Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Работа №97707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования супружеских конфликтов 6
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов 6
1.2 Причины конфликтов в молодых семьях 10
1.3 Психотравмирующие последствия супружеского конфликта 16
1.4 Методы разрешения конфликтов в молодых семьях 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование причин возникновения конфликтов в молодых семьях 26
2.1 Описание методик исследования 26
2.2 Результаты эмпирических исследований 28
2.3. Практические рекомендации, направленные на предотвращение
конфликтов и эффективному поведению в конфликтных ситуациях 38
Вывод по главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 48
Приложение Г 49
Приложение Д 50
Приложение Е 51
Приложение Ж 54
Приложение И 57
Приложение К 60


Брачно-семейные отношения в обществе - это очень важная сфера существования, как отдельных индивидов, так и государства в целом.
Проблема конфликтности в молодой семье обладает особой значимостью. По статистике на сегодняшний день большее количество разводов приходится на семью, прожившую менее 3 лет[3, с. 120]. Именно это заставляет
исследователей уделять особое внимание молодым семьям.
Семья необходима человеку для продолжения рода и жизнеобеспечения, передачи своего культурно-исторического опыта. Молодая семья является одной из наиболее уязвимых групп общества. Имеется расслоение семей по уровню доходов, меняется характер супружеских отношений, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения нескольких поколений в семье, отношение к образованию. На первом (начальном) этапе совместной семейной жизни супругов происходит процесс превращения официально провозглашенного брачного союза в настоящую семейную единицу. Этот период достаточно сложный. В это время происходит складывание совместных потребностей, интересов, вкусов, взглядов и пр.
Семейные конфликты стали широко распространенны, что свидетельствует о наличии дисгармонии в супружеских отношениях [4, с. 142]. Сегодня особенно актуальна для науки проблема выявления характера, форм конфликтов, причин, потому что в период трансформации общества увеличилось количество разводов, особенно среди молодых семей.
Начальный этап брака - это время решения общих проблем:
1. Распределение обязанностей (разделение труда);
2. Решение жилищного вопроса;
3. Деформирование личности;
4. Решение финансовых, хозяйственных вопросов и пр.
Как известно, этот период брака самый сложный, ведь как таковой семьи ещё не сложилось и есть вероятность, что и не сложится. Очень много семей распадаются именно в этот период времени.
Для того чтобы найти наилучшее решение таких проблем, необходимо знать, как развиваются такие конфликты. Необходимо знать, что такое супружеские конфликты и как люди приходят к согласию, чтобы выработать правильную линию поведения в подобных конфликтных ситуациях.
Существует множество исследований для выявления причин конфликтов в молодых семьях. Целью данного исследования является рассмотрение влияния показателей дисгармонии: конфликтности, напряженности, агрессивности и отчужденности на возникновение конфликтов между супругами.
Число распада семей и повторных браков в настоящее время резко возрастает. Важно знать, что семья является основной ячейкой общества. Эта проблема не только межличностная, но и социальная[12, с. 276]. Именно исследования в этой области представляют большой практический интерес.
Цель исследования - изучить психологические особенности конфликтов в современной молодой семье.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы;
2. Провести эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов;
3. Обобщить результаты исследования.
4. Разработать практические рекомендации для супругов, направленные на предотвращение конфликтов и эффективному поведению в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - молодые семьи.
Предмет исследования - особенности семейных конфликтов и пути их предотвращения и разрешения.
Гипотеза исследования: важными причинами конфликтов в молодых семьях может служить дисгармония межличностных отношений, которая проявляется в напряженности, отчужденности, агрессивности и конфликтности между супругами.
Эмпирическое исследование проводилось на базе выборки из тридцати человек. Участвовали пятнадцать супружеских пар в возрасте от 22 до 30 лет.
Исследование проводилось с ноября 2017 года до февраля 2018 года. Далее проводилась математическая обработка и интерпретация результатов.
В качестве методик исследования использовались:
1. Тест СОМО, методика С.В. Духновского;
2. Тест-опросник удовлетворенности браком.
3. Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
Для обработки результатов использовались математические методы: корреляционный анализ Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения.
Вопросам изучения семейных конфликтов посвящены труды Н.В. Гришиной, Н.Г. Юркевича, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, М.Я. Соловьева, В.А. Сысенко, А.И. Шипилова. В работах вышеперечисленных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, включая причины конфликтов, развод, формы конфликтного взаимодействия. Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество работ, посвященных этой проблеме, в психологии плохо изучена тема особенностей семейного конфликта в период трансформации общества, как причины, способы разрешения, истоки его возникновения, формы проявления, отношение к нему меняется по-разному.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конфликт - это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.
Участники конфликта - это определенные субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Источниками конфликта являются противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.
В отличие от деструктивных конфликтов, конструктивно разрешаемые конфликты нужны в супружеских отношениях. Поэтому цель действий участников такого конфликта -изменение его характера: из деструктивного в конструктивный.
В зависимости от такие критериев, как частота, глубина и острота конфликта в семье, семьи делятся на кризисные, конфликтные, проблемные и невротические.
