
Игровая зависимость - это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр. Большинство данных качеств присуще именно младшему школьнику, который в полной мере не умеет контролировать свои потребности и желания.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 -7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Для профилактики игровой зависимости младших школьников работа должна выстраиваться следующим образом:
- основными её компонентами профилактической работы являются
информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный и деятельностный;
- методы и формы работы по профилактике зависимости направлены на формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
Опытно-экспериментальная работа проводилась последовательно и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На каждом этапе решались определённые цели в соответствии с гипотезой исследования.
На констатирующем этапе проведена первичная диагностика с целью выявления младших школьников группы риска, склонных к игровой зависимости, а также диагностика для выявления творческих интересов .
На формирующем этапе разработана и внедрена в учебный процесс программа внеурочной деятельности «Профилактика игровой зависимости средствами правополушарного рисования».
На контрольном этапе проведена повторная диагностика детей группы риска, склонных к игровой зависимости, выполнен сравнительный анализ и обобщение результатов.
С целью выявления детей группы риска, склонных в игровой зависимости были отобраны диагностические методики, которые позволяют учителю правильно выстраивать образовательную деятельность в классе, а также индивидуальные траектории развития каждого ребенка в пространственной сфере.
Для выявления уровня игровой зависимости был выбран тест О.Л. Кутеевой. Цель - определить уровень игровой зависимости младших школьников. Анкетирование проходила в 2х класса (экспериментальный и контрольный), чтобы проверить эффективность программы внеурочной деятельности.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно - экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Программа, которая описана выше, включает разные формы работы с обучающимися, классный час, тренинг, занятие, конкурс, беседа и т.п. Мероприятия проводились педагогом-психологом с младшими школьниками в экспериментальной группе систематические в течение трех месяцев, три раза в неделю.
В рамках решения второй задачи формирующего этапа данного исследования был составлен перспективный план по включению родителей в профилактику зависимости от компьютера младших школьников.
Предварительные наблюдения показали, что после апробации разработанных нами мероприятий, дети стали менее зависимы от компьютеров, стали более заинтересованными во время занятий в школе, повысилась общая успеваемость класса.
При сравнении результатов второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальной группе уровень учащихся с отсутствием игровой зависимости повысился, а в контрольной группе, где не проводилось специальной работы, он понизился, но не значительно.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению с обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Пкр=46, получаем Пэмп<икр, следовательно различия достоверны. Выборки по уровню данного признака статистически достоверно отличаются. Следовательно, в результате статистического анализа данных, полученные значения, свидетельствуют о присутствии отличий между контрольным и экспериментальным классами по всем рассматриваемым показателям, на этапе вторичной диагностики.
Таким образом, на основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем судить об эффективности программы «Профилактика игровой зависимости» во время формирующего эксперимента, который дал положительные результаты в профилактике игровой зависимости младших школьников.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова.
- Москва-Воронеж, 2013. - 106 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов.
- 4-е изд., стереотип [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2012. - 315 с.
3. Акопов, А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции [Текст] / А.Ю. Акопов. - СПб.,2014.- 203 с.
4. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизации процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: «Педагогика», 1977. - 356 с.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 453 с.
7. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Текст] / Э. Берн. - Минск: Попурри, 2008 - 528 с.
8. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2009. - 321 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПБ.: Питер, 2008. - 400 с.
10. Бубеев, Ю.А., Козлов, В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабелитация [Текст] / Ю.А. Бубеев. - М.: Слово, 2018. - 312 с.
11. Войкуновский, А.Е. А.Е. Исследования Интернета в психологии [Текст] / А.Е. Войкуновский // Интернет и российское общество. -2015.- № 4. - с. 235-250.
12. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е.Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 2. - С. 140 - 153.
13. Волкова, Е Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст] / Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2014. -№3. - C.4-10.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский // том 2. - М.: Педагогика, 1983. - 562 с.
15. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 1986. - №12. - С. 18-27.
16. Галич, С.А. Социологический анализ игровой зависимости как формы культурной девиации [Текст] / С.А. Галич. - М., 2012. - 206 с.
17. Гиппенрейдер, Ю.П. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.П. Гиппенрейдер. - М.: ИсРО, 1996. - 280 с.
18. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] /
А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 115 с.
19. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 411 с.
20. Гордон, Л.А. Проблемы и перспективы общественного развития [Электронный ресурс] / Л.А. Гордон. Дата обращения. 11.10.2018. Адрес:http://www.isras.ru.
21. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты [Текст] / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 5-9.
22. Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков [Текст] / В.Н. Друзин // Педагогика. - 2012. - №8. - С15
23. Ельмикеева, О.Р. Педагогические условия применения компьютерных игр в обучении [Текст] О.Р. Едьмикеева // Диссертация. - Йошкар-Ола,2014.- 238 с.
24. Жукова, М. В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 1. - С. 69-75.
25. Иванова, И.В. Влияние переживаний на развитие личностной
идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / И.В. Иванова. Дата обращения: 12.12.2018. Адрес:http://hpsy.ru.
26. Иванов, М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения [Текст] М.С. Иванов // Психология личности. -
2016.- № 10. - с. 11-15.
27. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2014. - 435 c.
28. Комарова, И.И., Комарова, Т.С. Дети младшего возраста и
информационные технологии [Текст] / И.И. Комарова // Педагогика. -2015.- №8 - С 113.
29. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.
пед. учеб. заведений [Текст] / Галина Михайловна Коджаспирова, Алексей Юрьевич Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 c.
30. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом [Текст] / Е.Корнеева // Мир семьи. - 2014. - № 13. - С. 17.
31. Короленко, Ц.П. Аддиктология: настольная книга [Текст] / Ц.П. Короленко. - М., 2016. - 513 с.
32. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей [Текст] / М. Куртышева. - СПб., 2015. - 56 с.
33. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Педагогика, 2017. - 213 с.
34. Лобастова, Е. И., Быкова, С. С. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников [Текст] / Е.И. Лобастова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 41-45.
35. Лусканова, Н.П. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов [Текст] / Н.П. Лусканова. - М., 2005. - 10 с.
36. Малиновский, Б. Феномен «Интернет-зависимость» [Текст] / Б. Малиновский. - М., 2009. - 213 с.
37. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2015. - 305 с.
38. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или
педагогическая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев // Директор школы. - 2013. - № 9 - С. 13-18.
39. Панов, С. Интернет-зависимость: причины и последствия [Текст] / С.Панов // Учитель. 2007. № 5. С. 63- 66.
40. Подригало, Л.П. Компьютерные игры и их возможное влияние на детей и подростков [Текст] / Л.П. Подригало // ШСН. Психоневрологи. - 2011. - № 9. - С. 56-57.
41. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных
школьников в области информационных технологий [Текст] // Естествознание в школе. - 2015.- № 4. - С. 35-39.
42. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - с.43-47.
43. Полат, Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат. - 2000. - 113 с.
44. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - М.: Москва, 2014. - 256 с.
45. Романова, А.А. Опросник «Ребенок глазами взрослого» [Текст] / А.А. Романова. - М., 2015. - с. 5.
46. Рубцов, В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. Основы социально-генетической психологии [Текст] / В.В. Рубцов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 164 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2017. - 257 с.
48. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М., 2009. - 345 с.
49. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины
формирования, особенности и последствия влияния на личность [Текст] / Ж.И. Трафимчик // Весник БГУ. Серия 3.- 2010. - №2. - С. 42¬45.
50. Трафимчик, Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста [Текст] / Ж.И.Трафимчик // ЗОЖ. - 2011. - №1. - С.22 - 26.
51. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии школьника : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
52. ФГОС НОО. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. - 325 с.
53. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст] / С.А.Шапкин // Психологический журнал. - 2016. - Т. 20. № 1. - С. 86 - 102.
54. Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст] / Е. В. Шавыркина// Гуманитарные науки и образование. - 2010. - №1. - С. 71-73.
55. Юрьева, Л.Н. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства [Текст] Л.Н. Юрьева. - М., 2012. - 156 с.