Конфликты можно разделить на открытые и скрытые. Агрессия, капризность, вспыльчивость, обидчивость могут только обострить конфликтную ситуацию.
К вилам психотравмирующих переживаний можно отнести состояние полной семейной неудовлетворенности, семейную тревогу, нервно-психическое напряжение, состояние вины.
Под разрешением конфликта понимается процесс поиска решения проблемы, которое бы устроило всех участников конфликта. Существует два вида разрешения конфликта - полное разрешение конфликта и неполное разрешение конфликта. Полное разрешение конфликта происходит в том случае, если устранены все причины конфликтной ситуации и предмет конфликта. В случае с неполным разрешением конфликта - устраняются не все причины его появления. Структура техники разрешения конфликта подразумевает взаимосвязанные действия, которые составляют определенные стандарты поведения, которые в свою очередь дают возможность избежать конфликтных ситуаций, а также разрешить с помощью умения установить истинные причины конфликта, правильно проанализировать ситуацию, найти пути решения.
Проведя корреляционный анализ между степенью удовлетворенностью браком и индикаторами дисгармонии, мы установили, что корреляционная связь средняя и обратная.
Полученный анализ по методике СОМО позволяет сделать вывод о наличии положительной статистически достоверной взаимосвязи между отчужденностью и напряженностью, т.е. чем выше показатели отчужденности, тем выше показатели напряженности. Это может быть связано с тем, что травмирующие события свидетельствуют об утрате чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Отчужденность свидетельствует о росте напряженности в отношениях, стремлении отмежеваться от супруга (супруги), необходимости внутренней дистанции между приемлемой или неприемлемой частями «своего Я». Отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. А именно, что отчужденность, агрессия, напряженность и конфликтность связаны в средней степени на уровень удовлетворенности браком среди испытуемых.



1. Авдонина И.Е. Этика и психология семейных отношений (психолого¬
педагогические аспекты): учебное пособие /И.Е. Авдонина, М.В. Носкова.
-Екатеринбург: Ажур, 2010.- 246 с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их
преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 2008.-22с.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические
методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ, 2006.-120 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров,
разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 2005.- 142 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи. СПб: Речь, 2007.- 244 с.
6. Антокольская М.В. Семейное право.- М.: Юристъ, 2005. - 336 с.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
-496 с.
8. Баркан А.И. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим
детям /Алла Баркан. - М.: АСТ, 2009.- 379 с.
9. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт
Общегуманитарных Исследований, 2005. - 160с.
10. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России. - М.: ИНФРА-М, 2005.-334с.
11. Вершинин М.С. Конфликтология. - СПб, Изд-во Михайлова В.А.. 2006. - 64 с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.:КСП, 3-е изд. 2008. - 276 с.
13. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: пер. Изд- во «Экономика», 2010. - 337 с.
14. 3унг Н.Т. Т. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи // Психологический журнал. - 2007. Т.13. - №6. - 90- 92 с
15. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. СПБ, 200.¬350с.
16. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие /Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2010.- 239 с.
17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб: Питер, 2007. - 544 с.
18. Курасов Ю.М., Камышанова Т.В. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения/ Под ред. Ю.М. Курасова, Т.В. Камышановой. - Волгоград, Перемена, 2007. - 214с.
19. Куфтяк Е.В. Развитие семейного совладания и функциональности семьи /Е.В. Куфтяк, М.А. Сизова; Федер. агентство по образованию, Костром.гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2009.- 119 с.
20. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2006. Т.6. -№3. - 126-137 с.
21. Мальтиникова Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.- метод. пособие /Н.П. Мальтиникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009.¬248 с..
22. Мильшин А.О. Семья и семейные отношения. Цивилизационный взгляд /А.О. Мильшин. - Брянск: Ладомир, 2009.- 128 с.
23. Обозов H.H., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2008. Т.З, № 2, С.147-151.
24. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2006. - №2, Т.7. - 59-65 с.
25. Посысоев О.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования (учебник для ВУЗов). Москва. Власос Пресс 2005.
26. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2010.- 223 с.
27. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [учеб. пособие для фак. педагогики, психологии и соц. работы /Е.И. Артамонова и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. - 5-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008.- 190 с.
28. Психотерапия семейных отношений: [сборник /ред.-сост. Д.Я.
Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2011.- 703 с.
29. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2007. - 736 с.
30. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб.пособие /Т.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2010.- 166 с.
31. Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. - СПб., «Питер», 2005. - 540 с.
32. Светлов В. А. Управление конфликтом. - СПб., «Росток», 2008. - 136 с.
33. Стегачева С.В. Конфликт в дезадаптивной семье и его коррекция /С.В. Стегачева, Н.А. Коваль; Федер. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Каф.соц. психологии. - Тамбов: ТГУ, 2007.- 162 с.
34. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 198 с.
35. Теория семейных систем МюрреяБоуэна: основные понятия, методы и клинич. практика: [сб. ст. : пер. с англ.] /под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. - 2-е изд., стер.. - М.: Когито-Центр, 2010.- 494 с.
36. ХарчевА.Г.Социология семьи: проблемы становления науки - М: ЦСП, 2007. - 342 с.
37. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Питер, 2008.- 668 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